.RU

Тема 4. Рыночная организация экономики - Вопросы теории, практики и методики изучения


Тема 4. Рыночная организация экономики.


План


  1. Понятие и основные признаки (условия функционирования) рынка.

  2. Функции рынка.

  3. Виды рынков.

  4. Инфраструктура рыночной экономики.

  5. Преимущества и недостатки рыночной организации хозяйства.

  6. Основные национально-государственные модели рыночной экономики в современном мире.

  7. Белорусская экономическая модель.


^ Основные понятия и определения


Рынок – есть результат естественно-исторического процесса развития товарного производства, обусловленный общественным разделением труда и обособлением субъектов хозяйствования, основанным на частной собственности. Первоначально рынком называли место, где люди обменивались товарами и услугами.

Рынок (в широком значении) – такая организация общественного производства, все звенья которой находятся под постоянным воздействием спроса и предложения («невидимая рука рынка» по А. Смиту). Однако, начиная с 30-х гг. ХХ века, государство (правительство) в подавляющем большинстве стран с рыночной экономикой в той или иной степени через систему государственного регулирования экономики обеспечивает макроэкономическое равновесие и решение важнейших социально-экономических задач.

^ Главные признаки (условия функционирования) рынка:

Рынок выполняет важные функции:

В зависимости от критериев, положенных в основу классификации, различают следующие виды рынков:

На рынке совершенной конкуренции количество фирм, выпускающих однородную стандартную продукцию, столь велико, что ни одна из них не знает о рынке больше других и не может изменить рыночную цену. Барьеров для вхождения в отрасль и на рынок нет. Примеры: рынки зерна, ценных бумаг, иностранных валют.

Если вышеперечисленные условия не выполняются, то можно говорить о рынке несовершенной конкуренции: то есть о монополии, олигополии и монополистической конкуренции.

Монополия – тип рынка, на котором уникальный продукт предлагается одной фирмой, которая устанавливает монопольно высокую цену. Проникновение в отрасль блокировано. Особое место у так называемой «естественной монополии», то есть у предприятий, эксплуатирующих уникальные или жизненно важные ресурсы. Например, ПО «Беларуськалий», городские теплоэлектростанции, водоснабжение. Обычно они находятся в собственности государства или под его контролем.

Олигополия – характеризуется ограниченным числом продавцов стандартизированного или дифференцированного товара. Один из соперников становится лидером в ценовой политике. Доступ на рынок крайне сложен, так как требуется значительный размер начального капитала (рынок автомобилей, сложной бытовой техники).

В условиях монопольной конкуренции число производителей довольно велико, но отраслевой продаваемый продукт имеет отличия, которые позволяют устанавливать на него монопольно высокую цену. Однако это не полное влияние, так как потребители могут переключить спрос на продукты конкурентов. Примеры: сеть ресторанов «Макдональдс», стиральный порошок «Тайд», зубная паста «Колгейт». Здесь велика роль рекламы, торговой марки, патента. Вход в отрасль легкий (рынок одежды, косметики, обуви, сфера услуг).

Современный рынок невозможен без развитой рыночной инфраструктуры, то есть комплекса деловых услуг, которые обеспечивают нормальное функционирование рынка. Основными элементами классической рыночной инфраструктуры являются: 1) торговая сеть; 2) биржи; 3) банки. К инфраструктуре рынка также относятся страховые компании, аудиторские службы, рекламные агентства.

^ Рынок имеет положительные и отрицательные черты. К положительным чертам рынка относятся:

  1. гибкость и высокая приспособляемость к изменяющимся условиям;

  2. оперативное использование новых технологий с целью снижения издержек производства и прироста прибыли;

  3. способность удовлетворять разнообразные потребности в необходимом количестве и с высоким качеством.


Негативные черты рынка:

  1. рынок не гарантирует право на труд и доход;

  2. рынок воспроизводит социальное неравенство и не имеет механизмов против чрезмерной социальной несправедливости и расслоения на богатых и бедных;

  3. рынок не создает стимулов для производства товаров и услуг некоммерческого характера, коллективного пользования (образование, здравоохранение, культура, наука, спорт);

  4. реализует принцип обязательного экономического роста производства, истощает и загрязняет природную среду.

^ Национально-государственные модели рыночной экономики.

На сегодняшний день нет универсальной модели рыночной экономики. Это объясняется целым рядом обстоятельств: уровнем и структурой экономики, территориальным размещением страны, особенностями исторического развития, национальными традициями, менталитетом народа и др. Основными отличиями моделей рыночных экономик является: 1) структура собственности; 2) масштабы государственного вмешательства в экономику; 3) социальная политика; 4) участие государства в перераспределительных процессах.

Сегодня выделяют 5 наиболее типичных моделей рыночной экономики: американская, европейская, японская, латиноамериканская и африканская.

Американская: ее характеризует небольшая (27-30%) доля государственной собственности и использование преимущественно рыночных механизмов саморегуляции экономики. Достоинства этой модели: большая гибкость экономического механизма, высокая степень предпринимательской активности и ориентация на нововведения.

Европейская: ее характеризует активное воздействие государства на функционирование национального рыночного хозяйства, значительный удельный вес государственной собственности, сильная система социального обеспечения.

Японская: ей свойственны четкое и эффективное взаимодействие труда, капитала и государства (профсоюзов, промышленников, финансистов и правительства) в интересах достижения национальных целей; дух коллективизма и патернализма на производстве; внушительный упор на человеческий фактор.

Латиноамериканская: ее характеризует сильное и не всегда эффективное прямое государственное вмешательство в экономику, коррупция, даже криминализация общества, включая хозяйственные связи; ориентация производства на удовлетворение спроса развитых стран.

Африканская: ее характеризует малограмотность, беспомощность в регулировании и управлении хозяйственными процессами на микро- и макроуровнях; нещадная эксплуатация неквалифицированного труда; крайне низкая эффективность производства; широкое применение силовых методов прямого государственного вмешательства в производство; неразвитость демократии.

Многообразие моделей рыночных экономик можно свести к двум основным, которые получили название: 1) либеральная и 2) социально-ориентированная.

Характерными чертами либеральной модели являются: абсолютное преобладание частной собственности, максимальная свобода субъектов рынка, ограниченные масштабы государственного регулирования экономики, невысокие доли госбюджета в ВВП и социального обеспечения в структуре государственных расходов. Своеобразным эталоном либеральной модели может служить экономика США.

^ Социально ориентированная модель – характеризуется высокой долей государственной собственности, широкими масштабами госбюджета в ВВП, высоким уровнем социальной защиты. Примером социально ориентированной модели экономики может служить экономика Германии, Франции, Италии, Австрии, Швеции, Дании.

^ Белорусская экономическая модель – это социально ориентированная модель рыночной экономики. Ее концептуальными основами выступают:

  1. плюрализм форм собственности;

  2. значительная степень участия государства в обеспечении эффективности функционирования экономики;

  3. регулирование доходов населения и занятости;

  4. формирование условий, обеспечивающих удовлетворение целого ряда социально значимых потребностей всего населения.

Характерными чертами белорусской экономической модели являются:

    • сильная и эффективная государственная власть, как важнейшее условие успешного государственного управления;

    • равноправное функционирование частного и государственного секторов экономики;

    • приватизация рассматривается не как самоцель, а как средство найти эффективного собственника;

    • развитие интеграционных процессов со странами СНГ, и прежде всего с Россией;

    • сильная социальная политика.

На современном этапе главной целью социальной политики является создание для каждого трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечить собственное благосостояние и благосостояние своей семьи при усилении адресности государственной социальной поддержки слабо защищенных групп населения.

Формирование белорусской модели требует учета особенностей состояния и тенденций развития нашей национальной экономики, учета ее ресурсного потенциала, влияния внутренних и внешних факторов.


^ Контрольные вопросы, тесты и задачи семинарского занятия
по теме 4:


  1. Какие основные признаки рыночной экономики?

а) большое число фирм, значительные объемы производства, обширный ассортимент товаров на рынке, высокая техническая оснащенность производства;

б) наличие частной собственности, каждый человек может заняться бизнесом, не запрещенным законом, стремление к высокой прибыли, рыночные цены, ориентация производства на потребителя, конкуренция;

в) отсутствие директивного централизованного планирования, свободный выбор вида производимой продукции, учет спроса на товары;

г) свободная занятость, контрактная система оплаты труда, высокие зарплаты, равновесие спроса и предложения на рынке, развитая денежно-кредитная система.

  1. Что включается в инфраструктуру рынка:

а) банки; б) ярмарки; в) валютные биржы; г) товарные биржы;

д) бюро по трудоустройству; е) аукционы; ж) магазины розничной

торговли; з) аудиторские фирмы.

  1. Понятие совершенной конкуренции предполагает, что:

а) в отрасли действует большое число производителей товаров, выпускающих неоднородную продукцию;

б) товары, выпускаемые большим количеством фирм, стандартизированы;

в) имеется только один покупатель данной продукции;

г) отсутствуют входные барьеры на рынок;

д) информация продавцов и покупателей о рынке существенно ограничена.

  1. Какие из приведенных ниже условий присущи фирме-монополисту:

а) фирма выпускает товар, не имеющий заменителей;

б) фирма сама устанавливает цену на продаваемый товар;

в) выпуск товара фирмой-монополистом равен объему выпуска всей отрасли;

г) в отрасли отсутствует свобода входа для иных фирм.

  1. Какие из перечисленных свойств характерны для монополистической конкуренции?

а) вхождение новых фирм на рынок более трудное, чем при совершенной конкуренции, но не в такой степени, как в условиях монополии;

б) на рынке присутствует несколько десятков фирм, выпускающих однородный продукт;

в) каждая фирма принимает решение без учета реакции своих конкурентов в случае отсутствия неценовой конкуренции;

г) фирма производит продукцию при минимальных средних суммарных издержках.

  1. Олигополия – это рыночная структура, где существуют:

а) большое количество конкурирующих фирм, производящих однородный продукт;

б) большое количество конкурирующих фирм, производящих дифференцированный продукт;

в) небольшое количество фирм;

г) только одна крупная фирма;

д) только один крупный покупатель.

  1. Что является достоинством рыночной системы хозяйствования?

а) способствует развитию научно-технического прогресса и побуждает рационально расходовать ресурсы;

б) воспитывает «экономного человека»: расчетливого, предприимчивого, способного идти на риск;

в) способна саморегулироваться и функционировать без вмешательства государства.

  1. Решая вопросы что, как и для кого производить, рынок:

а) всегда работает как гибкая, саморегулирующаяся система (да / нет);

б) ориентирован на производство социально-необходимых товаров (да / нет);

в) часто не может успешно функционировать без вмешательства государства (да / нет);

г) гарантирует всем участникам равные права на труд и доход (да / нет);

д) способствует удовлетворению потребностей всех членов общества (да / нет);

е) ориентирован на удовлетворение запросов тех, кто может оплатить товары или услуги (да / нет);

ж) способствует внедрению достижений НТП, то есть восприимчив к инновациям (нововведениям) (да / нет);

  1. Охарактеризуйте современные национально-государственные модели рыночной экономики. Какой положительный опыт их функционирования целесообразно использовать в Республике Беларусь?

Литература по теме 4:

  1. Современная экономика. Лекционный курс. / Под ред. О. Мамедова. – Ростов-на-Дону: «Феникс», 2001. С. 57-77. (Рыночная экономика: модель и реальность).

  2. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов. / Под ред. А.И. Добрынина, Л.С. Тарасевича. – Санкт-Петербург, 1997. С. 100-105. (Модели рыночной экономики).

  3. Макроэкономика: социально ориентированный подход: учебник для студ. экон. спец. / Под ред. Э.А. Лутохиной. – Мн., 2005. (Гл. 21. Белорусская модель социально ориентированной экономики. С. 352-367).

  4. Экономическая теория: Практикум. / В.Л. Клюня, Л.И. Дакуко и др. – Мн., 2001. С. 12-18.

  5. Артюх В.В. Экономическая теория: Практикум: Учебное пособие. – Мн., 2003. С. 31-36.

  6. Основные положения национальной стратегии устойчивого развития Республики Беларусь на период до 2020 г. / Н.П. Зайченко, С.С. Полоник, А.В. Богданович, Я.М. Александрович. Бел. эконом. журнал, 2004 г. № 3. С. 4-18.



Тема 5. Национальная экономика. Понятие экономического потенциала, национального богатства и индекса человеческого развития.


План


  1. Национальная экономика как предмет анализа макроэкономики.

  2. Структура национальной экономики.

  3. Экономический потенциал страны.

  4. Национальное богатство страны.

  5. Индекс человеческого развития как сводный показатель для оценки развития национальной экономики.


Основные понятия и определения


Национальная экономика – экономическая деятельность хозяйственных субъектов в масштабе государства, направленная на удовлетворение потребностей нации. Это исторически сложившаяся в определенных территориальных границах система общественного воспроизводства, то есть комплекс взаимосвязанных отраслей, видов производств, регионов.

Каждая национальная экономика стремится достичь следующих основных целей:

^ Структура национальной экономики – это устойчивые количественные соотношения между различными ее составными частями. Количественные отношения, характеризующие связи в экономике называются пропорциями. Различают следующие виды пропорций:

^ Экономический потенциал – это комплексный показатель, характеризующий экономическую мощь страны, накопленные ею ресурсы, ее реальную и потенциальную способность производить продукцию и оказывать услуги, обеспечивая высокий уровень человеческого развития в стране.

Экономический потенциал включает следующие виды частных потенциалов:

Национальное богатство – это совокупность накопленных благ, которыми располагает общество, независимо от времени их производства.

Для подсчета национального богатства в соответствии с рекомендациями международной статистической службы ООН используются понятия «активы» и «пассивы». Активы – это объекты собственности, от владения и использования которых их собственники получают экономическую выгоду. К активам относятся: здания, машины и оборудование, земля и другие природные ресурсы, акции, облигации, другие объекты собственности. Пассивы – это задолженности или обязательства по погашению своих долгов. Собственность отражается в активах и пассивах в стоимостном выражении. Если от «активов» вычесть «пассивы», то полученная величина называется чистые активы или собственный капитал. На уровне национальной экономики эта величина характеризует национальное богатство страны.

В состав чистых активов экономики или национального богатства входят:

1) основные фонды (активы) произведенные материальные – то есть жилые здания и здания социальной сферы, производственные здания и сооружения, оборудование и машины, природные ресурсы, эксплуатируемые в производстве, художественно-культурные ценности материального характера, включая произведения архитектуры, скульптуры и т.д.;

2) основные фонды (активы) произведенные нематериальные – то есть исследования и разработки научно-технического характера, программное обеспечение ЭВМ, произведения литературы, искусства, философии, экономики и другие духовные ценности;

3) финансовые активы – то есть золото, наличные деньги и депозиты (счета в банках), ценные бумаги, акции и другой акционерный капитал, займы и страховые активы.

Мощный или развитый экономический потенциал и национальное богатство страны обеспечивают и высокий уровень человеческого развития. Этот уровень принято оценить через показатель индекс человеческого развития (ИЧР), который состоит из трех компонентов: долголетия, образованности, производства ВВП на душу населения. ИЧР измеряется от 0 до 1. Средний его показатель составляет 0,5-0,8 баллов. В Республике Беларусь в 2004 г. ИЧР составил 0,793, что означало 67-е место из 177 государств мира.


^ Контрольные вопросы, тесты, задачи к семинарскому занятию

по теме 5:

  1. Какая из экономических целей общества имеет точное количественно измерение?

а) справедливое распределение доходов;

б) экономическая свобода;

в) полная занятость;

г) рост валового внутреннего продукта – ВВП;

д) эффективное использование ресурсов;

е) экономический рост:

ж) удовлетворение потребностей индивидов;

з) удовлетворение потребностей общества.

  1. Экономический рост измеряется следующими показателями:

а) темпом роста национального продукта;

б) темпом роста средней производительности труда;

в) темпом роста капиталовооруженности труда;

г) темпом роста капиталоотдачи;

д) увеличением реального объема национального продукта;

е) увеличением реального объема производства на душу населения.

  1. В отчетном году ВВП составил 16,3 трлн. руб. В прогнозном периоде предусматривается увеличение объема производства продукции и услуг на 5%. Индекс цен (дефлятор ВВП) прогнозируется на уровне 108%. Определите номинальный и реальный (с учетом индекса цен) ВВП в прогнозном периоде.

  2. Определите возможный объем инвестиций в будущем году, если ВВП в будущем году будет равен 23 трлн. рублей. Доля инвестиций в ВВП в отчетном году составила 20%, а в будущем году ее предусматривается увеличить на 10%. Объем иностранных инвестиций составил 5% от внутренних.

  3. На основе данных, приведенных в таблице, определите эмпирическую зависимость ВВП от объема инвестиций. Рассчитайте, на сколько процентов изменится ВВП в прогнозном периоде, если по сравнению с последним годом базисного периода величина инвестиций: а) увеличится на 5%; б) уменьшится на 5%.

    Показатели

    Годы

    1

    2

    3

    4

    5

    1. ВВП, трлн. руб.

    2.Инвестиции, трлн.руб.

    0,7

    0,1

    1,9

    0,4

    9,1

    1,8

    16,3

    3,3

    22,3

    4,4

  4. Определите общий объем внешней торговли страны за год и сальдо торгового баланса, если экспорт составил 8,5 млн. долларов, импорт – 8,2 млн. долларов.

  5. Численность занятых в экономике страны составляет 4,2 млн. человек. Объем производства валового национального продукта – 12800 млрд. рублей. Чему равна производительность общественного труда?

  6. Торговый баланс страны положителен, если:

а) экспорт страны высок;

б) страна ввозит товаров меньше, чем вывозит;

в) страна вывозит товаров меньше, чем ввозит;

г) страна ввозит товаров больше, чем вывозит.


Литература к теме 5:

  1. Экономическая теория: системный курс. Учеб. Пособие. / Под ред. Э.И. Лобковича. – Мн., 2000. С. 271-280.

  2. Экономическая теория. / Под ред. Добрынина, Тарасевича. – С.-Пет., 1997. С. 261-264.

  3. Основные положения Программы социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 гг. – Беларусь сегодня, 24.02.2006 г. С. 10-16.



statistika-chast-20.html
statistika-ekonomicheski-aktivnogo-naseleniya.html
statistika-finansovih-rezultatov-deyatelnosti-predpriyatiya-ooo-zavod-dvp.html
statistika-fondovogo-rinka-chast-11.html
statistika-fondovogo-rinka-chast-8.html
statistika-itogov-raboti-shkoli-v-20082009-uch-godu-publichnij-otchyot-municipalnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-1-ponyatie-i-organizaciya-marketinga-uchebnoe-posobie-rukovodstvo-po-izucheniyu-disciplini-praktikum.html
  • pisat.bystrickaya.ru/tema-18-metodi-istoricheskogo-issledovaniya-1-predmet-i-zadachi-teorii-i-metodologii-istorii-6-tema-filosofiya-istorii.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-rpud-5.html
  • college.bystrickaya.ru/2-sostav-obuchayushihsya-po-klassam-na-konec-uchebnogo-goda-publichnij-doklad.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tvorcheskaya-rabota-na-temu-kultura-raboti-s-uchebnimi-sredstvami-na-urokah-geografii.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/2-razrabotka-programm-i-uchebno-metodicheskih-materialov-s-d-karakozov-nauchnij-konsultant.html
  • knigi.bystrickaya.ru/sabati-tairibi-energiya-denelerd-potenciyaldi-zhne-kinetikali-energiyalari.html
  • institut.bystrickaya.ru/spryazhenie-glagola-to-have-imet-metodicheskie-rekomendacii-po-vipolneniyu-kontrolnih-rabot-i-uchebnie-zadaniya-po.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-a-suvorov-den-gagarina.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-ii-urok-1-gotovit-li-shkola-detej-dlya-zhizni-v-realnom-mire-uchis-kak-sleduet-poluchaj-horoshie-znaniya.html
  • turn.bystrickaya.ru/polozhenie-o-provedenii-nauchno-prakticheskoj-konferencii-innovacionnie-i-naukoemkie-tehnologii-v-legkoj-promishlennosti.html
  • bukva.bystrickaya.ru/otvetstvennost-po-dogovoru-turisticheskogo-obsluzhivaniya.html
  • tests.bystrickaya.ru/lekciya-18-procedura-razrabotki-proekta-proceduru-razrabotki-novogo-proekta-project-.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-studentov-visshih-uchebnih-zavedenij-izdanie-2-e-dopolnennoe-i-pererabotannoe-stranica-4.html
  • literature.bystrickaya.ru/ekologicheskoe-vospitanie-mladshih-shkolnikov.html
  • thescience.bystrickaya.ru/hochu-lunu-pesa-po-motivam-odnoimennoj-skazki-elinor-fardzhon.html
  • turn.bystrickaya.ru/ocenochnaya-stadiya-zakupochnaya-dokumentaciya-po-provedeniyu-otkritogo-zaprosa-predlozhenij.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-b-bushev-otcifrovannoe-kino-kak-material-yazikovogo.html
  • znaniya.bystrickaya.ru/publichnij-otchet-gou-spo-samarskij-mediko-socialnij-kolledzh.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/42-nikitina-nm-rebrov-ap-saratov-osobennosti-lipidnogo-profilya-krovi-u-bolnih-revmatoidnim-artritom.html
  • urok.bystrickaya.ru/primernie-temi-dlya-referata-kursi-po-viboru-odna-iz-form-organizacii-uchebno-poznavatelnoj-i-uchebno-issledovatelskoj.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-kruzhka-v-gostyah-u-skazki-1-klass.html
  • spur.bystrickaya.ru/kraevoj-konkurs-na-luchshuyu-rabotu-po-voprosam-izbiratelnogo-prava-i-izbiratelnogo-processa-v-2008-godu-oktyabr.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-disciplini-socialnaya-sinergetika-en-v-01.html
  • write.bystrickaya.ru/formi-tekushego-promezhutochnogo-i-itogovogo-kontrolya-metodicheskij-kompleks-po-etnologii-dlya-dnevnogo-otdeleniya-sostavitel.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/rabota-po-discipline-statistika.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/pozharoopasnaya-situaciya-sohranyaetsya-vo-vseh-okrugah-internet-resurs-annewsru-04082011.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-3-polovaya-identifikaciya-ili-kak-stanovyatsya-muzhchinami-i-zhenshinami-evgenij-pavlovich-ilin.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rossijskie-smi-o-mchs-monitoring-za-30-iyulya-2009-g-stranica-2.html
  • lecture.bystrickaya.ru/balaban-aleksandr-zajcev-sergej-snovidennij-praktikum-ravenni-stupen-3.html
  • student.bystrickaya.ru/09102008-restateru-novosti-nedvizhimosti-06-10-2008restate-ru-novosti-nedvizhimosti-proestate-2009.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-8-ekonomicheskaya-osnova-mestnogo-spravochnik-s-kommentariyami-k-federalnomu-zakonu-ot-6-oktyabrya-2003-goda.html
  • abstract.bystrickaya.ru/13pravovoj-status-procedur-i-dokumentov-tehnicheskoe-zadanie-7-proekt-dogovora-14-poryadok-provedeniya-zaprosa-cen.html
  • teacher.bystrickaya.ru/formi-v-astralnom-svete-tajnaya-doktrina.html
  • predmet.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-nahozhdeniyu-resursov-v-dannoj-oblasti-i-ispolzovaniyu-ee-metodologii.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.