.RU

Тема 2. Функции и состав семьи - Образовательная программа профессиональной переподготовки по направлению (специальности)...


Тема 2. Функции и состав семьи.

Определение семьи. Основные функции семьи (хозяйственно-бытовая, репродуктивная, воспитательная, эмоциональная, «психотерапевтическая», духовного общения, сексуально-эротическая, первичного социального контроля). Состав семьи (нуклеарная, расширенная, полная, неполная). Виды семей (традиционная, семья-содружество, «двухкарьерная» семья, открытая семья и пр.). Семья по происхождению (рождению) и семья как брачный союз. Альтернативные формы брачно-семейных отношений в современном обществе.


Семинар 2. Функции и типология современной семьи


1.      Основные функции семьи. Общественное и индивидуальное значение семейных функций.

2.      Проанализируйте последствия функциональной дезорганизации семейной жизни.

3.      Перечислите признаки и критерии, по которым в психологии и социологии выделяют категории современной семьи и брачно-семейных отношений.

4.      Назовите признаки здоровой и дисфункциональной семьи.


Литература


1.      Гурко Т.А. Трансформация института современной семь // Социологические исследования. – 1995. - №10. – С.95-99.

2.      Дружинин В.Н. Психология семьи. – М., 1996.

3.      Зацепин В.И. Брак и семья. // Райгородский Д.Я. Психология семьи (Серия «Психология семейных отношений»). Учебное пособие для факультетов психологии, социологии, экономики и журналистики. – Самара: Издательский дом «БАХРАМ-М». 2002. – 3-32.

4.      Зацепин В.И. Молодая семья. – Киев. 1991.

5.      Здравомыслова О.М. Психологические и социально-культурные функции семьи // Эволюция семьи и семейная политика в СССР. – М., 1992.

6.      Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М. -1988.

7.      Смелзер Н. Социология. М., 1994.

8.      Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000. – С. 98-127; 128-136.

9.      Эдеймиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 2000.


Тема 3. Жизненный цикл развития семьи

Семья как саморегулирующаяся динамическая система. Жизненный цикл развития семьи (Е. Дюваль Б. Картер, М. МакГолдрик, Т.А. Васильева). Характеристика основных стадий жизненного цикла семьи (добрачный период, образование новой семьи, семья с маленькими детьми, семья с детьми подросткового возраста, период «выхода» из семьи взрослых детей, семья в период старения и старости). Специфика задач, решаемых на каждой из стадий. Мотивы вступления в брак. Теория «фильтров» (Д. Удри). Особенности добрачных отношений и их влияние на развитие семьи. Факторы риска стабильности новой семьи. Роль родительской семьи (семьи по происхождению) для формирования и функционирования новой семьи. Нормативные кризисы развития семьи. Факторы нарушения функционирования семьи: сверхсильные; длительные хронические; резкое изменение стереотипа жизни семьи; фактор суммирования трудностей.


Семинар 3. Жизненный цикл развития семьи


1. Почему семьи считают саморегулирующейся динамической системой? Сформулируйте понятие жизненного цикла развития семьи.

2. Дайте характеристику основным стадиям жизненного цикла развития семьи. Раскройте специфику задач, решаемых на каждой стадии жизненного цикла развития семьи.

3. Нарушения жизнедеятельности семьи. Факторы, обуславливающие семейные нарушения.

Литература


1. Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы //Вестн.Моск.ун-та. Сер. 14. Психология. 1987.N.2. С.60-72).

2. Браун Дж.5 Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001. - С.37-55 (Жизненный цикл семьи).

3. Николе М. Теоретический контекст семейной психотерапии / Семейная психотерапия (Составители Эйдемиллер Э.Г, Александрова Н.В., Юстицкис В.). - СПб., 2000. - С.27-57. (Серия "Хрестоматия по психологии").

4. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. - СПб., 1999. -С.22-28 (динамика семьи, стадии супружеских отношений).

5. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1990. -С.


Тема 4. Психология супружеских отношений

Основные характеристики супружеских отношений (характер эмоциональных связей, мотивация брака, ролевая структура семьи, особенности общения, способность к разрешению проблем, сплоченность семьи и субъективная удовлетворенность браком).

Любовь как основа построения современной семьи. Теоретические подходы к анализу любви как психологического феномена (Э. Фромм, К. Хорни. Э.Эриксон. Р.Стрернберг, В.Столин, И.Кон). Типы любви, ее генезис и развитие.


Семинар 4. Психология супружеских отношений


1.     Охарактеризуйте теоретические подходы к анализу любви как психологического феномена (Э. Фромм, К. Хорни. Э. Эриксон. Р. Стрернберг, В. Столин, И. Кон).

2.     В чем заключается специфика добрачных отношений.

3.     Какие факторы добрачных отношений могут влиять на стабильность в молодой семье?


Литература


1.      Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

2.      Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // СОЦИС, 1982. - № 2.

3.      Ковалев С.В. Психология современной семьи. – М., -1988. – С.167-177.

4.      Кон И.С. Психология ранней юности. - М., 1989.

5.      Крайг Г. Психология развития. - 1999 г. (Трехкомпонентная теория любви Стенберга - С. 699-700; Образование пар и развитие отношений: выбор брачного партнера, вступление в брак, сожительство - С. 700 - 704).

6.      Красовский Б.П. Выбор брачного партнера // Вопросы психологии. - 1993. - № 5. -С.56-58.

7.     Майерс Д. Социальная психология. - 1998. (Любовь - С. 559-568; привязанность, супружеская привязанность и счастье - С. 568-572).

8.      Розин В.М. Любовь в архаической примитивной культуре // Социально-политический журнал. - 1993. - №№ 4, 7, 9 (-С. 75-81).

9. Семенов В.С. Образы брака и любви в молодежных журналах / В кн. Молодежь. Образование. Воспитание. Профессиональная деятельность. - Л., 1973. - 164-170.

10. Сысенко В.А. Молодежь вступает в брак. - М., 1986.

11. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М., 2000. – С.151-162.

12. Фромм Э. Искусство любить: Исследование природы любви. - М., 1990.

13. Фромм Э. Душа человека. искусство любить. - М., 1992. - С. 109-179.

14. Юнг К.-Г. Брак как психологическое отношение // Конфликты детской души. Сб. статей. – М., 1995.


Тема 5. Детско-родительские отношения

Роль семьи в развитии ребенка на разных стадиях онтогенеза. Особенности детско-родительских отношений в семье (эмоциональное принятие ребенка, мотивы воспитания детей в семье, воспитательные ценности, степень удовлетворения потребностей ребенка, стиль общения и взаимодействия с ребенком, система контроля, устойчивость стиля воспитания).


Практическое занятие 1. Детско-родительские отношения


1.      Родительство как культурно-исторический и психологический феномен.

2.      Роль матери и отца в воспитании детей. Особенности материнской и отцовской любви. В чем заключаются функции роли отца и матери в современной семье?

3.      Гендерные различия в семейной социализации детей. Психологические условия усвоения половых ролей мальчиками и девочками.

4.      Виды родительских установок. Родительская позиция.

5.      Типы семейного воспитания. Виды нарушений семейного воспитания.


Литература


1.      Алешина Ю.Е., Волович А.С. Проблемы усвоения ролей мужчины и женщины // Вопросы психологии. 1991., № 4.

2.      Варга А.Я. О двух подходах к изучению родительского поведения. / Психолого-педагогические проблемы деятельности и общения школьников. – М., 1985.

3.      Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. – М, 2000. – 448с.

4.      Исследование детско-родительских отношений: Методические рекомендации к курсу «Семейное консультирование». Кемерово: Кузбассвузиздат, 2000. – 27 с.

5.      Петровский В.А., Полевая М.В. Отчуждение как феномен детско-родительских отношений / Психология семьи: Сборник статей / Сост. Т.П. Гаврилова. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. – 165 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

6.      Спиваковская А.С. Как быть родителями (психология родительской любви). М-1986.

7.      Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов (комплексная психологическая коррекция). – М, 1988. – 200 с.

8.      Спиваковская А.С. Педагогика родителям (О психологии родительской семьи). – М., 1986. – С. 101- 106.

9.      Семья в психологической консультации: Опыт и проблемы психологического консультирования. / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М., 1989. – 208.

10. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения. // Вопросы психологии. - № 3, 2000. – С.314.


Тема 6. Межпоколенные и внутрипоколенные родственные отношения в семье

Прародительство, его психологическое значение и личностный смысл для старшего поколения семьи. Типы прародительского поведения (формальное, замещающее, дистантное, содружество).

Факторы, влияющие на характер отношений между братьями и сестрами в семье. Значение сиблинговой позиции для развития личности ребенка. Значение сиблинговых отношений в зрелом возрасте.


Литература


Основная

1.      Алешина Ю.Е., Гозман Л.Я., Дубовская Е.М. Социально-психологические методы исследования супружеских отношений: Спецпрактикум по социальной психологии. - М., 1987.

2.      Алешина Ю.Е., Данилин К.Е., Дубовская Е.М.: Спецпрактикум по социальной психологии: опрос, семейное и индивидуальное консультирование. - М., 1989.

3.      Дружинин В.Н. Психология семьи. - М., 1996. - 160 с.

4.      Варга Д. Системная семейная психотерапия. - Самара, 1996.

5.      Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. - М., 1987.

6.      Ковалев С.В. Психология современной семьи. М., 1988.

7.      Ковалев С.В. Психология семейных отношений. М., 1987.

8.      Психология семьи: Сборник статей / Сост. Т.П. Гаврилова. М.: ООО «Вопросы психологии», 2002. – 165 с. (Б-ка журнала «Вопросы психологии»).

9.      Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г.Силяевой. М., 2002.

10. Райгородский Д.Я. Психология семьи (Серия «Психология семейных отношений». Хрестоматия. – Самара. 2002.

11. Ричардсон Р. Сила семейных уз. Руководство по психотерапии в помощь семье. - СПб., 1994.

12. Семейная психотерапия // Составители Эйдемиллер Э.Г, Александрова Н.В., Юстицкис В. - СПб.: Питер, 2000. –512 с. (Серия “Хрестоматия по психологии”).

13. Сысенко В.А. Супружеские конфликты. - М., 1983. - 175 с.

14. Спиваковская А.С. Как быть родителями. - М., 1986.

15. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкий В.В. Семейная психотерапия. - Л., 1988.

16. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. – СПб., 1999.

17. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений. Курс лекций. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000. –512 с.


Дополнительная

1.      Спиваковская А.С. Профилактика детских неврозов. Комплексная психологическая коррекция. - М., 1988.

2.      Столин В.В. Самосознание личности. - М., 1983. -С.30-62 (Формирование самосознания и детско-родительских отношений; метакомплиментарное отношение, транзакции и формирование самосознания).

3.      Семенов В.С. Образы брака и любви в молодежных журналах / В кн.: Молодежь. Образование. Воспитание. Профессиональная деятельность. - Л., 1973. С.164-170.

4.      Фигдор Г. Дети разведенных родителей: между травмой и надеждой (психоаналитическое исследование). - М., 1995. - 376.

5.      Аккерман Н. Семья как социальная и эмоциональная единица / Семейная психотерапия (Составители Эйдемиллер Э.Г, Александрова Н.В., Юстицкис В.). - СПб., 2000. - С.17-27. (Серия “Хрестоматия по психологии”).

6.      Алешина Ю.Е. Цикл развития семьи: исследования и проблемы // Вестн.Моск.ун-та. Сер.14. Психология. 1987.N.2. С.60-72).

7.      Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. М. 1994.

8.      Алешина Ю.Е., Борисов И.Ю. Поло-ролевая дифференциация как комплексный показатель межличностных отношений супругов // Вест. Моск. ун-та. Серия 14 “Психология”. - 1989, № 2. - С. 44-53.

9.      Байярд Д., Байярд Р. Ваш беспокойный подросток. М., 1991.

10. Бейкер К.Г. Теория семейних систем Боуэна //Вопросы психологии. 1991. N.6.

11. Берн Э. Игры в которые играют люди. Психология человеческих отношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер. с англ./ Общ.ред. М.С.Мацковского. - СПб.: Лениздат, 1992. - 400с. (Родительское программир4ование, Ч.2. - С.175-284).

12. Бодалев А.А., Обозова Н.Н., Столин В.В. О службе семьи // Псих. журнал - 1981. Т.2, № 4. - С.91-99.

13. Бурменская Г.В., Карабанова О.А., Лидерс А.Г. Возрастно-психологическое консультирование. Проблемы психического развития детей. - М., 1990. - 136 с.

14. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. - СПб., 2001. - 352 с. (Серия “Золотой фонд психотерапии”).

15. Волкова А.Н., Трапезникова Т.М. Методологические приемы диагностики супружеских отношений // Вопр. псих. - 1985, № 5. - С. 110-116.

16. Воспитание детей в неполной семье / Под ред. Н.М.Ершовой. М., 1980.

17. Гозман Л.Я., Алешина Ю.Е., Дубовская Е.М. Социально-психологические методики исследования супружеских отношений. - М., 1987.

18. Гозман Л.Я., Шлягина Е.И. Психологические проблемы семьи // Вопросы психологии. - 1985. -№.2.

19. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи // Социологические исследования. 1995. N.10. С.95-99.

20. Гурко Т.А. Влияние добрачного поведения на стабильность молодой семьи // Социол. исследования (СОЦИС). - 1982, № 2. - С.88-92.

21. Думитрашку Т.А. Влияние внутрисемейных факторов на формирование индивидуальности // Вопр. псих. - 1991, № 1. - С. 135-143.

10. Здравомыслова О.М. Психологические и социально-культурные функции семьи // Эволюция семьи и семейная политика в СССР. – М., 1992.

22. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении ребенка: Кн. Для воспитателей детского сада и родителей. -2-е изд., доп. - М.: Просвещение, 1993. -192с. (Отклонения в личности родителей; отношения в семье и воспитании как причина неврозов).

23. Захаров А.И. Неврозы у детей и психотерапия. СПб.: СОЮЗ. 1998. - 336с. ( Развитие неврозов у детей в семье. -С.6-49; Влияние семейных факторов на снижение темпа психического развития детей. -С.79 - 87).

24. Захаров А.И. Происхождение детских неврозов и психотерапия. - М., 2000. - 448 с.

25. Калмыкова Е.С. Психологические проблемы первых лет супружеской жизни // Вопр. псих. - 1983, № 3. - С.83-89.

26. Кратохвил С. Психотерапия семейно-сексуальных дисгармоний. - М., 1991.

27. Левкович В.П., Зуськова О.Э. Социально-психологический подход к изучению супружеских конфликтов // Псих. журнал. - 1985. Т.6., № 3. - С. 126-137.

28. Левкович В.П. Особенности супружеских взаимоотношений в разнонациональных семьях // Психологический журнал. 1990. Т.11., N.2. С. 25-36.

29. Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. - Л., 1983. - 256 с.

30. Мацковский М.С., Гурко Т.А. Молодая семья в большом городе. - М., 1986. - 48с.

31. Николс М. Теоретический контекст семейной психотерапии / Семейная психотерапия (Составители Эйдемиллер Э.Г, Александрова Н.В., Юстицкис В.). - СПб., 2000. - С.27-57. (Серия “Хрестоматия по психологии”).

32. Обозов Н.Н., Обозова А.Н. Динамика супружеских затруднений // Псих. журнал. - 1982. Т.3, № 2. - С.147-151.

33. Олейник Ю.Н. Исследование уровня совместимости в молодой семье // Псих. журнал. - 1986. - № 2. - С. 59-67.

34. Пезешкиан Н. Позитивная семейная психотерапия: Семья как терапевт / Пер. с англ., нем. - М.: Смысл, 1993. -332с.

35. Поддубный Н.В. Психологические аспекты первичной беседы с разводящимися супругами // Псих. журнал. - 1987. Т.8, № 2. - С.125-131.

36. Сатир В. Как строить себя и свою семью. - М., 1991.

37. Смирнова Е.О., Быкова М.В. Опыт исследования структуры и динамики родительского отношения // Вопр. психологии. 2000. - № 3. С. 3-14.

38. Спирева Е.Н., Лидерс А.Г. Удовлетворенность браком в зависимости от структурно-функциональной характеристики семьи // Журнал практического психолога. № 5-6. 2001.

39. Черников А.В. Интегративная модель семейной психотерапевтической диагностики. - М., 1997.


19. ПсихолоГИЧЕСКАЯ СЛУЖБА


Тема 1. Психологическая служба системы образования

История и современное состояние психологической службы образования в нашей стране и за рубежом. Цели и задачи психологической службы образования. Определение психологической службы образования. Теоретические основания психологической службы образования. Цель психологической службы образования. Психологическое здоровье детей и школьников. Задачи психологической службы образования. Актуальное и перспективное направления в деятельности психологической службы. Структура службы.

^ Практическое занятие.

Сочетание общих и специальных задач психологической службы в учреждениях образования разного типа (детский сад, образовательная школа, лицей, колледж, интернат для детей, лишенных попечения родителей и т.д.).


Литература


  1. Божович Л.И. Избранные психологические труды. – М., 1995.

  2. Выготский Л.С. Собр. соч.: В 6 т. – М., 1984. – Т. 4.

  3. Давыдов В.В. Личности надо «выделаться» / С чего начинается личность. – М., 1979.

  4. Дубровина И.В. Школьная психологическая служба. – М., 1995.

  5. Лангмейер Й., Матейчек З. Психологическая депривация в детском возрасте. – Прага, 1984.

  6. Лейтес Н.С. умственные способности и возраст. – М., 1971.

  7. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 1977.

  8. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. – М., 1986.

  9. Мухина В.С. Возрастная психология. – М.. 19997.

  10. Рубинштейн С.Л. Человек и мир / Проблемы общей психологии. – М., 1976.

  11. Фельдштейн Д.И. Психология развивающейся личности в онтогенезе. – М., 1989.

  12. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте / Вопросы психологии. – 1971. - № 4.

  13. Якобсон П.М. Психология чувств. – М., 1996.



^ 20. Психология управления


Тема 1. Теоретические основы психологии управления.

Эволюция психологического подхода к управлению в ХХ веке от «человеческого материала» к «самоценной личности». Концепция экономического человека, человеческих отношений, человеческих ресурсов, самоактуализирующейся личности, развивающейся организации. Управленческая парадигма: технократическая, адаптивная организационная культура. Социально-психологические закономерности становления организационных культур. Организационная культура как интегративная характеристика организации. Социально-психологическое содержание основных типов организационных культур: органической, предпринимательской, бюрократической, партиципативной и анализ особенностей проявления социально-психологических феноменов в каждой из них. Управленческие роли руководителя: администратор, организатор, управленец. Социально-психологическая характеристика феноменов лидерства и руководства в организации.


^ Тема 2. Психология и методы управления персоналом.

Общая характеристика процесса управления персоналом. Понятие кадрового программирования. Этапы разработки и реализации кадровых программ. Управленческий аудит. Оценка потребности в персонале. Планирование трудовых ресурсов. Анализ рабочих мест. Должностные инструкции, требования к персоналу. Формирование штата и его комплектование. Набор персонала. Внутренние и внешние источники набора. Методы набора персонала. Планирование карьеры. Стадии карьеры. Типы карьеры. Программирование карьерного роста и поддерживающих мероприятий.


Литература

Основная

1. Базаров Т.Ю. Технология центров оценки для государственных служащих. Проблемы конкурсного отбора М, 1995.

2. Базаров Т.Ю. Белков Х.А., Аксёнова. Методы оценки управленческого персонала государственных и коммерческих структур М., 1995

3 Агеев В.С., Базаров Т.Ю. Скворцов. Методика составления социально-психологической характеристики для аттестации кадров М., 1986

4 Антикризисное управление от банкротства к финансовому оздоровлению М., 1998.

5. Волгин А.П. Модин А.А. Матиркина В.П. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. - М., 1992

6. Горбатова М.М. Методы управления персоналом. - Кемерово,2002.

7. Исаенко А.Н. Кадровое управление в корпорациях США.- М.,1992

8. Кунц Г., О 'Доннел С. Управление. Системный и ситуационный анализ управленческих функций. - М.: Прогресс, 1981 (в 2-х т.)

9. Мордовин С.К. Управление человеческими ресурсами. - М., 2000.

10. Михайлов Ф. Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. - Казань, 1994

11. Персонал: как руководить организацией.- М.,1993

12 Поляков. В.А. Технология карьеры.- М.,1995

13. Татарников А.А., Управление кадрами в корпорациях США, Японии, Германии. - М.,1992

14 Тернер Р. Сравнительный кантент - анализ биографий. / Вопросы социологии. 1992, №1.

15. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента.- М.,1990.


Дополнительная

1. Агеев В.С. Межгрупповое взаимодействие. М.,1990.

2. Андреева Г.М. Социальная психология. М.2000.

3. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник.- М.: Гардарика,1999.

4. Гвишиани Д.М. Социология бизнеса. - М.,1962.

5. Донцов А.И. Психология коллектива. - М., 1984.

6. Емельянов Ю.Н. Активное социально-психологическое обучение. - Л.,1985.

7. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. – М., 1990.

8. Зеленевский Я. Организация трудовых коллективов.- М.,1981.

9. Китов А.И. Психология хозяйственного управления. - М.,1991.

10. Красовский Ю.Д, Мир деловой игры. - М.,1991.

11. Кричевский Р.Л., Дубовская Е.М. Психология малой группы.- М., 1991.

12. Кричевский Р.Л., Рыжак М.М. Психология руководства и лидерства в спортивном коллективе. - М.,1985.

13. Моль А. Социодинамика культуры.- М.,1973Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. - М., 1998.

14. Пригожин А.И. Современная социология организации. - М.,1995.

15. Свенцицкий А.Л. Социальная психология управления. - С-Пб.,1986.

16. Тарасов В.К. Персонал-технология: отбор и подготовка менеджеров. - С.-Пб., 1989.


^ 21. ПСИХОЛОГИЯ КОНФЛИКТОВ


Тема 1. Проблема конфликта в психологии

Проблема конфликта в социологии и психологии личности. Конфликт в зеркале социальной этологии (К. Конрад Лоренц). Психоаналитическая концепция конфликтного поведения (З. Фрейд и Ч. Бреннер). Концепция "конфликтующих сознаний" (К. Ларсен, Г. Минтон и Х. Дельгадо). Основные исследовательские подходы в разработке проблематики межличностного конфликта в зарубежной социальной психологии:

- мотивационный подход М. Дойча

- когнитивный подход Д. Кравитца и Д. Макгрета

- организационный подход Л. Понди, Б. Кабаноффа.

Эволюция социально-психологических представлений о конфликте.


^ Тема 3. Внутриличностные конфликты

Понятие внутриличностного конфликта и его особенности. Основные психологические концепции внутриличностных конфликтов. Формы проявления внутриличностных конфликтов и их симптомы: неврастения, эйфория, регрессия, проекция, номадизм, рационализм. Способы разрешения внутриличностных конфликтов: компромисс, уход, переориентация, сублимация, идеализация, вытеснение, коррекция.


^ Тема 4. Групповые конфликты

Психологическая структура группы. Позиция личности во внутригрупповых отношениях. Давление, принуждение и контроль в группе. Классификация групповых конфликтов. Причины конфликтов. Конфликты, возникающие из-за нарушения внутригрупповых норм общения и поведения. Сопротивление нововведениям. Столкновение лидеров. Психологическая несовместимость. Нарушение личностной автономии. Стратегии коррекции внутригрупповых отношений. Последствия внутригрупповых конфликтов: развитие группы, разрушение группы, утрата групповых целей, групповой эгоизм. Конфликт типа "личность-группа" и его особенности.


^ Практическое занятие. Межгрупповые конфликты


Межгрупповые конфликты, их причины и функции.

Классификация межгрупповых конфликтов.

Конфликты норм.

Столкновение норм на границе смежных культур.


Литература


Основная

1. Александрова Е.В. Социально-трудовые конфликты: пути разрешения. - М.: ПМБ РАУ, 1993.

2. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология: учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ, 1999.

3. Грант Н. Конфликты ХХ века.- М., 1995.

4. Гришина Н. В. Психология конфликта. - СПб.: Питер, 2003.

5. Дмитриев А., Кудрявцев В. Введение в общую теорию конфликтов.- М., 1993.

6. Емельянов С.М. Практикум по конфликтологии. - СПб.: Питер, 2001.

7. Зеркин Д.П. Основы конфликтологии: курс лекций. - Ростов-н-Д: Феникс, 1998.

8. Зигерт В., Ланк Л. Руководить без конфликтов. - М.: Экономика, 1990.

9. Конфликтология. / Под ред. А.С. Карнина. - СПб: Лань, 1999.

10. Кричевский Р.Л., Дубовская Е. М. Психология малой группы: теоретический и прикладной аспекты.- М., 1991.

11. Мастенбрук У. Управление конфликтными ситуациями развития организации. - М.: ИНФРА, 1996.

12. Петровская Л.А. О понятийной схеме социально- психологического конфликта // Теоретические и методологически проблемы социальной психологии.- М., 1997.- С. 126- 143.

13. Скотт Д. Конфликты. Пути их преодоления. - Киев: Внешторгиздат, 1991.

14. Сулимов Т.С. Социальная работа и конструктивное разрешение конфликтов. - М.: Ин-т практической психологии, 1996.

15. Уткин Э.А. Конфликтология. Теория и практика. - М.: "Тандем" ЭКМОС, 1998.

16. Фишер Р. Юри У. Путь к согласию или переговоры без поражений. - М.: Наука, 1990.

17. Хасан Б.И. Психотехника конфликта и конфликтная компетентность.- Красноярск, 1996.

18. Шихи Г. Возрастные конфликты. - СПб., 1999.

19. Юнг К. Конфликты детской души. - М.: Канон, 1995.


Дополнительная

1. Андреева Г.М. Социальная психология.- М., 1994.

2. Бородкин Ф.М. Коряк Н.М. Внимание, конфликт! - Новосибирск: Наука, 1989.

3. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: учебное пособие для студентов высших учебных заведений. - М.: Аспект Пресс, 1996.

4. Ликсон Ч. Конфликт: семь шагов к миру. - СПб: Питер, 1997.

5. Линчевский Э.Э. Контакты и конфликты. - М.: Экономика, 2000.

6. Шейнов В.П. Конфликты в нашей жизни и их разрешение. - Минск: Амалфел, 1996.


Список видеоматериалов по курсу:


1. Кинофильм "Каждому свой ад" (Франция)

2. Кинофильм "Дикая любовь" (Одесская киностудия, режиссёр В. Новак)

3. Кинофильм "Жаренные зелёные помидоры" (США)


^ 22. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА


Тема 1. Возникновение и становление социальной педагогики как теории и практики

История становления социальной педагогики за рубежом. Зарождение идей и традиций учета социальных факторов и социального состояния человека в обучении и воспитании. Деокрит, Платон, Аристотель о роли общества в формировании человека, "о воспитании для государства" и необходимости учета в обучении и воспитании социального происхождения и положения. Сословно-идеологическая направленность обучения и воспитания в средневековье. Коменский об особенностях обучения человека на различных этапах возрастного развития. Социально-гуманистические идеи в педагогических учениях Возрождения. Пути развития идей социального воспитания в Европе. Концепция прагматического воспитания Дж. Локка. Становление теории и практики социально-педагогической деятельности. Социально-воспитательные идеи И. Песталоцци. Введение термина "Социальная педагогика" в научный обиход. (А. Дистервег.) Возникновение социальной педагогики как науки. П. Наторп о предмете социальной педагогики. Обусловленность воспитания социальными причинами. А. Дистервег о социальной педагогике как педагогической работе с беспризорниками и малолетними правонарушителями. П. Наторп о социальной педагогике как деятельности по интеграции воспитательных сил в целях распространения культуры. Педагогические взгляды Клода Гельвеция и Д. Дидро. Социально - преобразующая функция воспитания.


^ Тема 2: Педагогические проблемы социализации человека на разных этапах жизни

Понятие социализации человека. Социализация как процесс и как определенный результат социального развития и воспитания человека. Наследственные особенности и их влияние на социализацию человека. Основные виды социализации человека и их характеристика: полоролевая, семейно-бытовая, профессионально-трудовая, субкультурно-групповая. Ресоциализация (утрата человеком по каким-либо причинам социального опыта), отражающаяся на его самореализации в среде жизнедеятельности.
Педагогический анализ социализации человека в зависимости от преимущественного характера возрастной днятельности (игра, учеба, труд и пр.). Стадии социализации: ранняя - дошкольная; школьная; трудовая; послетрудовая. Особенности социализации человека на разных стадиях его развития. Роль семьи, системы образования, армии, других субъектов в социализации молодежи. Андрогогика как педагогическая деятельность по оказанию помощи взрослым. Вопросы педагогической помощи в персонализации человека. Геронтогогика. Особенности социального развития человека в пожилом и престарелых возрастах. Сочетание семейно-домашних и общественных форм оказания помощи пожилым и престарелым. Проблема использования опыта, знаний старшего поколения в развитии социализации молодежи. Проекты программ социально-педагогической помощи пожилым.


Литература


  1. Бочарова В. Г. Педагогика социальной работы. - М., 1994.

  2. Мудрик А. В. Социальная педагогика. - М., 1999.

  3. Мустаева Ф. А. Основы социальной педагогики. - М., 2001.

  4. Никитин В. А. Начала социальной педагогики. - М., 1999, с. 30 - 48.

  5. Социальная педагогика. - М, 1998. - с. 35 - 56.


Примерные темы дипломных работ


  1. Особенности осознания детьми дошкольного возраста понятия «семья»

  2. Влияние детско – родительских отношений на личностные характеристики ребенка в неблагополучных семьях

  3. Психологический анализ влияния музыкального образования на развитие творческих способностей учащихся

  4. Исследование влияния детско – родительских отношений на эмоциональное состояние ребенка

  5. Психологические аспекты затрудненного общения на примере педагогов дошкольного обучения

  6. Субъектный подход к развитию профессионально значимых личностных качеств будущего педагога

  7. Психологическое исследование индивидуальных различий подростков в учебной деятельности

  8. Полипрофессиональный подход в психологической профилактике жесткого обращения с детьми

  9. Компьютерное тестирование одно из направлений психологического сопровождения профилизации обучения

  10. Психологическая готовность педагогов к профессиональной деятельности

  11. Исследование интеллектуального развития детей младшего школьного возраста

  12. Психологические упражнения как средство формирования коммуникативных умений и навыков у детей дошкольного возраста

  13. Особенности самооценки тревожных детей младшего школьного возраста

  14. Формирование критического мышления студентов художественных ВУЗов средствами композиции

  15. Взаимосвязь самооценки и статусного положения в системе отношений в группе учащихся среднего школьного возраста

  16. Динамика профессионального самосознания психологов – практиков (когнитивный подход)

  17. Особенности осознания школьниками своих эмоциональных состояний

  18. Особенности тестирования педагогов – психологов в период итоговой аттестации

  19. Влияние эмоциональной тревожности на оценку ребенком себя и своих сверстников

  20. Исследование психологической картины агрессивных подростков

  21. Поло – возрастные особенности агрессивности подростков

  22. Психологические особенности детей с неврозами и невротическими состояниями

  23. Психологическое исследование взаимосвязи типов родительского отношения с показателями отношений к семейной роли

  24. Структура темперамента и профессиональный выбор старшеклассников

  25. Мотивация инновационной деятельности педагогов дошкольных учреждений

  26. Изучение семейных взаимоотношений между подростками и их родителями

  27. Влияние стиля педагогического общения на уровень школьной тревожности

  28. Исследование особенностей личности зрелого возраста (на примере профессии «человек - человек»)

  29. Взаимосвязь профессиональных предпочтений и профессиональной направленности старшеклассников

  30. Особенности тестирования педагогов – психологов в период итоговой аттестации

  31. Психологические возможности программы «Судьба и карьера»

  32. Влияние сказкотерапии на снижение уровня тревожности у детей дошкольного возраста

  33. Влияние интерактивных методов обучения на развитие способностей учащихся к эмоциональному самовыражению

  34. Исследование уровня развития общения агрессивных детей дошкольного возраста

  35. Взаимосвязь типа отношений с тревожностью и агрессивностью подростков в диадах мать – дочь, мать - сын

  36. Влияние игры на формирование произвольного поведения современных дошкольников

  37. Особенности личностных качеств учителя в процессе профессионального становления

  38. Психолого – педагогические условия развития воображения у младших школьников

  39. Психологическая готовность старшеклассников к выбору профиля

  40. Особенности взаимосвязи показателей эмоционального выгорания и совладающего поведения учителя

  41. Психологическая готовность к школьному обучению



togda-oni-idut-k-nam-rashodi-na-ozdorovlenie-detej-rastut.html
togou-morshanskaya-obsheobrazovatelnaya-shkola-internat-osnovnogo-obshego-obrazovaniya.html
tok-karabah-pmalij-mayak-portovij-i-kurortnij-gorod-yuga-ukraini-raspolozhennaya-v-yugo-zapadnoj-chasti-stepnogo.html
tok-vozbuzhdeniya-ivozb-a-240v-60gc-rukovodstvo-po-ekspluatacii-predstavlennie-v-dannom-rukovodstve.html
tokareva-a-n-institut-inostrannih-yazikov-studencheskaya-nauchnaya-konferenciya-2008-aktualnie-problemi.html
tokarno-vintoreznie-stanki-rossiya-i-sng.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/alla-dobrosockih.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-razvitiya-territorii-goroda-riddera-vostochno-kazahstanskoj-oblasti-na-2011-2015-godi-2010-god-stranica-13.html
  • school.bystrickaya.ru/ispolnitelnaya-sistema-rossijskoj-federacii.html
  • control.bystrickaya.ru/dvizhenie-knizhnogo-fonda-analiz-deyatelnosti-uchrezhdenij-kulturi-municipalnogo-obrazovaniya-kushyovskij-rajon-v-2010-god.html
  • gramota.bystrickaya.ru/vv-malov-ipos-so-ran-aspirant-dialog-kultur-i-civilizacij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/4-nedostatki-proiznosheniya-svistyashih-zvukov-priemi-postanovki-v-prakticheskoj-deyatelnosti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rol-brazilii-v-integracionnih-processah-v-zapadnom-polusharii-v-konce-hh-nachale-hhi-vv.html
  • textbook.bystrickaya.ru/kalinauskas-igop-duhovnoe-soobshestvo-stranica-24.html
  • school.bystrickaya.ru/ekaterina-medichi-2.html
  • books.bystrickaya.ru/byulleten-novih-postuplenij-za-avgust-2009-goda.html
  • urok.bystrickaya.ru/predsedatelstvuyushij-zasedaniya-provedennogo-pod-predsedatelstvom-upolnomochennogo-po-pravam-cheloveka-v-rossijskoj.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-6-psihologicheskoe-obosnovanie-demokratii-po-gegelyu-kozhevu-fukuyame-za-gorizontom-istorii.html
  • composition.bystrickaya.ru/otchet-za-2010g-r-p-talmenka.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochej-programmi-uchebnoj-disciplini-ekologicheskaya-bezopasnost-uroven-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/perechen-statej-opublikovannih-v-nauchno-metodicheskom-zhurnale-gstoriya-prablemi-vikladannya.html
  • composition.bystrickaya.ru/p-s-porohovshikova-p-sergeicha-ta-v-1913-godu-ona-bila-pereizdana-stranica-9.html
  • lesson.bystrickaya.ru/sredstva-massovoj-informacii-3.html
  • college.bystrickaya.ru/1-sistemi-tverdotelnogo-trehmernogo-proektirovaniya.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-14-pravila-okazaniya-uslug-pochtovoj-svyazi-v-red-postanovlenij-sovmina-ot-16-03-2005-n-285-ot-03-10-2006.html
  • bukva.bystrickaya.ru/mayak-novosti-31052005-100000-pervij-kanal-novosti-31-05-2005-15-00-00-11.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tema-33-issledovanie-potrebitelej-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-specialnosti-080301-65-kommerciya-torgovoe-delo-ryazan.html
  • learn.bystrickaya.ru/gomeopaticheskij-metod-v-veterinarnoj-klinicheskoj-praktike-a-v-avdeeva-otv-sekretarotv-perevodchik.html
  • learn.bystrickaya.ru/ezhednevnij-monitoring-smi-oao-rao-energeticheskie-sistemi-vostoka-03-fevralya-2010-goda.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-18-etapi-razvitiya-mirovoj-sistemi-socializma-oglavlenie.html
  • laboratory.bystrickaya.ru/v-sistema-meropriyatij-kompleksnogo-investicionnogo-plana-monogoroda-ust-ilimsk-irkutskoj-oblasti.html
  • predmet.bystrickaya.ru/resheniem-soveta.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-pedagogika-i-psihologiya-visshej-shkoli-disciplina-vhodit-v-cikl-dnm-v.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sostav-oborotnih-sredstv-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-dlya-studentov-zaochnikov-salavatskogo-industrialnogo.html
  • tasks.bystrickaya.ru/1-vozniknovenie-finansov-socialno-ekonomicheskaya-sushnost-finansov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-9-pitanie-i-uhod-za-telom-kniga-i-3.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/metallicheskie-konstrukcii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/psihologo-pedagogicheskie-nauki-i-sportivnie-disciplini-estestvenno-matematicheskie-i-tehnicheskie-nauki.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-rektoram-visshih-materiali-k-voprosu-o-hode-razrabotki-i-vvedenii-kreditnoj-sistemi.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-dopolnitelnogo-obrazovaniya-dlya-obuchayushihsya-12-16-let.html
  • textbook.bystrickaya.ru/informacionno-metodicheskie-centri-rekomendacii-k-avgustovskomu-soveshaniyu-rabotnikov-obrazovaniya-i-nauki-respubliki-tatarstan-2010.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.