.RU

Таинства веры

Священник Георгий Завершинский

Крещение.

Если в России, например, мы спросим у взрослого человека о том, крещен ли он, то чаще всего услышим вполне определенный точный ответ: «Конечно». Когда, продолжая этот разговор, мы отметим: «Значит, Вы – христианин», то нас могут столь же определенно поставить на место: «Ну что Вы, я – православный». Так, не задумываясь, мы иногда проводим границу между традицией, знакомой и близкой нам в образах и символах, и христианской верой, которая в этой традиции раскрывается. Вера и традиция неразлучны, как, например, разум и чувства человека. Постигнув что-то своим разумом, мы получаем удовлетворение и радость через наши чувства. И, наоборот, чувственное восприятие окружающего мира подталкивает нас к осознанию его разумного содержания.

Можно сказать, что православная традиция начинается и заканчивается верой. Впервые почувствовав веру, взрослый человек сознательно решает принять таинство Крещения. С верой он приступает ко всем церковным таинствам и молитвам. Вера сопровождает христианина всю жизнь, потому что веру дает Бог. И когда вера слабеет или затухает в нас, любовь и надежда дают новый живительный импульс, пробуждая наш разум к активному осознанию своей веры. Нелегко было бы вновь и вновь обретать веру, если бы не было православной традиции, которая ощутимым образом затрагивает чувства человека, в образах напоминая о реальности Бога и Его Церкви. Православный образ – икона, как самое верное выражение христианской традиции, не дает человеку до конца исказить веру, сбиться с пути и потеряться. К иконе нечего добавить или отнять. Лик Божий, глядя на нас с иконы без всякого осуждения и порицания за наши ошибки, выражает самую суть истины о любви Бога к человеку, раскрывшейся в Боговоплощении. Эта любовь деятельна и ощутима. Первым плодом ее является рождение человека от воды и Духа, то есть Крещение.

Когда к таинству Крещения приносят младенцев, это как нельзя больше свидетельствует о возникающем доверии людей к Богу, так как родители приносят и передают Богу самое дорогое, что у них есть – дитя, которое для матери и отца должно быть дороже всех земных сокровищ и состояний. И Бог многократно воздает человеку в ответ на его веру и любовь, Он возвращает это дитя родителям, омыв, освятив, благословив и приняв его в Небесное Царство. Что это означает для нас с вами? Как это можно понять и как правильно отнестись к таинству Крещения? Что следует делать человеку, принявшему это таинство?

Вхождение человека в Церковь начинается с Крещения. Уже само решение о том, чтобы принять Крещение самому или крестить своих детей, как мы уже отметили, является результатом благодатного действия любви Бога к человеку. По-разному это проявляется среди людей, но результат один и тот же – рождение нового «гражданина» Царствия Божия, которое совершает Сам Бог. Не сразу ощущается этот результат в жизни человека, будь то взрослый или младенец. Не следует ждать каких либо внешних перемен или чего-то такого, что вдруг само по себе изменит нашу жизнь, сделает ее лучше и чище без всякого труда и усилий с нашей стороны. Однако, несомненно, что-то происходит, потому что совершенно новое, неизъяснимое чувство наполняет жизнь человека новым смыслом. В сердце звучит призыв, приглашение, на которое нужно ответить, иначе, спустя какое-то время, все происшедшее вновь может затянуться пеленой забвения и бесчувствия к Богу. Тогда на долгие годы пропадет интерес к Церкви и таинствам, и жизнь пойдет так, как будто она не была затронута благодатью Крещения. Однако и в этом случае нельзя отступать и опускать руки, потому что когда-то свершившийся факт нашего Крещения остается непреложным. Даже если человек отречется от Бога, Бог не оставит человека никогда, Он «не до конца прогневается и не вовек враждует» и потому будет ожидать нашего покаяния всегда. Для этого и дана целая жизнь человеку, чтобы он искал Бога, и, обретя Его в своем сердце, стал вместе с Богом трудиться над самим собой, чтобы вера не ослабела и любовь не угасла.

Сотрудничество человека с Богом, деятельное участие в Божием замысле спасения делает жизнь человека осмысленной и перспективной. Многие из тех трудностей, которые человек встречает на своем жизненном пути, становятся преодолимыми. И преодолевая их, мы обретаем все большую уверенность и осознание истинности обретенного пути с Богом. В противном случае жизнь может оказаться состоящей лишь из потерь и временных обретений, за которыми опять следуют утраты, что, конечно, никогда не сможет удовлетворить человеческий разум в поисках смысла жизни. Пока мы идем своим путем, Бог молчит и ожидает, давая нам исчерпать свои возможности и убедиться, что они не беспредельны. Это часть Божественной педагогики, воспитания человека. Но, в отличие от человеческого воспитания, имеющего чаще всего внешний, принудительный характер, Бог воспитывает нас любовью. Родившись во плоти, Он Сам проходит весь жизненный путь человека: от триумфального успеха до полного отречения и предательства даже самых близких и дорогих людей. Именно потому, что Бог прошел все это Сам, Он может помочь человеку изнутри самого человека, зная человека лучше него самого.

С Крещения Господня начинается полное вхождение Бога в человеческую жизнь, и человек обретает возможность стать причастником Божественной жизни. Христос крестился, чтобы мог креститься каждый человек, чтобы он мог очиститься, омыться той водой, которую Бог однажды освятил Своим вхождением в нее и принятием Крещения от рук Иоанна. Дух Божий, сошедший на Иисуса Христа после Крещения, засвидетельствовал Его Божество и благоволение Бога Отца, бывшее на Нем. Так совершилось откровение Бога-Троицы, Который Сам пожелал так открыться человеку, чтобы ему стала доступна Божественная любовь. Таинство Духа Божия, в церковной традиции следующее за таинством Крещения, называется Миропомазанием или личной пятидесятницей, потому что исторически для человека полнота даров Духа раскрылась в день Пятидесятницы или Троицы, после Воскресения и Вознесения Христа. Однако уже в Крещении на Иордане Иисус Христос явился миру как Сын Божий, на Котором подобно голубю почил Святой Дух. Поэтому в православной традиции таинство Крещения во имя Отца, Сына и Святого Духа и таинство Миропомазания совершаются одно за другим без перерыва во времени.

Практическим осуществлением нашей веры и следствием Крещения и Миропомазания является участие человека в церковных таинствах. Центральным и образующим среди них является таинство Евхаристии. Для участия в этом таинстве собственно и совершается Крещение. Не все и не всегда, к сожалению, осознают, что реально быть православным христианином невозможно, если человек не причащается за Божественной Евхаристией.

Миропомазание.

О том, что новорожденного младенца нужно будет скоро крестить, знает большинство родителей, вне зависимости от того, являются они сами достаточно знающими и опытными в церковном смысле людьми или нет. Кто из мам, пап, бабушек или дедушек не хочет, чтобы их любимое чадо обрело небесного покровителя и было ограждено от всякого «сглаза, порчи» или болезни? Кому не будет радостно и приятно осознавать, что хоть сам он или она и не слишком тянутся к Церкви, но вот их дочь или сын уже наверстают упущенное родителями и вырастут в вере? Тогда уже жизнь у них наверняка сложится удачно и счастливо! В таком случае и нам, родителям, от счастья наших детей, может быть, что-нибудь перепадет.

Иногда нас поражает в себе самих такая духовная безалаберность, такая отстраненность от своей собственной жизни и веры. Пусть «где-то кто-то когда-нибудь», но пока не я, еще не настало время, еще не пришел срок моей веры, вот «выйду на пенсию», тогда, может быть, займусь. А сейчас пока пусть покрестят моего ребенка, «может, хоть болеть не будет». А уж я как-нибудь сам, своим умом проживу. Проходит год за годом, а в жизни что-то важное так и не происходит, остается ощущение недосказанного, недоделанного, непережитого. Мы успокаиваемся, говоря себе, что живем для своих детей, а уж они будут жить лучше, полнее и проживут вместе со своей жизнью и ту недоставшуюся нам часть.

Может быть так и устроен мир, что родители живут для своих детей и внуков, а те, в свою очередь, будут жить для своих? Может быть, действительно, смысл нашей жизни только лишь в том, чтобы родить детей и устроить их жизнь лучше нашей собственной? Но если бы это было так, то где же тогда конец этой цепи длиной в человеческую историю? Когда закончится перепоручение ответа на насущный вопрос и перекладывание ответственности за этот ответ от одного поколения на другое? Кто и когда возьмет на себя бремя ответственности сказать, что он знает, откуда пришел, зачем и куда идет? Если бы мы даже ничего не знали о Христе, то, наверное, подумали бы, что только Кто-то Высший, Сверхразумный, Сверхосведомленный может сделать это. Если Он есть. Но если бы Его не было, то не было бы и самого вопроса, потому что некому было бы его даже поставить.

Однажды в человеческой истории один Человек сказал, что Он знает Своего Отца Небесного, также как и Отец знает Его. Сказать эти слова никто и никогда не осмеливался ни до, ни после Христа. Поэтому они были и остаются невыносимыми для многих. Поэтому люди восстали на Христа и распяли Его. Поэтому Бог воскресил Его. Бог не наказал преступников, безмерно оскорбивших Его, Он только воскресил Своего Сына, потому что любит Его. Бог любит и тех преступников, только они пока об этом не знают, потому что всегда перекладывали ответственность на других, а любить не научились. Для того и пошел Христос на смерть, чтобы человек научился любить и принял эту любовь как факт бытия своего личного, а не только своих детей и внуков. Он пошел на смерть, чтобы воскреснуть и дать всем верующим в Него вместе с ответом на насущный вопрос и осуществление всего желаемого в жизни.

Мы просим у Бога помощи, разрешения жизненных проблем, здоровья и долголетия нам и нашим детям. Если мы просим с верой, то Господь дает все желаемое и даже «сверх того». Вот об этом «сверх того» стоит поговорить. Когда мы обращаемся с просьбой, скорее всего мы не знаем, что просим. Представим себе, что мы вдруг предстали перед могущественным правителем: царем, королем или президентом Соединенных Штатов. И нам говорят, что «сегодня твой день – проси, что хочешь, и все будет тебе». Станет ли кто просить о чем-то малозначимом, преходящем, о том, что сегодня есть, а завтра кончится. Наверное, мы, напрягая свой разум и чувства, постараемся попросить о чем-то существенном, чтобы, пользуясь случаем, обеспечить себе счастье на всю жизнь. Ведь во власти этого правителя дать нам это. Насколько же больше нам может и хочет дать Бог! Поэтому «сверх того» – это не малая прибавка к нашему желанию, а дар того великого и главного, о чем мы, возможно, и не подозреваем. Прося у Бога с верой многого, мы получаем несравненно большее, то есть то, что никогда не кончится и всегда будет приносить нам счастье. Это большее есть дар Духа Святого, Утешителя, Духа истины. Придя, этот Дух открывает нам правду о Христе, Человеке, Который знает откуда пришел и куда идет, потому что идет «к Своему Отцу и Отцу нашему, Богу Своему и Богу нашему». Следуя в Духе за Христом, человек восходит к Богу вместе с Ним. Первый раз об этом Церковь нам сообщает в таинстве Миропомазания, следующем сразу за Крещением.


tv-zbrueva-ii-shaposhnikovaastrahan-rossiya-kniga-adresovana-specialistam-v-oblasti-lingvodidaktiki-metodiki.html
tva-kak-ponyatie-o-sverhestesstvennom-yavlenii-togda-kak-v-dejstvitelnosti-ono-est-metastabilnoe-sverhdiamagnichivanie-veshestv-sankt-peterburg-2009.html
tvc-22122006-moment-istini-221500-karaulov-andrej-gosduma-rf-monitoring-smi-23-25-dekabrya-2006-g.html
tvc-25-chas-16022008-kolosov-ilya-0010-gosduma-rf-monitoring-smi-16-18.html
tvc-delovaya-moskva-08022007-sashina-irina-1350-gosduma-rf-monitoring-smi-9-fevralya-2007-g.html
tvc-delovaya-moskva-25112005-protasenko-gleb-1305-pervij-kanal-novosti-25-11-2005-neroznak-vsevolod-09-00-19.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rossijskaya-gosudarstvennaya-biblioteka-dlya-slepih-tiflobibliograficheskij-otdel.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-referativnoj-informacii-stranica-3.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/urok-puteshestvie-v-serebryanij-vek.html
  • abstract.bystrickaya.ru/22-teoreticheskie-osnovi-resheniya-zadaniya-yu-b-chervach-metrologiya-standartizaciya.html
  • writing.bystrickaya.ru/buhgalterskij-uchet-i-analiz-debitorskoj-i-kreditorskoj-zadolzhennosti-na-predpriyatii.html
  • textbook.bystrickaya.ru/hudik-va-psihologiya-anomalnogo-razvitiya-lichnosti-v-detskom-hrestomatiya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rezultati-golosovaniya-11-chas-34-min-45-sek-s-m-mironov-predsedatelstvuyushij.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/igor-severyanin-i-mistifikacii-serebryanogo-veka.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-uchebnikov-dlya-5-9-klassov-na-20112012-uch-g.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/proshalnaya-gastrol-uroki-nachinayutsya-148.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/drevnyaya-istoriya-bretani.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kontrolnaya-rabota-po-kursu-nalogi-i-nalogooblozhenie.html
  • literature.bystrickaya.ru/chast-x-grazhdanskie-ustanovleniya-kratkij-kurs-hristianskogo-ucheniya-na-osnove-ocherka-hristianskogo-ucheniya.html
  • urok.bystrickaya.ru/posobie-razrabotano-docentom-cilovoj-e-g-assistentom-morozovoj-e-a-odobreno-metodicheskoj-komissiej-kafedri-visshaya-matematika-stranica-4.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-v-v-1-rezanie-materialov-i-rezhushij-instrument.html
  • grade.bystrickaya.ru/misli-o-sovremennom-znachenii-istorii-znanij-rossii-razmishleniya-i-zametki-sh-a-amonashvili-na-polyah-pomogut.html
  • institut.bystrickaya.ru/svedeniya-kotorie-neobhodimo-ukazat-v-zayavlenii-informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-11.html
  • institute.bystrickaya.ru/gosduma-rf-monitoring-smi-13-fevralya-2007-g.html
  • school.bystrickaya.ru/kabinet-pedagoga-psihologa-publichnij-otchet-g-sizran.html
  • klass.bystrickaya.ru/61-chel-xiy-kazahstan-prodzatrudneniya-kniga-1932-1934.html
  • books.bystrickaya.ru/doklad-rossijskimi-zheleznimi-dorogami.html
  • composition.bystrickaya.ru/oficialnij-spisok-uchastnikov-podprogrammi-molodaya-semya-na-2011-god-po-gorodu-tyumeni-stranica-3.html
  • universitet.bystrickaya.ru/struktura-proizvodstva-produkcii-po-osnovnim-otraslyam-promishlennosti-sergeev-i-v-s32-ekonomika-predpriyatiya-ucheb-posobie-2-e-izd.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obshestvo-gosudarstvo-pravo-chast-12.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-2-teorii-i-prichini-detskoj-psihopatologii-uchebnoe-posobie-po-kursam-detskoj-i-podrostkovoj-patopsihologii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/storya-rozvitku-pedatr-v-ukran.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstavleniya-m-vebera-o-meste-i-roli-nauki-i-uchenogo-v-sisteme-socialnoj-realnosti-po-rabote-nauka-kak-prizvanie-i-professiya.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sto-pudov-80-ot-010207-g-sto-pudov-77-ot-11-01-07-g.html
  • textbook.bystrickaya.ru/k-chitatelyu-tekst-vosproizveden-po-izdaniyu-sigizmund-gerbershtejn-zapiski-o-moskovii-m-mgu-1988.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/voprosi-metodicheskie-ukazaniya-k-prakticheskim-rabotam-po-kursu-menedzhment-dlya-specialnosti-060800-ekonomika.html
  • desk.bystrickaya.ru/polozhenie-o-vi-ii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novij-god-vo-vladimire.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/reestrovij-nomer-stranica-3.html
  • student.bystrickaya.ru/10-voennoe-ministerstvo-organizaciya-prometej-i-prometejskoe-dvizhenie-v-planah-polskoj-razvedki-po-razvalu-rossiisssr.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-sovremennij-polskij-cheshskij-i-slovackij-detektiv.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.