.RU

Тема 4.^ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ - Учебно-методическое пособие Тамбов 2004 удк


Тема 4.


^ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ КОММЕРЧЕСКОЙ ТАЙНЫ


Тематические вопросы:

4.1. Особенности правоотношений при производстве, передаче и

потреблении информации, составляющей коммерческую тайну.

4.2. Субъекты и объекты правоотношений в области защиты

коммерческой тайны.

4.3. Правовой режим коммерческой тайны.

4.4. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях.

4.5. Права и обязанности органов государства в отношении

коммерческой тайны.

4.6. Защита прав на коммерческую тайну.


4.1. Особенности правоотношений при производстве, передаче и

потреблении информации, составляющей коммерческую тайну.


Основной объем прав на производство информации, относимой к коммерческой тайне, содержится в следующих статьях Конституции РФ.

«…Статья 29…

…4. Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом…»

Право на производство информации, свобода творчества и интеллектуальной деятельности, право на интеллектуальную собственность, полученную в результате творчества, закрепляются в ст. 29 и 44.

«…Статья 29…

…Каждому гарантируется свобода мысли и слова…».

«…Статья 44.

1. Каждому гарантируется свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом…»

Развитие положений этих статей нашло в ГК РФ:

«…Статья 139. ^ Служебная и коммерческая тайна.

1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами9.

2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.

Лица, незаконными методами получившие информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, обязаны возместить, причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору…».

В настоящее время рассматривается проект федерального закона «О коммерческой тайне».


^ 4.2. Субъекты и объекты правоотношений в области защиты

коммерческой тайны.


Информация, составляющая коммерческую тайну, определяется как научно-техническая, технологическая, коммерческая, организационная или иная используемая в экономической деятельности информация, в том числе ноу-хау, которая обладает действительной или потенциальной коммерческой ценностью в силу ее неизвестности третьим лицам, которые могли бы получить выгоду от ее разглашения или использования, к которой нет свободного доступа на законном основании и по отношению к которой принимаются адекватные ее ценности правовые, организационные, технические и иные меры охраны.

К коммерческой тайне относят также:

• знания и опыт в области реализации продукции и услуг, сведения о конъюнктуре рынка, результаты маркетинговых исследований;

• коммерческие, методические или организационно-управленческие идеи и решения.

К числу основных объектов правоотношений коммерческой тайны относятся:

обладатель коммерческой тайны — физическое или юридическое лицо, обладающее на законном основании информацией, составляющей коммерческую тайну, и соответствующими правами в полном объеме;

конфидент коммерческой тайны — физическое или юридическое лицо, которому в силу служебного положения, договора или на ином законном основании известна коммерческая тайна другого лица;

режим коммерческой тайны — система правовых, организационных, технических и иных мер, принимаемых обладателем коммерческой тайны и конфидентом коммерческой тайны по обеспечению ограниченного доступа к соответствующей информации;

носители коммерческой тайны — материальные объекты, в том числе физические поля, в которых информация, составляющая коммерческую тайну, находит отображение в виде символов, образов, сигналов, технических решений и процессов;

разглашение коммерческой тайны — деяние (действие или бездействие), которое совершается с нарушением закона или договора (в том числе трудового) и в результате которого коммерческая тайна становится известна третьим лицам;

неправомерные способы получения коммерческой тайны — собирание информации, составляющей коммерческую тайну, посредством похищения документов, подкупа или угроз, дачи взятки, введения в заблуждение, нарушения или подстрекательства (принуждения) к нарушению обязательств о соблюдении режима коммерческой тайны, а равно иным незаконным способом без согласия обладателя коммерческой тайны на передачу коммерческой тайны третьим лицам.

^ К коммерческой тайне не может относиться:

информация, составляющая государственную тайну;

информация, содержащаяся в учредительных документах;

информация, содержащаяся в документах, дающих право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационных удостоверениях, лицензиях и др.);

информация, содержащаяся в годовых отчетах, бухгалтерских балансах, формах государственных статистических наблюдений и других формах годовой бухгалтерской отчетности, в том числе в аудиторских заключениях, а также в иных документах, связанных с исчислением и уплатой налогов и других обязательных платежей;

информация, содержащая сведения об оплачиваемой деятельности государственных служащих, о задолженностях работодателей по выплате заработной платы и другим выплатам социального характера, о численности и составе работников, о наличии свободных рабочих мест;

информация об использовании имущества, содержащаяся в годовых отчетах фондов;

информация, подлежащая раскрытию эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг и владельцем ценных бумаг в соответствии с законодательством РФ о ценных бумагах;

информация о деятельности благотворительных организаций и иных некоммерческих организаций;

информация о хранении, об использовании или о перемещении материалов и об использовании технологий, представляющих опасность для жизни и здоровья населения или окружающей среды, о соблюдении экологического и антимонопольного законодательства, об обеспечении безопасных условий труда, о реализации причиняющей вред здоровью населения продукции, о других нарушениях законодательства РФ, законодательства субъектов Федерации, а также информация, содержащая сведения о размерах причиненных при этом убытков;

информация о реализации государственных программ приватизации и об условиях приватизации конкретных объектов;

информация о размерах имущества и вложенных средствах при его приватизации;

информация о ликвидации юридического лица, порядке и сроках заявлений требований его кредиторами;

информация, для которой введены ограничения на установление режима коммерческой тайны федеральным законом или принятым в соответствии с ним иным нормативным правовым актом.

^ Обладатель коммерческой тайны имеет следующие права:

устанавливать режим коммерческой тайны;

использовать коммерческую тайну в экономической деятельности, в том числе в собственном производстве товаров (работ или услуг), передавать другим лицам на основании договоров, а также включать указанную информацию в гражданский оборот иными способами;

требовать соблюдения режима коммерческой тайны лицами, получившими доступ к коммерческой тайне в результате случайности или ошибки;

на возмещение убытков, причиненных использованием информации, составляющей коммерческую тайну;

на защиту в административном порядке и на судебную защиту от нарушений своих прав на коммерческую тайну.


^ 4.3. Правовой режим коммерческой тайны.


Установление режима коммерческой тайны. Право установления режима коммерческой тайны имеет обладатель коммерческой тайны. Конфидент коммерческой тайны обязан установить режим коммерческой тайны, если это следует из обязательств, содержащихся в договоре, заключенном с обладателем коммерческой тайны. В других случаях конфидент коммерческой тайны обязан соблюдать режим коммерческой тайны, установленный ее обладателем. При этом на носителе информации или на сопроводительном документе устанавливается гриф «Коммерческая тайна».

Лицо, устанавливающее режим коммерческой тайны, самостоятельно определяет критерии отнесения информации к коммерческой тайне, срок действия режима коммерческой тайны и совокупность мер по обеспечению режима коммерческой тайны в отношении получаемой информации, в том числе постановку и снятие грифа коммерческой тайны, порядок доступа к коммерческой тайне, выбор и использование средств и методов защиты, хранения и передачи информации, составляющей коммерческую тайну.

Обязательной мерой по обеспечению режима коммерческой тайны является заключение соглашений о конфиденциальности или иных договоров, подтверждающих обязательство о неразглашении коммерческой тайны.

Дополнительные меры по обеспечению режима коммерческой тайны обладатель и конфидент коммерческой тайны устанавливают по собственному усмотрению. Дополнительными мерами могут быть установление специального порядка доступа к сведениям, составляющим коммерческую тайну, проставление специального грифа на документах, содержащих указанные сведения, ограничение круга физических лиц, имеющих доступ к указанным сведениям.

^ Изменение или отмена режима коммерческой тайны. Обладатель коммерческой тайны имеет право изменить или отменить режим коммерческой тайны, если это не нарушает обязательства, принятые им на себя при заключении соглашения о конфиденциальности или иных договоров. При изменении или отмене режима коммерческой тайны обладатель коммерческой тайны обязан в письменной форме известить об этом конфидента коммерческой тайны, с которым имеется соответствующее соглашение.

При ликвидации юридического лица — обладателя коммерческой тайны ликвидационная комиссии (ликвидатор) принимает решение о возможности и порядке дальнейшего использования и охраны информации, составлявшей коммерческую тайну ликвидируемого юридического лица.

^ Правомерное получение и использование информации, составляющей коммерческую тайну. Коммерческая тайна, полученная от ее обладателя на основании договора или в результате правопреемства, считается полученной правомерно. Информация, полученная лицом без использования неправомерных средств при проведении исследований по собственной инициативе, систематических наблюдений и сбора сведений, считается полученной правомерно и самостоятельно независимо от того, что содержание указанной информации может совпадать с содержанием коммерческой тайны другого лица.

Лицо, правомерно и самостоятельно получившее информацию, одновременно являющуюся коммерческой тайной другого лица, становится обладателем коммерческой тайны со всеми правами, предусмотренными законодательством.


^ 4.4. Охрана коммерческой тайны в трудовых отношениях.


Обязательства по соблюдению установленного работодателем режима коммерческой тайны возлагаются на работника, которому коммерческая тайна становится известна в соответствии с условиями трудового договора (контракта) или в соответствии с соглашением о соблюдении режима коммерческой тайны, заключенным в период трудовых отношений.

Допуск работника к коммерческой тайне осуществляется с его согласия и предусматривает:

ознакомление с положениями законодательства РФ о коммерческой тайне, предусматривающими ответственность за нарушение режима коммерческой тайны;

принятие обязательств перед работодателем по соблюдению режима коммерческой тайны;

ознакомление с перечнем сведений, которые составляют коммерческую тайну работодателя и к которым работник имеет право доступа;

установление размера оплаты труда работника с учетом выплаты компенсации за взятые им на себя обязательства о соблюдении режима коммерческой тайны. Размер такой компенсации устанавливается соглашением между работником и работодателем.

Конфидент коммерческой тайны, связанный с обладателем коммерческой тайны трудовыми отношениями, имеет право обжаловать в судебном порядке установление режима коммерческой тайны и (или) принятые обладателем коммерческой тайны меры по реализации указанного режима в отношении информации, которая стала известна конфиденту коммерческой тайны или может стать ему известной в результате его трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны.

После прекращения трудовых отношений работодателя и работника, которому коммерческая тайна стала известна в силу этих отношений, обязательства работника о неразглашении коммерческой тайны сохраняют силу в течение двух лет после увольнения работника, если иной срок не установлен трудовым договором (контрактом). В течение указанного срока такое лицо не вправе без согласия бывшего работодателя разглашать и (или) использовать известную ему информацию, составляющую коммерческую тайну работодателя, и (или) содействовать в ее получении другим лицам, которым данная информация неизвестна.

После прекращения трудовых отношений бывший работник обязан вернуть по требованию бывшего работодателя все имеющиеся в распоряжении работника носители коммерческой тайны.


^ 4.5. Права и обязанности органов государства в отношении

коммерческой тайны.


Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления имеют право на доступ к коммерческой тайне в пределах установленной для них компетенции законодательством РФ.

Лица, обладающие коммерческой тайной, обязаны предоставить ее органам государственной власти, иным государственным органам и органам местного самоуправления по их требованиям в пределах компетенции указанных органов в случаях, установленных законодательством РФ.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления обязаны обеспечить охрану коммерческой тайны, полученной ими в соответствии с законодательством РФ, от разглашения и неправомерного использования должностными лицами и иными служащими указанных органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей. Информация, составляющая коммерческую тайну, охраняется в указанных органах как служебная тайна.


^ 4.6. Защита прав на коммерческую тайну.


Ответственность за нарушение прав на коммерческую тайну. Нарушение прав на коммерческую тайну влечет за собой дисциплинарную, административную, гражданско-правовую, уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Лицо, которому в силу трудовых отношений с обладателем коммерческой тайны — работодателем стала известна коммерческая тайна, в случае умышленного или неосторожного разглашения коммерческой тайны при отсутствии в действиях такого лица состава преступления несет дисциплинарную или гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Органы государственной власти, иные государственные органы и органы местного самоуправления несут перед обладателем коммерческой тайны гражданско-правовую ответственность за разглашение или неправомерное использование коммерческой тайны должностными лицами таких органов, которым она стала известна в связи с выполнением ими служебных обязанностей.

Лицо, использовавшее коммерческую тайну и не имевшее достаточных оснований считать использование данной информации незаконным, в том числе получившее доступ к ней в результате случайности или ошибки, не может быть привлечено .к ответственности. По требованию обладателя коммерческой тайны такое лицо обязано принять меры по охране коммерческой тайны. При отказе такого лица принять на себя обязательство о неразглашении коммерческой тайны обладатель коммерческой тайны вправе требовать в судебном порядке защиты своих прав.

Лицо, которое предоставило другому лицу коммерческую тайну и ввело его в заблуждение в отношении правомерности своих действий, привлекается к ответственности в соответствии с законодательством РФ.

Невыполнение законных требований должностных лиц органов государственной власти, иных государственных органов или органов местного самоуправления по доступу к коммерческой тайне, а равно воспрепятствование осуществлению этими должностными лицами возложенных на них служебных обязанностей влечет за собой административную ответственность в соответствии с законодательством РФ.

^ Защита прав на коммерческую тайну. Споры о нарушении прав на коммерческую тайну рассматриваются судом, арбитражным судом или третейским судом.

Обладатель коммерческой тайны самостоятельно определяет способы защиты своих прав на коммерческую тайну и вправе требовать:

признания прав обладателя на коммерческую тайну;

пресечения действий, нарушающих режим коммерческой тайны или создающих угрозу его нарушения;

возмещения убытков, причиненных разглашением или неправомерным использованием коммерческой тайны;

выплаты компенсации в размере от 50 до 50 тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом, по усмотрению суда в случае невозможности определения размера убытков вследствие нарушения прав на коммерческую тайну;

заключения лицензионного договора или договора о передаче ноу-хау при наличии условий, определенных законодательством, и при фактическом использовании ноу-хау третьим лицом в своих интересах;

принятия иных предусмотренных законодательством и обеспечивающих защиту его прав на коммерческую тайну мер.

Если иное не установлено договором между обладателем и конфидентом коммерческой тайны, конфидент самостоятельно определяет способы защиты прав на коммерческую тайну, переданных ему обладателем коммерческой тайны по такому договору.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие виды информации не могут быть отнесены к коммерческой тайне?

  2. Кто обладает правом установления, изменения или отмены режима коммерческой тайны?

  3. Назовите виды ответственности за нарушение режима коммерческой тайны.



Тема 5.


^ ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ЗАЩИТЫ ИНФОРМАЦИИ В ОБЛАСТИ ПЕРСОНАЛЬНЫХ ДАННЫХ


Тематические вопросы:

5.1. Особенности правоотношений при производстве, передаче и

потреблении персональных данных.

5.2. Субъекты и объекты правоотношений в области персональных данных.

5.3. Правовые основы работы с персональными данными.

5.3.1. Правовой режим персональных данных.

5.3.2. Общедоступные массивы персональных данных.

5.3.3. Специальные категории персональных данных.

5.4. Права субъекта персональных данных.

5.5. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных.

5.5.1. Обязанности держателя (обладателя) массива персональных данных по блокированию, снятию блокирования и уничтожению персональных данных.

5.5.2. Обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления при взаимном обмене персональными данными и организация государственного справочного обслуживания персональными данными.

5.5.3. Передача, обезличивание, хранение и актуализация персональных данных.

5.6. Государственное регулирование работы с персональными данными.


5.1. Особенности правоотношений при производстве, передаче и

потреблении персональных данных.


В мире и в Европе отношения, связанные с обращением персональных данных, регулируются достаточно давно. Актуальность и своевременность принятия законов, регулирующих отношения в области защиты персональных данных, подтверждается зарубежным опытом.

Конвенция утверждает основные принципы охраны информации - автоматически обрабатываемые персональные данные должны:

приобретаться и обрабатываться честным и законным образом;

храниться в конкретно установленных и законных целях и не использоваться каким-либо образом, не совместимым с этими целями;

быть полными, иметь прямое отношение к цели их сбора и не превышать по объему тех потребностей, для которых они хранятся;

быть точными и там, где это необходимо, поддерживаться на уровне современности;

храниться в форме, которая позволяет идентифицировать субъекта информации в течение времени, не превышающего потребности, для которых хранится информация.

^ Институт персональных данных в России только формируется. Активизации его формирования способствует Интернет, в котором эти данные подлежат защите.

Основной целью данного института следует считать защиту основных прав и свобод человека и гражданина применительно к работе с информацией персонального характера.

^ Правовой базой настоящего института являются общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, в которых Россия участвует, Декларация прав и свобод человека и Конституция РФ.

Основные нормы Конституции РФ, направленные на защиту информации о личности, содержатся в следующих статьях:

«…Статья 23.

1. Каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени.

2. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений. Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения…

...Статья 24.

1. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются.

2. Органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны обеспечить каждому возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не предусмотрено законом…».

В России действует базовый Федеральный закон, регулирующий отношения, связанные с защитой персональных данных, – «Об информации, информатизации и защите информации», которым введены нормы в области защиты персональных данных.

«…Статья 2. Термины, используемые в настоящем Федеральном законе, их определения….

...информация о гражданах (персональные данные) – сведения о фактах, событиях и обстоятельствах жизни гражданина, позволяющие идентифицировать его личность…».

В качестве одной из целей защиты информации Закон в ст. 20 провозглашает:

– защиту конституционных прав граждан на сохранение личной тайны и конфиденциальности персональных данных, имеющихся в информационных системах;

– сохранение государственной тайны, конфиденциальности документированной информации в соответствии с законодательством.

Законом устанавливается общий режим персональных данных:

«…Статья 11. Информация о гражданах (персональные данные).

1. Перечни персональных данных, включаемых в состав федеральных информационных ресурсов, информационных ресурсов совместного ведения, информационных ресурсов субъектов Российской Федерации, информационных ресурсов органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, должны быть закреплены на уровне федерального закона. Персональные данные относятся к категории конфиденциальной информации.

Не допускаются сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения.

2. Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан Российской Федерации. Ограничение прав граждан Российской Федерации на основе использования информации об их социальном происхождении, о расовой, национальной, языковой, религиозной и партийной принадлежности запрещено и карается в соответствии с законодательством.

3. Юридические и физические лица, в соответствии со своими полномочиями владеющие информацией о гражданах, получающие и использующие ее, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

4. Подлежит обязательному лицензированию деятельность негосударственных организаций и частных лиц, связанная с обработкой и предоставлением пользователям персональных данных. Порядок лицензирования определяется законодательством Российской Федерации.

5. Неправомерность деятельности органов государственной власти и организаций по сбору персональных данных может быть установлена в судебном порядке по требованию субъектов...».

Устанавливается порядок доступа граждан к информации о них:

«…Статья 14. Доступ граждан и организаций к информации о них.

1. Граждане и организации имеют право на доступ к документированной информации о них, на уточнение этой информации в целях обеспечения ее полноты и достоверности, имеют право знать, кто и в каких целях использует или использовал эту информацию. Ограничение доступа граждан и организаций к информации о них допустимо лишь на основаниях, предусмотренных федеральными законами.

2. Владелец документированной информации о гражданах обязан предоставить информацию бесплатно по требованию тех лиц, которых она касается. Ограничения возможны лишь в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

3. Субъекты, представляющие информацию о себе для комплектования информационных ресурсов... имеют право бесплатно пользоваться этой информацией.

4. Отказ владельца информационных ресурсов субъекту в доступе к информации о нем может быть обжалован в судебном порядке…».

Федеральным законом «Об информации, информатизации и защите информации» предусматриваются также гарантии качества, надежности и профилирования информационных систем, обрабатывающих персональные данные:

«…Статья 19. Сертификация информационных систем, технологий, средств их обеспечения и лицензирование деятельности по формированию и использованию информационных ресурсов.

1. Информационные системы, базы и банки данных, предназначенные для информационного обслуживания граждан и организаций, подлежат сертификации в порядке, установленном Законом Российской Федерации «О сертификации продукции и услуг…».

Регламентируется уровень акта, защищающего персональные данные:

«Статья 21. Защита информации

...Режим защиты информации устанавливается:

в отношении персональных данных — федеральным законом…».

В развитие данной нормы в Государственной Думе подготовлен проект федерального закона «О персональных данных». Проектом закона предполагается устранить пробелы и повысить качество регулирования отношений, возникающих при работе с персональными данными независимо от применяемых средств обработки этой информации.


^ 5.2. Субъекты и объекты правоотношений в области персональных данных.


В качестве субъектов правоотношений института персональных данных выступают:

субъект персональных данных (субъект) — человек, к которому относятся соответствующие персональные данные;

держатель (обладатель) массива персональных данных (держатель (обладатель)) — федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, а также юридические лица, определяемые Правительством РФ, осуществляющие работу с массивами персональных данных на законных основаниях;

получатель персональных данных (получатель) — юридическое лицо, орган государственной власти или местного самоуправления, которому раскрываются (передаются массивы) персональные данные.

К объектам правоотношений относятся:

информация персонального характера (персональные данные) — зафиксированная на материальном носителе информация о конкретном человеке, отождествленная с конкретным человеком или которая может быть отождествлена с конкретным человеком, позволяющая идентифицировать этого человека прямо или косвенно, в частности посредством ссылки на идентификационный номер или на один или несколько факторов, специфичных для его физической, психологической, ментальной, экономической, культурной или социальной идентичности. К персональным данным относятся: биографические и опознавательные данные, личные характеристики, сведения о семейном положении, социальном положении, образовании, навыках, профессии, служебном положении, финансовом положении, состоянии здоровья и пр.;

перечень персональных данных — список категорий данных об одном субъекте, собираемых держателем (обладателем) массива персональных данных;

массив персональных данных — упорядоченная и организованная совокупность персональных данных неопределенного числа субъектов персональных данных, независимо от вида материального носителя информации и используемых средств их обработки (архивы, картотеки, электронные базы данных и т.п.).

Вводятся следующие понятия:

режим конфиденциальности персональных данных — нормативно установленные правила, определяющие ограничения доступа, передачи и условия хранения персональных данных;

сбор персональных данных — документально оформленная процедура получения на законных основаниях персональных данных держателем (обладателем) массива персональных данных от субъектов этих данных либо из других источников в соответствии с действующим законодательством;

согласие субъекта персональных данных — свободно данное конкретное и сознательное указание о своей воле, в том числе письменно подтвержденное, которым субъект данных оповещает о своем согласии на проведение работы с его персональными данными;

передача персональных данных — предоставление персональных данных их держателем (обладателем) третьим лицам в соответствии с федеральным законодательством и международными договорами;

трансграничная передача персональных данных — передача персональных данных их держателем (обладателем) другим держателям, находящимся под юрисдикцией других государств;

актуализация персональных данных — внесение изменений в персональные данные в порядке, установленном действующим законодательством;

блокирование персональных данных — временное прекращение передачи, уточнения, использования и уничтожения персональных данных;

уничтожение (стирание или разрушение) персональных данных — действия держателя (обладателя) персональных данных по приведению этих данных в состояние, не позволяющее восстановить их содержание;

обезличивание персональных данных — изъятие из персональных данных той их части, которая позволяет отождествить их с конкретным человеком.

^ 5.3. Правовые основы работы с персональными данными.


Работа с персональными данными может осуществляться держателем (обладателем) массива персональных данных только в случаях:

– если субъект персональных данных недвусмысленно дал согласие на ее проведение;

– если она необходима для выполнения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органами местного самоуправления своей компетенции, установленной действующим законодательством;

– если она нужна для достижения законных интересов держателей (обладателей) или третьей стороны, которой раскрыты персональные

– данные, имеющей лицензию на проведение работ с персональными данными, когда реализация этих интересов не препятствует осуществлению прав и свобод субъектов персональных данных применительно к их обработке;

– когда она необходима для защиты жизненных интересов субъекта персональных данных;

– когда она необходима для исполнения договора, в котором субъект персональных данных является стороной, или для принятия требуемых мер до заключения договора по просьбе субъекта;

– если она необходима для выполнения задач правоохранительных органов на законных основаниях.


5.3.1. Правовой режим персональных данных.


1. Персональные данные, находящиеся в ведении держателя (обладателя), относятся к конфиденциальной информации, кроме случаев, определенных законодательством РФ.

2. Держатель (обладатель) персональных данных обязан обеспечивать охрану персональных данных во избежание несанкционированного доступа к ним, их блокирования или передачи, а равно их случайного или несанкционированного уничтожения, изменения или утраты.

3. Режим конфиденциальности персональных данных снимается в случаях:

обезличивания персональных данных;

по желанию субъекта персональных данных;

по истечении семидесятипятилетнего срока хранения персональных данных, если иное не предусмотрено требованиями субъекта персональных данных или действующим законодательством.

4. Правовой режим персональных данных, полученных в результате деятельности правоохранительных органов, устанавливается в соответствии с действующим законодательством.

5. Для некоторых категорий персональных данных лиц, занимающих высшие государственные должности, и кандидатов на эти должности в соответствующие периоды, в частности в период предвыборной кампании, может устанавливаться специальный правовой режим их персональных данных, обеспечивающий открытость персональных данных, имеющих общественную значимость.

6. По желанию субъекта для его персональных данных может быть установлен режим общедоступной информации (библиографические справочники, телефонные книги, адресные книги, частные объявления, массивы данных для осуществления прямого маркетинга и т.д.).

7. С момента смерти субъекта персональных данных их правовой режим подлежит замене на режим архивного хранения или иной правовой режим, предусмотренный действующим законодательством.

8. Защита персональных данных умершего лица может осуществляться другими лицами, в том числе наследниками, в порядке, предусмотренном действующим законодательством о защите чести, достоинства и деловой репутации, защите личной и семейной тайн.


5.3.2. Общедоступные массивы персональных данных.


1. В целях информационного обеспечения общества могут создаваться общедоступные массивы персональных данных (справочники, телефонные книги, адресные книги и т.п.).

2. В общедоступные массивы персональных данных с письменного согласия субъекта могут включаться следующие персональные данные: фамилия, имя, отчество, год и место рождения, адрес, номер контактного телефона, сведения о профессии, иные сведения, предоставленные субъектом и (или) полученные из открытых источников, других общедоступных массивов персональных данных, если эти источники сформированы с согласия субъекта персональных данных.

3. Если персональные данные получены держателем (обладателем) общедоступного массива персональных данных из открытых источников либо иных общедоступных массивов персональных данных, держатель (обладатель) общедоступного массива информирует субъекта о содержании его персональных данных, об источниках получения и цели использования.

4. Персональные данные конкретного субъекта безотлагательно исключаются держателем (обладателем) персональных данных из общедоступного массива персональных данных на основании распоряжения этого субъекта или решения правоохранительного органа.

5. Режим конфиденциальности для общедоступных массивов персональных данных не устанавливается.


5.3.3. Специальные категории персональных данных.


1. Сбор, накопление, хранение и использование персональных данных, раскрывающих расовое или этническое происхождение, национальную принадлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, а также касающихся состояния здоровья и сексуальных наклонностей, исключительно в целях выявления этих факторов, не допускаются.

2. Исключение могут составлять случаи, если:

субъект персональных данных дал явное согласие на сообщение и обработку таких данных;

обработка необходима для защиты жизненно важных интересов субъекта данных, иного лица или соответствующей группы лиц;

обработка осуществляется с надлежащими гарантиями специальной некоммерческой организацией в ходе ее законной деятельности в политических, философских или религиозных целях и относится исключительно к членам соответствующей организации или лицам, имеющим регулярный контакт с нею в связи с ее целями, и при условии, что данные не раскрываются третьей стороне без согласия субъектов данных;

обработка касается данных, которые сделал общедоступными субъект данных, или она необходима для осуществления действий в связи с судебными исками;

обработка данных требуется в целях превентивной медицины, медицинского диагноза, а также, если данные необходимы лицу, профессионально занимающемуся медицинской либо иной соответствующей деятельностью и обязанному согласно действующему законодательству сохранять профессиональную тайну.


5.4. Права субъекта персональных данных.


Основу предоставления персональных данных составляют следующие положения законодательства:

1. Субъект персональных данных самостоятельно решает вопрос о предоставлении кому-либо любых своих персональных данных за исключением случаев, установленных законом. Персональные данные предоставляются субъектом лично либо через доверенное лицо.

2. В целях реализации своих прав и свобод субъект предоставляет данные в объеме, определяемом законодательством, а также сведения об их изменениях в соответствующие федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления, имеющих право на работу с персональными данными в пределах их компетенции.

3. Перед предоставлением своих персональных данных субъект должен быть ознакомлен держателем (обладателем) массива персональных данных с перечнем собираемых данных, основаниями и целями их сбора и использования, с возможной передачей персональных данных третьей стороне, а также информирован об ином возможном использовании персональных данных.

Правовую основу доступа субъекта к своим персональным данным, внесения в них изменений и их блокирования составляют:

1. Субъект персональных данных имеет право знать о наличии у держателя (обладателя) относящихся к субъекту персональных данных и иметь к ним доступ. Право на доступ может быть ограничено только в случаях, предусмотренных законодательством РФ.

2. Информирование граждан о наличии персональных данных у держателей (обладателей) массивов данных осуществляется на основе общедоступного Реестра держателей (обладателей) массивов персональных данных, публикуемого в средствах массовой информации.

3. Информация о наличии и содержании персональных данных субъекта должна быть выдана ему держателем (обладателем) массива персональных данных в общедоступной документированной форме, четко и ясно выраженная, и не должна содержать персональных данных, относящихся к другим субъектам.

4. Персональные данные предоставляются их субъекту по его инициативе на основании письменного запроса субъекта и документа, удостоверяющего его личность, за плату, не превышающую затраты на поиск и выдачу информации. Информация о наличии персональных данных и сами персональные данные предоставляются субъекту данных в срок, не превышающий недели с момента подачи заявления.

5. Субъект персональных данных имеет право знакомиться с документами, содержащими сведения персонального характера о нем.

6. При наличии оснований, подтвержденных соответствующими документами, субъект персональных данных вправе требовать от держателя (обладателя) этих данных внесения изменений в свои персональные данные.

7. Если субъект персональных данных выявляет их недостоверность или оспаривает правомерность действий в отношении его персональных данных, он вправе потребовать от держателя (обладателя) заблокировать эти данные.

По вопросу обжалования неправомерных действий в отношении персональных данных, порядка обращения в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным, возмещения убытков, компенсация морального вреда существует ряд положений:

1. Если субъект персональных данных считает, что в отношении его персональных данных совершены неправомерные действия, он вправе обжаловать эти действия в общем порядке, установленном действующим законодательством, либо обратиться с жалобой в уполномоченный орган государственной власти по персональным данным.

2. Обращение (жалоба, заявление, предложение) должно быть подано в письменной форме и содержать фамилию, имя, отчество и адрес субъекта персональных данных, наименование и адрес держателя (обладателя) массива персональных данных, чьи действия обжалуются, изложение существа действий или решений, нарушивших, по мнению субъекта, его права.

3. В случае установления неправомерности действий держателя (обладателя) массива персональных данных при работе с ними субъект данных имеет право на возмещение убытков и (или) компенсацию морального вреда в судебном порядке.

4. В случае передачи одних и тех же персональных данных от одного держателя (обладателя) к другому и невозможности определения конкретного виновника нанесения ущерба ответственность несет каждый держатель (обладатель) этих данных.

^ Ограничение прав субъекта на предоставление и получение своих персональных данных возможно в отношении:

1) права предоставления субъектом своих персональных данных держателям (обладателям) массивов персональных данных — для субъектов персональных данных, допущенных к сведениям, составляющим государственную тайну, — в пределах, установленных Законом РФ «О государственной тайне»;

2) права доступа субъекта к своим персональным данным, внесения в них изменений, блокирования своих персональных данных:

а) для персональных данных, полученных в результате оперативно-розыскной деятельности, за исключением случаев, когда эта деятельность проводится с нарушением действующего законодательства;

б) для персональных данных субъектов, задержанных по подозрению в совершении преступления, либо которым предъявлено обвинение по уголовному делу, либо к которым применена мера пресечения до предъявления обвинения, в органах, проводящих указанные действия;

в) для иных персональных данных в случаях, предусмотренных действующим законодательством.


^ 5.5. Права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных.


Права и обязанности держателей (обладателей) массивов персональных данных и по составлению перечней персональных данных состоят из:

1. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления имеют право выступать в качестве держателей (обладателей) массивов персональных данных и на работу с персональными данными в соответствии со своей компетенцией, установленной действующим законодательством.

2. Юридические лица имеют право на работу с персональными данными на основании решения Правительства РФ.

3. Держатель (обладатель) массива персональных данных обязан:

– получать персональные данные непосредственно от субъекта персональных данных, его доверенных лиц или из других законных источников;

– обеспечивать режим конфиденциальности персональных данных, предусмотренных законодательством РФ;

– определять и документально оформлять порядок работы служащих организационной структуры, осуществляющих работу с персональными данными массива, а также лиц, несущих юридическую ответственность за соблюдение режима конфиденциальности и сохранности персональных данных;

– обеспечивать сохранность и достоверность персональных данных, а также установленный в нормативном порядке режим доступа к ним;

– сообщать субъекту персональных данных информацию о наличии персональных данных о нем, а также предоставлять сам и персональные данные в недельный срок после поступления от него запроса, за исключением случаев, предусмотренных законодательством РФ;

– в случае отказа в предоставлении субъекту по его требованию информации о наличии персональных данных о нем, а также самих персональных данных, выдавать письменный мотивированный ответ в срок, не превышающий двух недель с момента обращения субъекта;

– в двухнедельный срок представлять по запросам уполномоченного органа государственной власти по персональным данным или по правам человека информацию, необходимую для исполнения их полномочий.

4. Лица, которым персональные данные стали известны в силу их служебного положения, принимают на себя обязательства и несут ответственность по обеспечению конфиденциальности этих персональных данных. Такие обязательства остаются в силе и после окончания работы этих лиц с персональными данными в течение срока сохранения режима конфиденциальности.

5. Федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Федерации, органы местного самоуправления или уполномоченные ими структуры — держатели (обладатели), осуществляющие работу с персональными данными в пределах компетенции, установленной действующим законодательством, разрабатывают в соответствии со спецификой своей деятельности перечни персональных данных и руководствуются ими.

6. Указанные перечни согласовываются с Уполномоченным по правам субъектов персональных данных, регистрируются в этом органе и публикуются в Реестре держателей (обладателей) массивов персональных данных, ежегодно издаваемом этим органом. Данные перечни устанавливают объем сведений, используемых федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления для реализации своей компетенции.

7. Порядок регистрации перечней персональных данных определяется Правительством РФ.

8. Держатели (обладатели) массивов персональных данных, осуществляющие работу с персональными данными по решению Правительства РФ, разрабатывают в соответствии со спецификой своей деятельности перечни персональных данных и согласовывают их с уполномоченным органом государственной власти по персональным данным.

9. Перечни персональных данных должны соответствовать целям сбора этих данных. Расширение установленных перечней для реализации целей иного характера не допускается.


5.5.1. Обязанности держателя (обладателя) массива персональных данных по блокированию, снятию блокирования и уничтожению персональных данных.


1. В случае выявления субъектом персональных данных их недостоверности или неправомерности действий с ними держателя (обладателя) массива персональных данных субъект может подать заявление держателю (обладателю) массива этих данных или обратиться к Уполномоченному по персональным данным. Держатель (обладатель) обязан принять к производству заявление субъекта и заблокировать его персональные данные с момента его получения на период проверки заявления.

2. В случае подтверждения недостоверности персональных данных держатель (обладатель) массива данных обязан на основании документов, представленных субъектом, исправить их и снять блокирование.

3. В случае установления неправомерности сбора персональных данных держатель (обладатель) обязан уничтожить соответствующие данные в срок, не превышающий трех дней с момента такого установления, и документально уведомить об этом субъекта персональных данных.

4. В случае взаимного признания правомерности действий с персональными данными или их достоверности держатель (обладатель) массива персональных данных обязан безотлагательно снять их блокирование.

5. В случае несогласия держателя (обладателя) массива персональных данных с заявлением субъекта персональных данных конфликтные ситуации рассматриваются Уполномоченным по правам субъектов персональных данных или в административном либо судебном порядке. При получении решения Уполномоченного по правам субъектов персональных данных, ответственного за ведение Регистра населения РФ, держатель (обладатель) обязан рассмотреть его, принять соответствующие меры и в месячный срок в письменной форме сообщить об этом Уполномоченному.


5.5.2. Обязанности органов государственной власти и органов местного самоуправления при взаимном обмене персональными данными и организация государственного справочного обслуживания персональными данными.


1. Органы государственной власти и органы местного самоуправления могут в своей деятельности использовать персональные данные, находящиеся у других государственных держателей (обладателей) персональных данных.

Перечни используемых данных регистрируются Уполномоченным по правам субъектов персональных данных.

2. Формирование сводных массивов персональных данных, полученных органами государственной власти или органами местного самоуправления от различных государственных держателей (обладателей) персональных данных, не допускается.

3. Контроль за использованием персональных данных, полученных органами государственной власти и органами местного самоуправления от других государственных держателей (обладателей) персональных данных, осуществляется Уполномоченным по правам субъектов персональных данных.

4. С целью организации справочного обслуживания физических и юридических лиц персональными данными Уполномоченный по правам субъектов персональных данных ведет регистр первичного учета физических лиц.

5. Уполномоченный по правам субъектов персональных данных организует справочное обслуживание физических и юридических лиц, органов государственной власти и органов местного самоуправления на основе данных регистра первичного учета персональных данных.

5.5.3. Передача, обезличивание, хранение и актуализация персональных данных.


1. Держатель (обладатель) массива персональных данных вправе передавать эти данные другому держателю (обладателю) без согласия субъекта персональных данных в случаях:

– если цели использования персональных данных получателем этих данных соответствуют целям первоначального сбора данных;

– крайней необходимости для защиты жизненно важных интересов субъекта персональных данных;

– по запросу федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, если запрашивающий орган компетентен запрашивать эти персональные данные;

– на основании закона.

2. Передача персональных данных по просьбе субъекта данных либо третьей стороны, которой передаются данные, возможна для заключения и (или) исполнения договора, в котором субъект данных является стороной, либо для принятия необходимых мер до заключения договора по просьбе субъекта персональных данных.

3. Подтверждение согласия субъекта персональных данных на передачу его персональных данных третьей стороне для использования в целях, не соответствующих целям первоначального сбора, не требуется только в том случае, если оно было получено в процессе сбора этих данных. Держатель (обладатель) массива персональных данных обязан информировать субъекта персональных данных о передаче его персональных данных третьей стороне в любой форме в недельный срок.

4. Персональные данные передаются держателем (обладателем) массива персональных данных получателю в минимальном объеме, необходимом для решения задач получателя. Передача производится во исполнение договора, заключаемого между держателем (обладателем) персональных данных и получателем, в котором документально фиксируются:

получатель информации;

основания для передачи персональных данных;

цель передачи;

состав и объем передаваемых данных;

сроки использования персональных данных (в пределах, установленных для обладателя (держателя), условия актуализации и обеспечения сохранности персональных данных.

5. При передаче персональных данных на получателя данных возлагается обязанность соблюдения режима их конфиденциальности.

6. Персональные данные, собранные на средства государственного бюджета, передаются в органы государственной власти и организации бюджетной сферы бесплатно.

7. При трансграничной передаче персональных данных передающий данные российский держатель (обладатель) массива персональных данных исходит из наличия существующего соглашения между сторонами, согласно которому получающая сторона обеспечивает адекватный российскому уровень защиты прав и свобод субъектов персональных данных и охраны персональных данных.

8. Российская Федерация обеспечивает законные меры охраны находящихся на ее территории или передаваемых через ее территорию персональных данных, исключающие их искажение и несанкционированное использование.

9. Передача персональных данных российскими держателями (обладателями) массивов персональных данных в страны, не обеспечивающие адекватный российскому порядок защиты прав и свобод субъектов персональных данных, уровень охраны персональных данных возможен при условии:

явно выраженного согласия субъекта персональных данных на эту передачу;

необходимости передачи персональных данных для заключения и (или) исполнения контракта между субъектом и держателем (обладателем) массива персональных данных либо между держателем (обладателем) и третьей стороной в интересах субъекта персональных данных;

если передача необходима для защиты жизненно важных интересов субъекта персональных данных;

если персональные данные содержатся в общедоступном массиве персональных данных.

10. При передаче персональных данных по глобальной информационной сети (Интернет и т.п.) держатель (обладатель) массива персональных данных, передающий такие данные, обязан обеспечить передачу необходимыми средствами защиты, в том числе конфиденциальности.

11. Для проведения статистических, социологических, исторических, медицинских и других научных и практических исследований держатель (обладатель) массива персональных данных обезличивает используемые данные, придавая им форму анонимных сведений. Режим конфиденциальности, установленный для персональных данных, снимается. Обезличивание должно исключать возможность идентификации субъекта персональных данных.

12. Персональные данные не должны храниться дольше, чем это необходимо для выполнения целей их сбора или дольше срока, предусмотренного лицензией. Сроки хранения могут продлеваться только в интересах субъекта персональных данных или если это предусмотрено действующим законодательством. По истечении срока хранения, достижении целей сбора персональных данных, истечении срока действия лицензии они подлежат уничтожению в течение двух недель, что подтверждается актом.

13. В случае принятия в установленном порядке решения о необходимости сохранения персональных данных после истечения срока хранения, достижения целей их сбора или истечения срока действия лицензии, держатель (обладатель) массива персональных данных обязан обеспечивать соответствующий режим хранения персональных данных и извещать об этом субъекта данных.

14. Определенные персональные данные (личные дела, метрические книги и др.) по миновании практической надобности в них могут оставаться на постоянном хранении, приобретая статус архивного документа либо иной статус, предусмотренный действующим законодательством.

15. Держатель (обладатель) массива персональных данных вносит изменения в имеющиеся у него персональные данные при условии документального подтверждения достоверности новых данных:

в случаях, предусмотренных законом;

по собственной инициативе;

по инициативе субъекта персональных данных, персональные данные которого подлежат изменению.

16. По требованию субъекта персональных данных изменения вносятся не позднее месячного срока с момента подачи им заявления. Внесение изменений по инициативе держателя (обладателя) осуществляется в соответствии с внутренними правилами.


^ 5.6. Государственное регулирование работы с персональными данными.


Государство регулирует работу с персональными данными в следующих формах:

лицензирование работы с персональными данными;

учет и регистрация массивов персональных данных и их держателей (обладателей);

сертификация информационных систем и информационных технологий, предназначенных для обработки персональных данных;

заключение межгосударственных соглашений и соглашений федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления с зарубежными организациями о трансграничной передаче персональных данных.

^ Лицензия на проведение работы с персональными данными выдается в порядке, установленном законодательством РФ, в ней указываются:

цели сбора и использования персональных данных, режимы и сроки их хранения;

категории или группы субъектов персональных данных;

перечень персональных данных;

источники сбора персональных данных;

порядок информирования субъектов о сборе и возможной передаче их персональных данных;

меры по обеспечению сохранности и конфиденциальности персональных данных;

лицо, непосредственно ответственное за работу с персональными данными;

требования к наличию сертификатов на информационные системы, информационные технологии, предназначенные для обработки персональных данных, средства защиты информационных систем, информационных технологий и персональных данных.

Информационные продукты, содержащие персональные данные, а также информация, предоставляемая субъекту персональных данных, должны содержать указание (ссылку) на выданную лицензию.

Уполномоченный по правам субъектов персональных данных хранит сведения о держателях (обладателях) массивов персональных данных, которые получили лицензию.

^ Лицензия подлежит отзыву уполномоченным органом, выдавшим лицензию, в случаях:

нарушения условий лицензии;

подачи держателем (обладателем) массива персональных данных заявления о прекращении лицензируемой деятельности;

ликвидации и реорганизации в установленном действующим законодательством порядке юридического лица — держателя (обладателя) массива персональных данных;

по представлению органа по сертификации информационных систем, информационных технологий, предназначенных для обработки персональных данных;

по решению суда.

^ Массивы персональных данных и держатели (обладатели) этих массивов подлежат обязательной регистрации в уполномоченном органе государственной власти по персональным данным.

При регистрации фиксируются:

наименование массива персональных данных;

наименование и реквизиты держателя (обладателя) массива персональных данных, осуществляющего работу с массивом персональных данных (адрес, форма собственности, подчиненность, телефон, фамилия, имя, отчество руководителя, электронная почта, факс, адрес сервера в телекоммуникационной сети);

цели и способы сбора и использования персональных данных, режимы и сроки их хранения;

перечень собираемых персональных данных;

категории или группы субъектов персональных данных;

источники сбора персональных данных;

порядок информирования субъектов о сборе и возможной передаче их персональных данных;

меры по обеспечению сохранности и конфиденциальности персональных данных;

лицо, непосредственно ответственное за работу с персональными данными;

требования к наличию сертификатов на информационные системы, информационные технологии, предназначенные для обработки персональных данных, а также средства защиты информационных систем и персональных данных.

Массивы персональных данных, содержащие сведения, отнесенные к государственной тайне на основании Закона РФ «О государственной тайне», не регистрируются.

Уполномоченный по правам субъектов персональных данных ведет учет массивов персональных данных и держателей (обладателей) этих данных, включая и держателей массивов персональных данных, осуществляющих работу с персональными данными по лицензии.

Указанный орган ежегодно публикует Реестр держателей персональных данных для всеобщего сведения в средствах массовой информации.

Объединенный федеральный Реестр публикуется в общероссийских средствах массовой информации тиражом не менее 100 тыс. экземпляров.

^ Уполномоченный по правам субъектов персональных данных реализует государственные гарантии прав субъекта на защиту прав личности в области персональных данных в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами, законами РФ.

Уполномоченный действует в пределах установленной компетенции и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции держателей (обладателей) массивов персональных данных.

Уполномоченный рассматривает конфликтные ситуации между держателем (обладателем) и субъектом персональных данных с использованием согласительных процедур.

^ Уполномоченный осуществляет:

регистрацию обращений к нему субъектов персональных данных;

расследования по фактам нарушения порядка работы с персональными данными по обращениям субъектов, а также на основании анализа других источников информации;

информирование органов государственной власти и общественности о положении дел в области защиты персональных данных;

представление Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации предложений по развитию и совершенствованию нормативной базы, регламентирующей работу с персональными данными;

регистрацию массивов и держателей (обладателей) персональных данных — федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, а также юридических и физических лиц, осуществляющих работу с персональными данными по лицензии;

ежегодную публикацию в средствах массовой информации с тиражом не менее 100 тыс. экземпляров объединенного Реестра держателей (обладателей) персональных данных Российской Федерации, включающего держателей (обладателей), осуществляющих работу с персональными данными по лицензии;

информирование Правительства РФ через Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации о фактах работы с персональными данными вне компетенции федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Федерации, органов местного самоуправления, о дублировании в сборе персональных данных.

^ Уполномоченный имеет право:

беспрепятственно получать доступ к массивам персональных данных;

запрашивать и получать от держателя (обладателя) массива персональных данных любые необходимые сведения, документы и материалы;

проводить самостоятельно или совместно с компетентными органами и должностными лицами проверку деятельности держателей (обладателей) массивов персональных данных, относительно которых Уполномоченный располагает информацией о нарушениях прав субъекта;

вносить предложения об отзыве лицензии на проведение работ с персональными данными;

снимать или устанавливать режим конфиденциальности персональных данных;

блокировать персональные данные.

^ Уполномоченный обязан:

известить заявителя о результатах рассмотрения его заявления;

принять и направить держателю (обладателю) массива персональных данных, в действиях которого он усматривает нарушение прав субъекта, свое решение или рекомендации относительно возможных и необходимых мер восстановления нарушенных прав;

обратиться в суд с иском в защиту прав субъекта, нарушенных действиями или решениями держателя (обладателя) массива персональных данных;

вносить в компетентные органы представления о возбуждении дисциплинарного, административного или уголовного производства в отношении должностных лиц, в действиях которых усматриваются нарушения прав субъектов персональных данных;

по результатам работы представлять Президенту РФ, Федеральному собранию РФ и Председателю Правительства РФ ежегодный доклад о состоянии защиты прав субъектов персональных данных в Российской Федерации.

^ Уполномоченный не вправе заниматься публичной политической деятельностью, состоять членом политической партии или движения, а также заниматься какой-либо оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной или творческой. Уполномоченный не может являться депутатом Федерального собрания РФ, другого органа представительной власти в течение всего срока полномочий.

^ Уполномоченный не вправе разглашать ставшие ему известными в процессе производства сведения о частной жизни субъекта и других лиц без их согласия.

Решение Уполномоченного, принятое по результатам производства, может быть обжаловано Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации.

Уполномоченным может быть назначен гражданин Российской Федерации, не моложе 35 лет, имеющий необходимую квалификацию и опыт работы в сфере информационных технологий и юриспруденции.

Уполномоченный назначается на должность указом Президента РФ.

Уполномоченный назначается сроком на 5 лет.

Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более двух сроков подряд.

Уполномоченный может быть досрочно освобожден от должности указом Президента РФ в случаях:

неспособности по состоянию здоровья или иным причинам выполнять свои обязанности;

вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;

личного заявления о сложении полномочий.

В случае досрочного освобождения Уполномоченного от должности назначение нового Уполномоченного должно состояться в течение трех месяцев.

Деятельность Уполномоченного осуществляется с помощью рабочего аппарата – ^ Службы Уполномоченного по правам субъектов персональных данных.

В составе Службы Уполномоченного по правам субъектов персональных данных действует Научный центр по регистрации массивов персональных данных и заявлений (жалоб) субъектов персональных данных.

^ Научный центр по регистрации персональных данных осуществляет:

регистрацию массивов персональных данных и их держателей (обладателей);

получение и регистрацию заявлений субъектов персональных данных;

подготовку и издание реестров массивов персональных данных и держателей (обладателей) массивов;

контролирует полноту регистрации массивов персональных данных;

готовит и представляет Уполномоченному информацию для принятия решений в соответствии с установленной компетенцией.


Вопросы для самоконтроля:

  1. Назовите положения Конституции РФ, задающие основы правового режима охраны персональных данных.

  2. Каковы права и обязанности держателя (обладателя) по работе с массивами персональных данных?

  3. В чем заключается роль Уполномоченного по правам субъектов персональных данных в процессе государственного регулирования работы с персональными данными?


Тема 6.


stati-informacionnie-soobsheniya-reportazhi-v-smi-za-2008-goda-otchet-municipalnogo-uchrezhdeniya-kulturi-detskaya.html
stati-iz-periodicheskih-pechatnih-izdanij-plan-vvedenie-metodologicheskie-problemi-issledovaniya-rimskogo-prava.html
stati-iz-zhurnalov-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
stati-kreditorskoj-zadolzhennosti-27-stranica-7.html
stati-na-etu-zhe-temu-gubernator-predlagaet-izmenit-granici-istoricheskogo-centra.html
stati-o-rabote-ch2-www-powerlifting-kurgan-narod-ru.html
  • spur.bystrickaya.ru/kurs-obucheniya-god-obucheniya-klass-fakulteta-ekologicheskoj-bezopasnosti-i-osvoeniya-shelfa-instituta-zashiti-morya-i-osvoeniya-shelfa-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-prednaznacheno-dlya-studentov-vuzov-uchashihsya-tehnikumov-dlya-pedagogov-i-psihologov-v-sisteme-visshego-i-srednego-obrazovaniya-dlya-rukovoditelej-i-vseh-teh-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/rok-akademicki-stranica-23.html
  • thesis.bystrickaya.ru/programma-kruzhka-etiket-povedeniya-i-obsheniya-stepen-obucheniya-klass-vneurochnaya-deyatelnost-mladshih-shkolnikov-1-klass-kolichestvo-chasov-33-chasa.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2-rossijskaya-federaciya-ministerstvo-obrazovaniya-i-nauki.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-rabochaya-programma-dlya-studentov-napravleniya-223200-68-tehnicheskaya-fizika.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/preodolenie-zastenchivosti-u-detej.html
  • grade.bystrickaya.ru/mezhdunarodnaya-specializaciya-i-kooperaciya-mirovaya-ekonomika.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-onlajnovaya-revolyuciya-v-nauke-nachinaetsya.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-respublikanskoj-celevoj-programmi.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-russkomu-yaziku-naimenovanie-uchebnogo-predmeta-stranica-3.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/specializaciya-i-razdelenie-truda-uchebnoe-posobie-ekaterinburg-2001-288-s-oglavlenie-vvedenie-izuchenie-nauka.html
  • control.bystrickaya.ru/blok-13-12-0-kakoe-uslovie-yavlyaetsya-osnovnim-i-obyazatelnim-dlya-vozniknoveniya-kulturno-odobryaemogo-otkloneniya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/45-proizvodstvo-muchnih-konditerskih-izdelij-dannij-dokument-ne-yavlyaetsya-oficialnoj-versiej-informaciya-spravochnaya.html
  • lecture.bystrickaya.ru/associirovannie-chleni-krasnodarskoj-regionalnoj-organizacii-obshestvennoj-organizajii-soyuz-arhitektorov-rossii.html
  • institute.bystrickaya.ru/generalnij-plan-municipalnogo-obrazovaniya-gorodskogo-okruga-gorod-fokino-bryanskaya-oblast.html
  • reading.bystrickaya.ru/kvalifikaciyatehnik-spravochnik-dlya-postupayushih-v-uchebnie-zavedeniya-srednego.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-sostoit-iz-6-razdelov-v-kotorie-vhodyat-45-meropriyatij-predusmotrennie-dlya-realizacii-v-2007-2008-gg.html
  • bukva.bystrickaya.ru/meta-osnovn-principi-ob-kti-standartizac.html
  • college.bystrickaya.ru/1-oitushilar-turali-mlmetter-zhne-bajlanisu-aparattari.html
  • nauka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-prodvinutih-polzovatelej-sobak-natalya-i-valerij-misilyuk-stranica-10.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/o-provedenii-vserossijskoj-studencheskoj-olimpiadi-po-prikladnim-matematike-i-fizike.html
  • books.bystrickaya.ru/dissertaciya-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-istoricheskih-nauk.html
  • abstract.bystrickaya.ru/12-osnovnie-polozheniya-ekzistencialistskoj-koncepcii-bitiya-mificheskoe-soznanie-eto-i-sposob-vhozhdeniya-cheloveka.html
  • institute.bystrickaya.ru/fantazii-o-faetone-yablokov-maksim-prishelci-oni-uzhe-zdes.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravovoe-obespechenie-voennih-reform-60-70-h-godov-xix-veka-v-rossii-istoriko-pravovoe-issledovanie-stranica-2.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-ob-organizacii-i-provedenii-attestacii-pedagogicheskih-rabotnikov-oblastnih-gosudarstvennih-i-municipalnih-obrazovatelnih-uchrezhdenij-tomskoj-oblasti.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-v-argillofitoterapiya-semenova-nadezhda-kremnij-element-zhizni.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/zabudte-o-formalnom-obrazovanii-rework-biznes-bez-predrassudkov.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/yuaisaeva-nizhnij-novgorod-sbornik-statej-po-materialam-vserossijskoj-nauchnoj-konferencii-23-24-aprelya.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/rassmatrivayutsya-voprosi-izucheniya-svojstv-nanoalmazov-detonacionnogo-sinteza.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/kurs-strahovanie-v-turizme-kurs-menedzhment-v-turizme-tema-1-menedzhment-upravleniem-turizmom.html
  • report.bystrickaya.ru/izvestiya-moskva-n056-342009-pust-ne-rastut-u-nas-gevei-anonsi-sobitij-na-pyatnicu-3-aprelya-2009-g-3-lenta-novostej-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-msu.html
  • znanie.bystrickaya.ru/aleksandr-vasilevich-suvorov-velikij-russkij-polkovodec-stranica-2.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.