.RU

Справочные материалы по теории литературы


Справочные материалы по теории литературы

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА

Понятие

Определение

Примеры

ТРОП — оборот речи, построенный на употреблении слов или выражении в переносном зна­чении, смысле (от греческого tropos — поворот).

Аллегория

— иносказательное изображение от­влеченного понятия или явления дей­ствительности при помощи конкретно­го жизненного образа. Аллегория час­то применяется в баснях и сказках.

хитрость иносказательно изображают в образе лисы, жадность — в обличии волка, коварство — в виде змеи.

Гипербола

— образное выражение, состоящее в непомерном преувеличении силы, зна­чения, размера изображаемого явления.

...редкая птица долетит до середины Днепра. (Н. В. Гоголь)

Ирония

— тонкая затаенная насмешка, один из видов юмора. Ирония может быть добродушной, грустной, злой, едкой, гневной и т. д.

Ты все пела? Это — дело...

(И. А. Крылов)

Литота

— это преуменьшение величины, си­лы, значения изображаемого предмета.

Например, в произведениях устного народного творчества — мальчик с пальчик

Метафора

Основана на переносном значении слов; перенос по сходству.

стальной нож — стальные нервы.

Пчела из кельи восковой Летит за данью полевой. (А. С. Пушкин)

Метонимия

— перенос значения (наименования) на основе смежности явлений.

Так скушай же еще тарелочку, мой милый! (И. А. Крылов) — в данном примере имеется в виду не сама тарел­ка как предмет посуды, а ее содержи­мое, т. е. уха.

Все флаги в гости будут к нам. (А. С. Пушкин)

Олицетворение (прозопея)

— один из приемов художественного изображения, состоящий в том, что животные, неодушевленные предметы, явления природы наделяются челове­ческими способностями и свойствами: даром речи, чувствами и мыслями.

Утешится безмолвная печаль

И резвая задумается радость... (А. С. Пушкин)

Перифраз

— замена названия предмета или яв­ления описанием существенных, опре­деляющих его черт и признаков, соз­дающих в нашем представлении яр­кую жизненную картину.

Унылая пора! Очей очарованье! (об осени).

(А. С. Пушкин)

Сарказм

— злая и язвительная насмешка-издевка, высшая степень иронии, одно из сильнейших средств сатиры.

Помогает обнаружить неблаговидную Сущность поведения или побуждений человека, проявляет контраст между подтекстом и внешним смыслом.

Синекдоха

— замена наименования жизненного явления названием его части вместо целого.

Девочкой она ничем не выделялась в толпе коричневых платьиц. (И. А. Бунин)

Сравнение

— определение явления или понятия в художественной речи при помощи со­поставления его с другим явлением, имеющим общие признаки с первым. Сравнение либо просто указывает на сходство (он был похож на...), либо выражается посредством подобных слов как, точно, словно и т. п.

Он был похож на вечер ясный...

(М. Ю. Лермонтов)

Эпитет

— образное определение, характери­зующее свойство, качество какого-либо лица, явления, предмета.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана.

(М. Ю. Лермонтов)

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ — это построенные по-особому синтаксические конструк­ции, необходимые для создания определенной художественной выразительности.

Анафора (единоначатие)

— оборот поэтической речи, состоя­щий в повторении созвучий отдельных слов. Звуковое единоначатие состоит в повторении отдельных созвучий.

Черноглазую девицу. Черноглазого коня!..

(М. Ю. Лермонтов)

Антитеза

— оборот поэтической речи, в котором для усиления выразительности резко противопоставлены прямо противопо­ложные понятия, мысли, черты харак­тера действующих лиц.

Они сошлись. Волна и камень. Стихи и проза, лед и пламень Не столь различны меж собой...

(А. С. Пушкин)

Градация

— постепенное усиление или усугуб­ление одна из стилистических фи­гур, состоит в группировке определе­ний с усиливающимся или умень­шающимся значением.

Не думай бежать! Это я

Вызвал. Найду. Загоню. Доконаю.

Замучу! (В. В. Маяковский)

Инверсия

— нарушение прямого порядка слов, перестановка частей фразы, придаю­щая ей особую выразительность, не­обычная последовательность, слов в предложении.

И девы песнь едва слышна Долины в тишине глубокой.

(А. С. Пушкин)

Оксюморон

— оборот, состоящий в сочетании рез­ко контрастных, внутренне противоре­чивых по смыслу признаков в опреде­лении явлений.

звонкая тишина, сладкая боль и т. п.

Риторическое обращение

(от греч. Rhetor — оратор) риториче­ские обращения очень характерны для поэтической речи и достаточно часто употребляются в текстах публицисти­ческого стиля. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы.

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

А. С. Пушкин. «Клеветникам России»

Умолчание

состоит в том, что мысль остается не до конца выраженной, но читатель догады­вается о недосказанном. Такое высказы­вание еще называют прерванным.




Эллипсис

— пропуск в речи какого-нибудь легко подразумеваемого слова, члена пред­ложения, чаще всего сказуемого.




^ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА СИНТАКСИСА

Синтаксический параллелизм (от

греч. Par alleles — идущий рядом)

— один из приемов поэтической речи. Он состоит в сопоставлении двух яв­лений путем параллельного их изо­бражения, чтобы подчеркнуть сходст­во или различие явлений. Для синтак­сического параллелизма характерной чертой является однородность по­строения фразы.

Раскудрявая березка, Ветра нет, а ты шумишь;

Ретиво мое сердечко, Горя нет, а ты болишь. ИЛИ

(1) Десять лет он отбирал вариант за ва­риантом. (2) Дело не в школьном трудо­любии и терпении — он умел изобре­тать все новые комбинации, придумы­вать все новые вопросы. (3) Так Иоганн Бах возводил свои фуги, извлекая неис­черпаемые вариации из одной темы. В данном примере для связи предложе­ний 2 и 3 используются синтаксический параллелизм и лексический повтор.

Риторический вопрос

— оборот поэтической речи, состоящий в высказывании утверждения в вопроси­тельной форме. Их употребление делает читателя или слушателя собеседником, участником разговора, беседы.

Иль нам с Европой спорить ново?

Иль русский от побед отвык?

(А. С. Пушкин. «Клеветникам России»)

Восклицание,

восклицательное

предложение

— это такой тип предложений, кото­рый заключает эмоциональные отно­шения, выраженные синтаксическим способом (частицы что, за, как, какой, вот так, ну и др.). Этими средствами высказыванию предается значение по­ложительной или отрицательной оцен­ки, передаются чувства радости, гру­сти, страха, удивления и т. п.

Ах, как ты горько, до зарезу, попозже, молодость, нужна! (А. Твардовский) ИЛИ

Ты меня любить? Да? Да? О, какая ночь! Чудная ночь! (А. П. Чехов)

Обращение

— оборот поэтической речи, состоя­щий в подчеркнутом, иногда повто­ряющемся обращении писателя к ге­рою своего произведения, к явлениям природы, к читателю, в обращении ге­роя к другим действующим лицам.

Не пой, красавица, при мне. (А. С. Пушкин)

А вы, надменные потомки!

(М. Ю. Лермонтов)

Бессоюзие (асиндетон)

— оборот поэтической речи, который состоит в пропуске между словами и предложениями соединительных сою­зов. Их отсутствие придает речи стре­мительность, выразительность, пере­дает убыстренную интонацию.

Швед, русский — колет, рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

Гром пушек, топот, ржанье, стон...

(А. С. Пушкин)

Многосоюзие

(повторяющиеся

союзы)

— оборот поэтической речи, состоя­щий в повторении одних и тех же сою­зов.

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит...

(А. С. Пушкин)

^ ФОНЕТИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Благозвучие

состоит в красоте и естественности звучания.




Аллитерация

— повторение одинаковых, созвучных согласных звуков для усиления выра­зительности художественной речи

Нева вздувалась и ревела, Котлом клокоча и клубясь...

(А. С. Пушкин)

Ассонанс

— повторение в строке, фразе, строфе однородных гласных звуков.

Пора! Пора! Рога трубят...

(М. Ю. Лермонтов)

Звукопись

— использование звукового состава слова, его звучания для усиления вы­разительности поэтической речи.

Например, звукоподражание, которое может применяться для передачи не­ния птиц, топота копыт, шума леса и реки и т. п.



^ Классификация литературных направлений

Классицизм (от лат. classicus первоклассный) — течение, возникшее в искусстве и литературе Запад­ной Европы и России в XVII-XVIII веках как выражение идеологии абсолютной монархии. В нем нашли отражение представление о рационалистической гармонии, строгой упорядоченности мира, вера в ра­зум человека. Получил свое развитие в начале XX века как неоклассицизм.

Представители:

Западноевропейская литература

Русская литература

Корнель; Буало; Мольер; Расин

А. П. Сумароков; М. М. Херасков; М. В. Ломоносов; Г. Р. Державин; Д. И. Фонвизин; Я. Б. Княжнин

Отличительные черты

Наследует традиции искусства античности

Действия и поступки героев определяются с точки зрения разума

Художественное произведение представляет собой логически построенное целое

Строгое деление героев на положительных и отрицательных (схематизация характеров). Герои идеализируются

Сюжет и композиция подчиняются принятым правилам (правило трех единств)

Повествование должно быть объективным

Значимость гражданской проблематики содержания

Деление жанров

Высокие

Низкие

Трагедия; поэма; ода

Комедия; басня; сатира

В них действуют герои, повествуется об общественной жизни, истории

В них действуют обычные люди, повествуется о повседневной жизни


Сентиментализм (от франц. sentimental — чувствительный) — литературное течение, возникшее в искусстве и литературе западной Европы и России в конце XVIII — начале XIX века. Выступает против отвлеченности и рассудочности произведений классицизма. В нем нашли отражение стремление изоб­разить человеческую психологию.

Представители

Русская литература

Н. М. Карамзин; А. Н. Радищев; В. В. Капнист; Н. А. Львов

Отличительные черты

Изображение человеческой психологии

Действия и поступки героев определяются с точки зрения чувств, преувели­ченная чувствительность героев

Идеализация действительности, субъективное изображение мира

В центре изображения — чувства, природа

Представители низших сословий наделяются богатым духовным миром

Идеалом является нравственная чистота, неиспорченность

Литературные формы

Драма

Эпос

Лирика

Мещанская драма

Сентиментальная повесть; послание; путевые заметки

Элегия; народные песни


Романтизм — течение в искусстве и литературе западной Европы и России XVIII-XIX веков, состо­ящее в стремлении авторов противопоставить не удовлетворяющей их действительности необычные образы и сюжеты, подсказанные им жизненными явлениями. Художник-романтик стремится выразить в своих образах то, что он хочет видеть в жизни, что, по его мнению, должно быть основным, определяю­щим. Возник как реакция на рационализм.

Представители

Русская литература

Зарубежная литература

В. А. Жуковский; К. Н. Батюшков К. Ф. Рылеев; А. С. Пушкин М. Ю. Лермонтов; Н. В. Гоголь

Дж. Г. Байрон; И. Гете И. Шиллер; Э. Гофман П. Шелли; III. Нодье

Отличительные черты

Необычность характеров, исключительность обстоятельств

Трагический поединок личности и судьбы

Свобода, мощь, неукротимость, вечное несогласие с окружающим — вот основные характеристики романтического героя

Интерес ко всему экзотическому (пейзаж, события, люди), сильному, яр­кому, возвышенному

Смешение высокого и низкого, трагического и комического, обыденного и необычного

Культ свободы: стремление личности к абсолютной свободе, к идеалу, к совершенству

Литературные формы

Драма

Эпос

Лирика

Проблемно-историческая драма

Роман; повесть; баллады и думы; поэмы

Элегическая; пейзажная; философская лирика


Реализм (от латинск. realis) — течение в искусстве и литературе, основным принципом которого является наиболее полное и верное отображение действительности посредством типизации. Появился в России в XIX в.

Представители

Русская литература

А. С. Грибоедов; А. С. Пушкин; М. Ю. Лермонтов Н. В. Гоголь; И. С. Тургенев; И.А.Гончаров, Н.С.Лесков, А.И. Островский, Л. Н. Толстой; Ф. М. Достоевский, А. П.Чехов; М. Е. Салтыков-Щедрин и др.

Отличительные черты

Изображение персонажей во взаимодействии с окружающим миром

Для писателя важны детали интерьера, портрета, пейзажа

Типизация персонажей

Изображение характеров и событий в развитии

Исторически конкретное общество, события, эпоха

В центре внимания конфликт: герой — общество

Литературные формы

Драма

Эпос

Лирика

Трагедия; комедия; исторические хроники

Роман; повесть; поэма; рассказ

Песня; элегия; сатира

^ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ — литературное произведение, отличительной чертой которого является изображение жизни, создание художественного образа при помощи слова.

Ход событий в произведении определяют:

композиция

конфликт

сюжет

фабула

Построение произ­ведения, располо­жение его состав­ных частей, порядок изложения событий.

Разногласие, столкнове­ние, лежащее в основе борьбы действующих лиц в художественном произ­ведении.

Ряд связанных между собой и последовательно развиваю­щихся жизненных событий, составляющих непосредст­венное содержание эпическо­го произведения.

Последовательное изложе­ние событий или происше­ствий (в хронологической последовательности), изо­браженных в художествен­ном произведении.

Одно из основных средств, при помо­щи которого писа­тель характеризует действующих лиц.

Конфликт может быть как внешним (герой и обстоя­тельства), так и внутрен­ним (герой борется со своими недостатками).

В сюжете отражаются харак­терные для жизни столкнове­ния и противоречия, взаимо­отношения людей и оценка, отношение к ним писателя.

Фабула может совпадать с сюжетом, а может и рас­ходиться с ним.

^ ОСНОВНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СЮЖЕТА

Пролог

Своеобразное вступление к произведению, эмоционально и событийно настраивает читателя к восприятию содержания произведения.

Экспозиция

Вступительная, исходная часть сюжета, изображение внешних условий, жизненной обстановки, исторических событий. Не влияет на ход последующих событий в про­изведении.

Завязка

Событие, с которого начинается действие, влекущее за собой все последующие су­щественные события в нем.

Развитие действия

Описание всего происходящего, ход событий

Кульминация

Момент наибольшего напряжения в развитии действия художественного произведения.

Развязка

Положение действующих лиц, которое сложилось в произведении в результате разви­тия изображенных в нем событий, — заключительные сцены.

Эпилог

Заключительная часть произведения, в которой может быть определена дальнейшая судьба героев и развитие событий. Это может быть и краткий рассказ о том, что про­изошло после завершения основной сюжетной линии.

^ ВНЕСЮЖЕТНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ




Вводные эпизоды

«Вставные» эпизоды, которые непосредственно не связаны с сюжетом про­изведения, а даются как воспоминания в связи с описываемыми событиями.




Лирические отступления

Могут быть собственно лирическими, философскими и публицистиче­скими. С их помощью автор передает свои чувства и мысли по поводу изображенного. Это могут быть авторские оценки героев и событий или общие рассуждения по какому-либо поводу, объяснения своей цели, по­зиции.




Художественное обрамление

Сцены, которые начинают и заканчивают событие или произведение, до­полняя его особым смыслом.




^ Основные литературные жанры

Лирика

Ода

Стихотворение восторженного характера в честь какого-либо значительного лица или события

Стихотворение

Небольшое произведение, созданное по законам поэтической речи

Элегия

Стихотворение - философское раздумье о жизни, любви, природе, течении времени

Песня

Стихотворение, предназначенное для пения

Дума (рыцарская песня по-старин.)

Народная украинская лиро-эпическая песня, исполняемая мелодическим речитативом под аккомпанемент кобзы или бандуры. К.Ф.Рылеев навал «думами» свои стихотворения на исторические темы.

Послание

Лирическое произведение, написанное в виде обращения к какому-либо лицу или лицам

Эклога

Стихи на темы жизни в деревне

Эпиграмма

Краткое сатирическое стихотворение, зло высмеивающее какое-либо лицо или общественное явление

Эпиталама

Свадебная песня, вид хоровой лирики в Древней Греции и Древнем Риме

Эпитафия

Надгробная надпись, обычно стихотворная, нередко в виде эпиграммы в Древней Греции и Древнем Риме

Драма

Трагедия

В этом произведении характер героя раскрывается в безвыходном положении, в неравной, напряженной борьбе, обрекающей его на гибель

Драма

Всякое произведение, написанное в форме разговора действующих лиц, без ав­торской речи.

Произведение, которое изображает сложный и серьезный конфликт, напряжен­ную борьбу между действующими лицами

Комедия

Произведение, в котором отражается смешное и несообразное в жизни, осмеи­вается какое-либо нездоровое общественное или бытовое явление, смешные черты человеческого характера

Мистерия

Средневековая драма, исполнявшаяся на латинском языке первоначально в ка­толических церквах, а позже как народное зрелище. Ее содержанием являлись инсценировки какой-либо церковной легенды с интермедиями

Мелодрама

Драма, действующие лица которой резко делятся на добродетельных героев и отъявленных злодеев. Имеют необычайную судьбу, наделены исключительны­ми чувствами, попадают в неправдоподобные острые положения, которые за­канчиваются благополучно. По законам жанра добродетельные герои после многих превратностей судьбы всегда одерживают победу

Фарс

Веселая комедия бытового содержания

Водевиль

Небольшая шутливая театральная пьеса с куплетами и танцами, одноактная ве­селая комедия

Трагикомедия

Совмещает в себе черты трагедии и комедии

^ Лиро-эпические жанры

Баллада

Жанр лирической поэзии, носящий повествовательный характер

Поэма

Лиро-эпическая повесть в стихах с сюжетной организацией, в которой повествовательные характеристики действующих лиц, событий и т.д. раскрыты через восприятие и оценку лирического героя

Роман в стихах

Подобно роману, сюжетен, дает широкую картину жизни, которая изображается в стихотворной форме, служащей для выражения переживания через образ лирического героя

Эпос

Анекдот

Краткий устный рассказ с остроумной концовкой, имеющий сатирическую или шутливую окраску

Притча

Небольшой рассказ, в иносказательной форме заключающий моральное или религиозное поучение

Новелла

Отличается четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки

Легенда

Прозаический жанр фольклора, в котором чудесное, фантастическое лежит в основе повествования и определяет его структуру, систему образов и изобразительных средств

^ Эпос: виды и жанры

Масштаб творческой задачи

Виды (вид – устойчивый тип поэтической структуры в пределах литературного рода)

Жанры (жанр – группа произведений внутри литературного вида, объединенная общими формальными, содержательными или функциональными признаками)

Крупные формы

Эпопея создает монументальную и всестороннюю картину

Древняя (средневековая) героическая эпопея

Роман отражает сложный жизненный процесс, большой круг жизненных явлений, по­казанных в развитии. В событиях, изображенных в романе, обычно принимают участие много действующих лиц, судьбы и интересы которых переплетаются

Семейно-бытовой Роман-утопия
Социальный Роман воспитания

Психологический Любовный роман
Философский Авантюрный роман
Исторический Роман-путешествие
Фантастический Детективный роман

Роман-эпопея освещает особенно сложный и богатый жизненный материал, охва­тывающий целую эпоху

Средние формы

Повесть изображает ряд событий, освещающих целый период жизни чело­века. В древнерусской литературе повестью называли всякое повествование о событиях исторической или частной жизни

Семейно-бытовая Фантастическая
Сказочная Психологическая
Приключенческая Философская
Историческая Социальная

Малые формы

Рассказ - небольшое произведение, посвященное отдельному событию в жизни человека, в котором автор раскрывает существенные типические черты жизни

Очерковый (описательно-повествовательный, “нравоописательный”)
Новеллистический (конфликтно-повествовательный)

Новелла отличается четкостью изображения событий, неожиданностью их развития и развязки

Сказка - прозаический художественный рассказ устного народного творчества фантастического, авантюрного или бытового характера с установкой на вымысел

Волшебная Лирическая
Социально-бытовая Фантастическая
Сатирическая Анималистическая
Социально-политическая Научно-познавательная

Басня - краткий рассказ, иногда стихотворный, имеющий иносказательный смысл, мораль и условных героев-зверей

Очерк изображает события, реально происходившие в жизни, участники которых существовали в действительности

Художественный
Публицистический
Документальный

^ Размеры стиха

Двухсложные

Трехсложные

Ямб — ударение падает на четные слоги.

Люблю грозу в начале мая ...

Ф.И. Тютчев

Дактиль — ударение падает на первый из трех слогов.

...Буря умолкла, и в ясной лазури

Солнце явилось на западе нам... К. Батюшков

Хорей — ударение падает на нечетные слоги.

Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя ... А.С.Пушкин

Амфибрахий — ударение падает на второй из трех слогов.

Вздымаются волны как горы

И к тверди возносятся звездной... А. Толстой

ПОДСКАЗКА: чтобы запомнить ритм трехсложных размеров, Николай Гумилев предлагал моло­дым поэтам такую подсказку:

Анна Ахматова — дактиль; Марина Цветаева — амфибрахий; Николай Гумилёв — анапест.

Анапест — ударение падает на последний из трех слогов.

Полевые цветы на зеленом лугу...

Безучастно на них я глядеть не могу.

А. Жемчужников

Рифма

В зависимости от места ударения

Мужская

Ударение падает на последний слог (любовь – кровь)

Женская

Последний слог безударный (правил – оставил)

Дактилическая

Ударение падает на третий от конца строки слог (глубокая – одинокая)

Гипердактилическая

Ударение падает на четвертый от конца строки слог

В зависимости от очередности рифмующихся строк

Смежная, парная

Рифмуются строки, стоящие друг за другом (АА)

Тройная

Рифмуются три подряд идущие строки (AAA)

Перекрестная

Рифмующиеся строки идут поочередно (АБАБ)

Охватная, опоясывающая, кольцевая

Из четырех строчек рифмуются между собой 1-я и 4-я, 2-я и 3-я (АББА)

Тернарная

Сложное чередование в шестистишии (ААБААБ)

В зависимости от точности повторения конечных звуков рифмующихся строк

Точная

Розы — морозы

Ассонанс

Столы — метлы

Неравносложная

Врезываясь - трезвость

Усеченная

Обошел - хорошо

sravnenie-algoritmov-topologicheskogo-analiza-kurs-lekcij-sostavitel-sorkina-v-e-oglavlenie.html
sravnenie-form-organizacii-n-rozenberg-l-e-birdcell-ml-kak-zapad-stal-bogatim.html
sravnenie-kachestva-znanij-uchastnikov-probnogo-municipalnogo-testirovaniya-otnositelno.html
sravnenie-metoda-mnogoluchevoj-kopii-i-metoda-rake-priemnika-pri-obrabotki-shirokopolosnih-signalov-v-standarte-cdma.html
sravnenie-pokazatelej-za-poslednie-sem-let-statistika-chempionatov-mira-2009-goda-v-letnih-olimpijskih-vidah-sporta.html
sravnenie-privedennih-zatrat-plan-metodika-razrabotki-realnih-obrazcov-biznes-planov-rekomendovano.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-filosofii-dlya-vuzov-i-liceev-kurs-nachitan-po-osoboj-metodike-razrabotannoj-s-celyu-povisheniya-usvoeniya-materiala-i-uvelicheniya-komfortnosti-obucheniya-220-00-stranica-9.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-geografii-dlya-7-klassa-razrabotana-na-osnove-federalnogo-komponenta-gosudarstvennogo-obrazovatelnogo-standarta-osnovnogo-obshego-obrazovaniya-po-geografii.html
  • lecture.bystrickaya.ru/b-postanovleniya-russkogo-zakonodatelstva-nachala-russkogo-gosudarstvennogo-prava.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kompleksno-celevaya-programma-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-uchashihsya.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-v-psihosomatiku-chast-4.html
  • shkola.bystrickaya.ru/teoreticheskie-osnovi-issledovaniya-sposobov-i-priemov-ubezhdeniya-v-sudebnoj-rechi.html
  • lesson.bystrickaya.ru/mvd.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/tematicheskoe-planirovanie-uchebnogo-materiala-po-russkomu-yaziku-i-literature-v-8-om-klasse.html
  • bystrickaya.ru/znak-chetiryoh-2.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/publikacii-turizm-kak-kulturno-istoricheskij-fenomen-24-00-01-teoriya-i-istoriya-kulturi.html
  • school.bystrickaya.ru/bumaga-svojstva-i-proizvodstvo.html
  • thesis.bystrickaya.ru/poryadok-vipolneniya-raboti-metodicheskie-ukazaniya-k-laboratornim-rabotam-prakticheskim-zanyatiyam-i-kursovomu-proektirovaniyu.html
  • composition.bystrickaya.ru/ozh-811-112-2-075-8-shetel-tln-oituda-studentterd-zhazbasha-zhne-auizsha-audarma-dadisin-aliptastiru.html
  • reading.bystrickaya.ru/metodi-sredstva-i-principi-vospitaniya-respublikanskaya-programma-deti-tatarstana-2005-2007-gg-rukovodstvo-po.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovetom-uchreditelej-negosudarstvennogo.html
  • znanie.bystrickaya.ru/5-komponenti-vneshnej-sredi-na-makro-i-mikro-urovnyah-metodika-swot-analiza-24-matrica-swot-24.html
  • tasks.bystrickaya.ru/115114-rossiya-g-moskva-derbenevskaya-20-str-24-informaciya-soderzhashayasya-v-nastoyashem-ezhekvartalnom-otchete-podlezhit-raskritiyu-v-sootvetstvii-s-zakonodatelstvom-rossijskoj-federacii-o-cennih-bumagah-stranica-31.html
  • crib.bystrickaya.ru/informaciya-o-realizacii-proekta-volzhskij-tranzit.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/mi-redakcionnaya-kollegiya-dejstvuyushaya-na-baze-obshestvennoj-organizacii-ekologicheskaya-vahta-sahalina-radi-predstavit-vam-vtoroj-nomer-sahalinskogo-prirodo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/razdel-vii-organizaciya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-uchebno-metodicheskij-kompleks-odobren-i-rekomendovan-k.html
  • nauka.bystrickaya.ru/velichini-i-ih-izmerenie-neobhodimo-popolnit-eyo-novimi-uprazhneniyami-iz-sistemi-razvivayushego-obucheniya.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/l-n-gumilev-istoricheskie-trudi-stranica-33.html
  • lecture.bystrickaya.ru/72-ochnaya-stavka-pervaya-povest-trilogii-kortik-bronzovaya-ptica-vistrel.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/soderzhanie-referat-stranica-5.html
  • thescience.bystrickaya.ru/izbranie-na-carstvo-mihaila-fedorovicha-romanova-karamzin-n-m-istoriya-gosudarstva-rossijskogo.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/kollekciya-298-bashkortostan-gufadata-registracii110411-kollekciya-113-g-moskva-ul-roslovka.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekcii-po-ritorike-chast-2.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/lyubor-niderle-18651944-cheshskij-arheolog-etnograf-istorik-slavist-ego-rabota-slavyanskie-drevnosti-enciklopediya-istorii-i-kulturi-drevnih-slavyan.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-ya-ahunov-1-chast-obshie-polozheniya-4-stranica-21.html
  • assessments.bystrickaya.ru/d-serkbaev-atindai-shiis-azastan-memlekettk.html
  • predmet.bystrickaya.ru/skorbnaya-situaciya-pravila-i-normi-rechevogo-etiketa-osnovnie-gruppi-1-pravila-i-normi-rechevogo-etiketa-v-nachale-obsheniya.html
  • studies.bystrickaya.ru/administrativnoe-presechenie-kak-mera-administrativno-pravovogo-prinuzhdeniya-chast-10.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-mirovaya-ekonomika-i-ntr.html
  • literatura.bystrickaya.ru/shat-chakra-nirupanaopisanie-shesti-chakr-avalon-artur.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-dlya-specialnosti-080102-mirovaya-ekonomika-moskva-2007.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.