.RU

Тема 4. Занятие 2. Согласование имени существительного и глагола в числе - Методические рекомендации для учителей-логопедов Система работы


Тема 4. Занятие 2. Согласование имени существительного и глагола в числе.

Цель:

Зрительный ряд: картинки из серии «Звукознайка», «Один-много», шапочки с изображениями диких животных.

Звуковой ряд: музыка для релаксации «На лесной полянке».

Ход занятия

1. Организационно-подготовительная часть занятия.

^ 2. Основная часть занятия.

• Игра «Отгадай, о чем речь?»

Логопед: Мы с вами, ребята, оказались в лесу, но злая Баба Яга не пускает нас дальше. Она приготовила картинки и хочет задать вам вопросы. Если вы ответите правильно, можно будет двигаться дальше по лесной тропинке.

На наборном полотне картинки с изображением одного и нескольких предметов типа: гриб-грибы, дерево-деревья, цветок-цветы, мальчик-мальчики, мяч-мячи.

Логопед просит закончить предложение, повторить его.

Растет... Растут...

Бегает... Бегают...

Пахнет... Пахнут...

Прыгает... Прыгают

Спит... Спят...

— Ответьте на вопросы:

Что растет?

Кто бегает?

Что пахнет?

Что (кто) прыгает?

Кто спит?

Дети должны отвечать предложениями типа: «Мальчик бегает», «Мальчики бегают», четко проговаривать окончания.

Логопед: Молодцы! Вы так хорошо отвечали, что даже Баба Яга заулыбалась и разрешила идти дальше.

• Ролевое моделирование ситуации «В лесу».

Логопед: Сейчас, дети, мы пойдем по лесной тропинке. Встаньте друг за другом. (Дети идут по кругу.) На пути встретился ручеек. Перешагнем его. Идем дальше. Вдруг на тропинке толстое поваленное дерево, переберемся через него.

(Далее дети перепрыгивают через канаву, идут по болоту, как аист, идут на носках, чтобы не разбудить волка, на пятках, так как на зем­ле колючие иголки от елки, плывут на лодках по реке и т. п.)

• Образование глаголов II спряжения 3-го лица множествен­ного числа.

Логопед: Вот мы и пришли в лес. Кто живет в лесу? Пусть каж­дый назовет одно животное. (Ребенок называет животное, логопед дает ему шапочку с изображением этого животного.)

Зайчик под кустом сидит. Кто у нас зайчик? Карина, что делает зайчик? А зайчики? Покажи, как сидит зайчик? (Далее говорится о том, что лиса ходит, смотрит, где зайчик. Логопед просит показать, как ходит лиса и сказать, что делает лиса, лисы. Аналогично волк, медведь, белка, дятел. Используются глаголы: рычит, стучит, видит, спит. Рассказ заканчивается тем, что прилетели мудрый филин и совы (филин летит, совы летят) и попросили зверей не обижать друг друга, а жить дружно, как ребята в нашей группе.)

^ 3. Заключительная часть занятия.

• Пароль на выход.

Логопед: Наше занятие закончится, и вы опять превратитесь в детей. Мудрый филин расколдует вас, если вы правильно закончите предложение.

Зайчик сидит. Зайчики…

Волк рычит. Волки…

Лиса ходит, смотрит. Лисы…

Дятел стучит. Дятлы…

Белка видит. Белки…

Медведь спит. Медведи…

Каждый ребенок должен закончить все предложения. Если ребе­нок ошибается, отвечать начинает следующий.


• Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия.

• Прощание: «Передача доброго импульса».

Тема 5. Занятие 1. Глаголы прошедшего времени.

Цели:

Ход занятия

^ 1. Организационно-подготовительная часть занятия.

• Приветствие в кругу.

Каждый ребенок хлопает правой ладонью по левой ладони соседа и произносит: «Привет». «Рад тебя видеть», «Здравствуй».

• Артикуляционная гимнастика в стихах с использованием картинок серии «Звукознайка».

^ 2. Основная часть занятия.

• Введение в тему.
Стихи с движениями.

Надувала кошка шар, (дети надувают щеки.)

А котенок ей мешал.

Подошел и лапкой хлоп,

А у кошки шарик — лоп.

Что делала кошка? А что делал котенок? (Хлопок ладонями по щекам.)

Если действие происходило раньше, в прошлом, то мы задаем вопрос: «Что делал?» или «Что делала?».

• Выполнение действий учащимися. По инструкции логопеда они выполняют различные действия.

Вопрос логопеда: «Что делала Роза? Что делал Артур? Как я спра­шивала о девочке? А о мальчике?»

• Сообщение темы занятия.

— Сегодня будем знакомиться со словами, отвечающими на воп­рос: «Что делал?», «Что делала?» и обозначающими действие, про­изошедшее в прошлом.

Образование глаголов прошедшего времени

— Если мы говорим о действии, которое выполняла девочка, то в конце слова-действия будет «ла», а если о мальчике — то «л». Да­вайте потренируемся. К нам на занятия пришли мальчик и девочка (демонстрация картинок). Девочку зовут... Мальчика зовут... Сей­час мы расскажем, что делали дети. Повторяйте вместе со мной, по­могайте мне:

ла-ла-ла — Оля бега... ал-ал-ал — Коля бега...

ла-ла-ла — Оля чита... ал-ал-ал — Коля чита...

(Аналогично — другие глаголы: сидел(а), мыл(а), был(а), пил (а), дал(а), взял(а)).

Теперь я буду задавать вам вопросы. Что ты делал(а) ночью? Что ты делал(а) на уроке письма? На уроке рисования? Математики? На перемене? В столовой?»

• Динамическая пауза. Стихи с движениями.

Как живешь? Вот так. (Ребенок показывает большой палец.)

А плывешь? Вот так. (Имитация плавания.)

Как бежишь? Вот так. (Бег на месте.)

Вдаль глядишь? Вот так. (Ладонь козырьком.)

Ждешь обед? Вот так. (Опереть щеку о ладонь, смена руки.)

Машешь вслед. (Ребенок машет одной рукой, затем другой.)

Ночью спишь? Вот так. (Руки сложены ладонями друг к другу, под щеку, затем под другую.)

А шалишь? Вот так. (Дети надувают щеки и хлопают по ним ладонями.)

• Игра с мячом. Закончи предложение.

Утром Миша в школу...,

Утром Маша в школу ...,

А Оля и Коля болели: Коля в школе не … . Оля в школе не … .

Кот молоко...

А кошка молоко...

Лиса по лесу...

А волк по лесу...

Ворона..., воробей…

Папа (что делал?) … Мама (что делала?) …

• Лото «Сказки».

— Сейчас вы поможете мне рассказать сказку о курочке Рябе. Это было раньше, давно, поэтому, когда будете говорить, что делала баба, глагол должен заканчиваться на «ла», а дед — на «л». Слова-действия о курочке и мышке тоже должны оканчиваться на «ла».

^ 3. Заключительная часть занятия.

Тема 6. Занятие 2. Согласование имени существительного и глаго­ла прошедшего времени в роде.

Цель:

Дидактические средства: картинки серии «Звукознайка», «Про­фессии», картинки с изображениями мальчика и девочки, выполня­ющих различные действия, мяч.

Ход занятия

^ 1. Организационно-подготовительная часть занятия.

• Приветствие в кругу.

Каждый ребенок хлопает правой ладонью по левой ладони сосе­да и произносит: «Привет», «Рад тебя видеть», «Здравствуй».

Артикуляционная гимнастика в стихах с использованием кар­тинок серии «Звукознайка». Фонетическая зарядка.

Ла-ла-ла — Мила маме помогла ...

Ла-ла-ла — Мама рада была.

Ал-ал-ап — Вова папе помогал,

Ил-ил-ил — Папа Вову похвалил.

^ 2. Основная часть занятия.

Проверка домашнего задания. Выставка рисунков «Я в прошлом», «Я теперь».

Вопросы к рисункам: скажи, какой ты был(а) раньше? Что ты любил(а) делать? Каким ты стал(а) сейчас?

• Подбор глаголов к существительным.

На наборном полотне — сюжетные картинки серии «Профес­сии».

— Вчера был рабочий день. Люди разных профессий работали. Посмотрите, кто что делал. Учительница что делала? (Аналогично — врач, портниха, строитель, балерина и др.) Вспомните, что делали вчера вы? Тот, кому я передам мячик, расскажет о своем вчерашнем дне.

• Подбор существительных к глаголам.

— А теперь я уберу картинки с изображением профессий, а вы вспомните: кто шил? Повторите предложение: «Портниха шила». Аналогично — лечил, строил, танцевал, убирал и др.)

• Динамическая пауза. Стихи с движениями.

Маша шла, шла, шла, Миша шел, шел, шел,

Пирожок нашла, Пирожок нашел

Села, поела, Сел поел,

И опять пошла. И опять пошел.

• Работа в тетрадях.

В тетрадях детей схематические рисунки мальчика и девочки. Под рисунками в столбик записаны слова-действия. Учащимся предлагается дописать «ла» или «л», прочитать слова:

он она

бега... бега...

чита... чита...

спа... спа...

бы... бы...

рисова... рисова…

• Рассказ о Маше и Мише.

«Вечером вся семья дома. Мама попросила детей помочь. Сначала маме помогала..., а потом маме помогал... Посуда мыла..., а полы мыл... Цветы поливала..., потом цветы поливал... . Игрушки убирала..., а книжки убирал.... Пыль на столе вытирала..., а пыль на шкафу вытирал...».

Логопед читает рассказ, а дети вставляют имена детей. В процecce чтения логопед выставляет на наборное полотно картинки с изображением мальчика и девочки, выполняющих соответствующие действия. Эти картинки служат детям опорой при пересказе.

^ 3. Заключительная часть.

• Подведение итогов занятия.

• Пароль на выход: вспомни, что делала учительница (портни­ха, строитель...)?

• Прощание в кругу. «Передача доброго импульса».

Тема 7. Занятие 1. Слова, обозначающие признаки предметов.

Цель:

^ Ход занятия

  1. Организационно-подготовительная часть занятия.

Упражнение «Мыши».

Вышли мыши как-то раз (Дети маршируют.)

Посмотреть, который час (Руки на пояс, поворот вправо-влево.)

Раз, два, три, четыре - (Хлопки в ладоши.)

Мыши дернули за гири, (Имитация дергания за веревку.)

Вдруг раздался страшный звон (Ладони к щекам, покачивание головой.)

Побежали мыши вон. (Бег на месте.)

|

Мыши, замрите! Кто зашевелился после команды «Замри!», того съела кошка.

^ 2. Основная часть занятия.

• Слова, обозначающие признаки предметов.

— Логопед: Однажды пошли мыши на огород, а на огороде растут разные... А какие овощи вы знаете? Догадайтесь, о чем я говорю: круглый, красный, сочный. (Ребенок, отгадавший овощ по описанию, получает картинку и отвечает на вопрос: помидор — какой?|
Аналогично описываются другие овощи.)

- Логопед: Сегодня мы будем знакомиться со словами, обозна­чающими признаки предметов и отвечающими на вопросы ^ Какой? Какая ? Какое ? Какие ?

Собирали мышки овощи, да, видно, ушки им землей запоро­шило, стали они плохо слышать и все время переспрашивают. Я говорю «зеленый», а они переспрашивают: «Какой?»

Поиграем в глуховатых мышек?

— Подул ветерок, прочистил мышкам ушки, и они снова хорошо слышат. Можно и поиграть!

Логопед бросает ребенку мяч и задает вопрос: ^ Какой? (Какая?, Какое ?) Ученик возвращает мяч, называя соответствующее прилагательное.

• Распространение предложения определением.

— Мышки немножко учились в мышиной школе. Они составили предложение об овоще. Попробуйте угадать, что это за предложе­ние.

На наборном полотне — карточка с двумя полосками и предметная картинка с изображением овоща. Дети составляют предложения типа: «Растет помидор», говорят, сколько слов в предложении.

— А можно сделать так, чтобы в предложении было 3 слова? К слову, обозначающему предмет, подберем слово, обозначающее при­знак: «Растет красный (круглый, сочный) помидор». Что означают слова «красный», «круглый», «сочный»?

Слова-признаки добрые, веселые, и обозначать их будем вот та­кой волнистой линией (демонстрация карточки с волнистой линией).

(Аналогично, по схемам на наборном полотне и картинкам, дети доставляют предложения о других овощах.)

• Развитие мелкой моторики. Штриховка.

Детям раздаются трафареты огурца, помидора, морковки и дается задание обвести овощи, заштриховать огурец вертикальными линиями, морковь горизонтальными, а помидор — по спирали.

• Составление предложения по схеме.

— Дети, посмотрите, какое длинное предложение! Посчитай, сколько в нем слов. Давайте составим такое об огурце (помидоре, моркови).

На наборном полотне схема предложения из четырех слов: сказуемое, два определения, подлежащее. Дети составляют предложения и чертят схемы в тетради.

^ 3. Заключительная часть занятия.

• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать, с какими словами познакомились, что обозначают эти слова, какие вопросы отвечают?)

Тема 8. Занятие 1. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.

Цели:

Зрительный ряд: предметные картинки «Одежда», две куклы из картона и бумажная одежда к ним, наборное полотно, фишки.

Звуковой ряд: музыка для релаксации.

Ход занятия

^ 1. Организационно-подготовительная часть занятия.

• Релаксация под музыку «Волшебный сон».

• Артикуляционная гимнастика и фонетическая зарядка.

^ 2. Основная часть занятия.

1. Подбор прилагательных к существительным.

1.1. Логопед: «Сегодня к нам в гости пришли два брата, Саша и Дима. Они очень похожи, но различить их можно (демонстрация кукол из картона). У Саши волосы светлые, а у Димы какие? (темные). У Саши глаза карие, а у Димы какие? (го­лубые). У Саши шорты синие, а у Димы какие? (серые). Повторим еще раз. Волосы (глаза, шорты) какие? Давайте вспомним стихи, которые мы учили.

Если вдруг вопрос: «Какие?»,

Говорим мы: «-ые, -ие»:

Голубые, синие,

Серые, красивые,

Если же вопрос «Какая?»

Говорим мы: «-ая, -яя»:

Светлая, весенняя,

Темная, осенняя.


Если вдруг вопрос: «Какой?»,

Говорим мы: «-ий, -ый, -ой»:...

Синий, зеленый, большой,

Маленький, теплый, смешной.

1.2. Логопед: «Однажды стали братья наводить порядок в платя­ном шкафу. Там было много одежды. Догадайтесь, какая одежда была в шкафу?»

Дети называют предметы одежды, а логопед выставляет на наборное полотно картинки: рубашки, брюки, свитера, майки, куртки различных цветов.

1.3. Логопед: «Разложим одежду на две полки: для Саши и для Димы. У Саши рубашка розовая».

Ребенок выходит к доске, ставит соответствующую картинку и говорит: «рубашка какая? - розовая», четко выделяя окончания воп­роса и прилагательного. Аналогично проводится работа с остальны­ми картинками.

2. Динамическая пауза. Стихи с движениями.

Горка высокая поднять руки вверх,

Река глубокая подняться, руки вверх

Звезда далекая потянуться присесть

И одинокая движения рук вправо-влево


Далее логопед говорит только существительное, а дети должны подобрать прилагательное и выполнить действие:

Горка..., река..., звезда...,

Горы..., реки..., звезды...,

Беседа об одежде:

Логопед выясняет у детей, какая бывает одежда (по сезонам, по принадлежности), какую одежду носят зимой (летом, весной осенью).

4. Игра «Магазин».

На наборном полотне картинки с изображениями одежды. Ребенок должен сказать, какая одежда ему нужна, указав цвет, например «Мне нужна розовая рубашка». Если ребенок правильно согласовал прилагательное с существительным, он получает фишку и продол­жает быть покупателем. Если он ошибается, покупателем становит­ся другой. Выигрывает тот, кто успеет больше купить (у кого больше фишек).

^ 3. Заключительная часть занятия.

• Смысловая рефлексия занятия (что учились делать).

• Эмоциональная рефлексия занятия (что понравилось, что не понравилось).

• Пароль на выход: логопед называет существительное, ребе­нок подбирает прилагательное и наоборот.

Тема 8. Занятие 2. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе.

Цель:

Зрительный ряд: предметные картинки «Одежда», «Овощи», «Фрукты», наборное полотно, фишки, картинки серии «Звукознайка» для артикуляционной гимнастики

Ход занятия

^ 1. Организационно-подготовительная часть занятия.

^ 2. Основная часть занятия.

• Подбор существительных к прилагательным. «Догадайся, о чем я говорю?»

На наборном полотне — картинки с изображением одежды раз­ных цветов. Логопед произносит: «голубые...», а дети должны закон­чить: «... шорты», «голубая ...» — «... майка», «голубое ...» — «... пла­тье» и так далее. Затем детям предлагается самим сопоставить словосочетания типа «белый халат», «зеленое платье». За каждое правильное сопоставленное словосочетание выдается фишка.

• Динамическая пауза.
Стихи с движениями.

Логопед: У медведя дом большой, ой, ой, ой!

(разводит руки в стороны)

^ Дети (сердито): Ой, ой, ой

(поднимают руки вверх)

Логопед: А у зайца — маленький, ай, ай, ай (жалобно)

Дети приседают, делают выдох, опускают голову, охватывают колени руками.

^ Дети (жалобно): Ай, ай, ай ...

Логопед: Мишка наш пошел домой

(дети идут вразвалку)

Дети (сердито): Ой, ой, ой.

Логопед: Да и крошка заинька.

Дети (прыгают на двух ногах): Ай, ай, ай.

• Игра с мячом: «Антонимы».

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем в мяч играть

Дуб высокий, кустик... (низкий),

Лес далекий, садик... (близкий),

Канал глубокий, ручей ... (мелкий),

Зайка трусливый, мальчик... (смелый),

Песня веселая, сказка ... (грустная),

Дорога широкая, тропочка... (узкая).

• Беседа про Тому и Таню.

Логопед демонстрирует наглядное пособие, выполненное в виде книги, на форзацах которой изображены девочки в трусиках и маеч­ках. Внутри книги закреплены страницы с рисунками одежды. Когда страницы переворачиваются, девочки «одеты» в разные платья, юбки, свитера, блузки (по книге Г. С. Швайко «Игры и игровые упражнения для развития речи. — М.: Просвещение, 1983).

Содержание беседы: «К нам в гости пришли две девочки. Это Таня, а это — Тома. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета волосы, глаза, майка, трусики у Томы. А у Тани?

Проснулись утром Тома и Таня, оделись в халатики. У Томы ха­лат какой? А у Тани? Потом девочки умылись, позавтракали и со­брались погулять. Какое платье надела Таня? А Тома? Вернулись де­вочки с прогулки. Переоделись. Посмотрите и скажите, что надели; Тома? А Таня? Девочки помогали маме готовить обед, мыть посуду, подметать пол. Потом мама попросила их сходить в магазин за про­дуктами. Давайте и мы пойдем вместе с ними.

• Игра «Магазин».

Логопед: «Посмотрите, что продается в нашем магазине (на на­борном полотне картинки с изображением овощей и фруктов). Пер­вым покупателем будет...

А остальные дети будут контролерами. Если покупатель правиль­но подберет слово-признак к выбранному овощу, контролеры хлопа­ют в ладоши.

За каждый правильный ответ ребенок получает фишку. В случае ошибки покупателем становится другой ребенок. Все дети должны побывать в роли покупателя. В конце игры определяется лучший по­купатель, который награждается закладкой с изображением овоща или фрукта.

^ 3. Заключительная часть занятия.

Домашнее задание: нарисовать картинку «Моя семья» или принести фотографию семьи.

Пароль на выход: отгадай, о какой одежде я говорю? «Голубая ..., голубое ..., голубой ..., белая ..., белое ..., белый ..., зеленое ..., зеленый ..., зеленая ...» и т. д.

Тема 9. Занятие 1. Местоимения «мой», «моя».

Цель:

^ Зрительный ряд: фотографии или рисунки своей семьи; игрушки, предметные картинки, соответствующие лексическим темам, картинки серии «Звукознайка».

Звуковой ряд: песня «Дождик» А. Островского, В. Осеевой.

Ход занятия

^ 1. Организационно-подготовительная часть занятия.

— Чтобы настроиться на рабочий лад, хорошо отвечать на занятии, сделаем артикуляционную гимнастику, а поможет нам в этом Звукознайка.

Лягушка-слоненок Лошадка

Чистим зубы Качели

Часики Вкусное варенье

(Артикуляционная гимнастика сопровождается стихами и демон­страцией картинок серии Звукознайка.)

Воспроизведение слогового ряда со сменой ударного слога типа «ба-ба-БА», «ба-БА-ба». Воспроизведение слоговых сочетаний с об­щим гласным и разными согласными типа «ба-ва-па», «на-ба-ва». Выделение последнего звука из слов типа «голова», «игра», «стена», «нога», «пальто», «мука», «скамейка», «ручка», «иду», «лейка».

  1. ^ Основная часть занятия.

• Местоимения «мой», «моя».

— Теперь я вижу, что все дети готовы хорошо заниматься. Я тоже приготовила все, что нужно для занятия и разложила на столе. У нас сегодня будет много интересного. Ой, а чей это шарф у меня на столе? А чья это шапка? (Заранее подготовленный ребенок говорит «мой шарф», «моя шапка».) Дети, кто запомнил, как Артур сказал про шарф? -«мой») А про шапку? («моя»). Сегодня мы будем учиться пра­вильно употреблять слова «мой», «моя»

• Согласование местоимений «мой», «моя» с существительными.

— Дети, я знаю, что вы сегодня принесли на занятие фотогра­фию (рисунок) своей семьи. Кто хочет первым рассказать о своей семье?

(Ребенок по рисунку или фотографии составляет рассказ типа: «Это мой папа. Его зовут... Это моя мама. Ее зовут...» и т. д.)

• Игра «Разложи игрушки на две коробки».

— А еще вы принесли сегодня на занятие свои любимые игрушки. Достаньте их, покажите всем и скажите по очереди: «Это мой мяч» или «Это моя машина». Игрушки будут у нас в гостях. Чтобы им было удобно, давайте до конца занятия разложим их в две коробки. В эту коробку мы положим игрушки, о которых можно сказать «мой»
(дети дают игрушку проговаривая: «мой мяч», «мой пистолет» и т. д. Аналогично укладываем игрушки в другую коробку, произнося «моя...»).
Кто запомнил, какие игрушки положили в эту коробку? О каких игрушках можно сказать «мой» («моя»)?

Пришел злой волшебник и перепутал все игрушки. Кто поможет разложить все правильно?

• Игра «Магазин».

На столе разложены картинки с изображением игрушек и учеб­ных принадлежностей. Ребенок, указывая на картинку, говорит: «Это мой мяч», «Это моя машина». За каждое правильное употребление местоимения дается фишка. Если ребенок ошибается, покупателем становится следующий. В конце игры подсчитываются фишки и определяется лучший покупатель. Он награждается «пятеркой».

• Динамическая пауза.

Логопед просит детей повторять за ним движения со стихами:

Мой мячик весело скачет (движение, имитирующее посту­кивание по мячу),

Моя машина едет на вершину (имитируя вращение руля).

Мой мишка совсем малышка (приседание).

Моя кошка поспит немножко (наклон головы набок, руки not щеку)

Мой пальчик — веселый мальчик (пальчики здороваются)

• Упражнения под музыку («Дождик»):
Постукивание пальцами одной руки по ладони другой (дождик барабанит).

Соединение пальцев в замок над головой (зонтик).

Потряхивание кистями рук (стряхиваем капли).

Соединение ладоней и разведение их в стороны (цветок распус­кается).

• Подбор к местоимениям существительных соответствующей родовой принадлежности.

— Дети! К нам в гости пришел слоненок (кукла для кукольного театра). Он хочет учиться в школе. У него уже есть портфель, ручка, карандаш, линейка, тетрадь, пенал, книга. Помогите слоненку сло­жить портфель. Только слоненок знает мало слов — вы должны дога­даться, о чем он говорит.

Логопед от имени слоненка по очереди обращается к детям, про­износя фразы типа: «Где мой ...», «Где моя ...» и ждет, чтобы дети за­кончили фразу. Правильно названные картинки выставляются на наборное полотно. Дети хором (вместе со слоненком) еще раз произ­носят словосочетания «моя ручка», «мой карандаш».

^ 3. Заключительная часть занятия.

Тема 10. Занятие 1. Распространение простого двусоставного предложения дополнением.

Цель:

Дидактические средства: предметные картинки из серии «Одежда», «Птицы», карточки с одной и двумя полосками.

Ход занятия

^ 1. Организационно-подготовительная часть занятия.

• Игра на групповое сплочение «День рождения».

Дети сидят в кругу. Ребенок должен мимикой и жестами пока­зать, что он подарит своему соседу справа.

^ 2. Основная часть занятия.

— Мальчик Витя опоздал в школу. Когда его спросили, почему он опоздал, Витя сказал: «Вот проснулся я утром, хочу надеть..., а ее нет. Потом ищу ..., а они под шкафом. На улице холодно, решил надеть теплую ...., а она под стулом. Хотел надеть на шею ..., а он тоже потерялся. Вот я и опоздал». Я не поняла, что же ищет по утрам Витя? Давайте научим мальчика правильно рассказывать, добавим слова, которые он пропустил. А помогут нам вот эти картинки (ру­башка, брюки, куртка, шарф).

Как можно одним словом назвать эти картинки?

• Составление предложений по действию. Ребенку предлагается взять ручку, открыть тетрадь, закрыть книгу, поднять руку, открыть пенал и т. п.

Детям задается вопрос: «Что делает...?», и они должны ответить полным предложением — выложить его схему.

— Сколько слов в предложении? Назовите главные слова.

• Сообщение темы занятия.

Игра «Что ты видишь?» (на наборном полотне картинки с изоб­ражениями птиц).

— Скажите, что есть в кабинете? Что вы видите в кабинете? Кого вы видите на картинках?

— Сейчас ребята, вы все превратитесь в птиц. Выбирайте, какая птица вам больше всего нравится. Скажи, Маша, кого ты выбира­ешь? Ребенок должен ответить полным предложением: «Я выбираю воробья (скворца, кукушку, галку и т. п.)».

День — птички летают. Ночь — птички спят. Пришла сова и утащила ... Маша у нас — воробей. Быстро скажите, кого утащила сова, а то она съест бедную птичку.

Игра повторяется, пока сова не утащит всех птичек.

• Закончите предложение, подбирая подходящее по смыслу слово. Начертите схему предложения в тетрадь. Из какой сказки это предложение?

Курочка снесла... (яичко). Бабушка испекла... (колобок). Мышка увидела... (теремок). Посадил дед... (репку).

• Лото «Сказки».

Рассказывание сказки «Репка» по цепочке с опорой на картинки.

^ 3. Заключительная часть занятия.

Эмоциональная и смысловая рефлексия занятия. Пароль на выход: «Вспомни, каких птиц ты видел на кар­тинках?» Дети дают полный ответ: «Я видел воробья (кукуш­ку и т. п.)»


statya-dostup-k-informacionnim-resursam-elektronnogo-resursnogo-centra-obshestvennogo-kontrolya.html
statya-eta-konfederaciya-dolzhna-nosit-nazvanie-soedinennih-shtatov-ameriki.html
statya-forma-t-sibirstvo.html
statya-gosudarstvennie-obrazovatelnie-standarti.html
statya-gosudarstvennij-zakazchik-specializirovannaya-organizaciya-5-statya-uchastniki-razmesheniya-zakaza-5.html
statya-i-kommentarii-iv-tolstogo-m-iskusstvo-stranica-4.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-1-rabochaya-programma-i-zadanie-na-kontrolnuyu-rabotu-1-s-metodicheskimi-ukazaniyami-dlya-studentov.html
  • abstract.bystrickaya.ru/23-metodi-polucheniya-i-obrabotki-marketingovoj-informacii-marketing-statistika.html
  • universitet.bystrickaya.ru/sto-velikih-nauchnih-otkritij-stranica-38.html
  • studies.bystrickaya.ru/alkogol-i-likerovodochnie-izdeliya-chast-3.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/postindustrialnoe-obshestvo-ideal-noosferi-i-koncepciya-ustojchivogo-razvitiya.html
  • predmet.bystrickaya.ru/spasenie-utopayushih-novie-izvestiya-07042008-59-gosduma-rf-monitoring-smi-5-7-aprelya-2008-g.html
  • thesis.bystrickaya.ru/predistoriya-fiziki.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/sir-arthur-conan-doyle-sir-nigel-1906-stranica-4.html
  • credit.bystrickaya.ru/ponyatie-znachenie-storoni-soderzhanie-trudovogo-dogovora.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-obrazovatelnij-standart-srednego-professionalnogo-obrazovaniya-po-specialnosti-073502-horovoe-dirizhirovanie.html
  • learn.bystrickaya.ru/formirovanie-i-razvitie-demokraticheskih-politicheskih-a-yu-melvil-doktor-filosofskih-nauk-professor.html
  • thesis.bystrickaya.ru/primenenie-informacionnih-tehnologij-v-fiziologii-i-biohimii-rastenij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/predstavlen-nost-portfolio-rukovoditelya-ou-sistemi-dovuzovskogo.html
  • writing.bystrickaya.ru/kulturnij-rozvitok-ukrani.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-disciplini-opd-f-02-elektrotehnika-i-elektronika-dlya-studentov-specialnosti-230101-vichislitelnie-mashini-kompleksi-sistemi-i-seti.html
  • credit.bystrickaya.ru/organizaciya-metodicheskoj-raboti-uchebno-metodicheskaya-rabota.html
  • desk.bystrickaya.ru/otchet-po-samoobsledovaniyu-viborskogo-filiala-fgou-vpo-spguvk.html
  • studies.bystrickaya.ru/akciznoe-nalogooblozhenie-v-rf-chast-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/obrashenie-ab-livchaka-k-tg-merzlyakovoj-ot-171203-kazennie-pravozashitniki-opit-vzaimodejstviya.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/chast-4-obrazovatelnaya-oblast-priroda-universalnost-k-mnogoobraziyu-m-too-charli-1996-192-s.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-5-20-dekabrya-2005-g-n-1493-o-gosudarstvennoj-programme-razvitiya-radioelektronnoj-promishlennosti-respubliki.html
  • lesson.bystrickaya.ru/oglyad-tehnolog-servletv.html
  • school.bystrickaya.ru/327-sovmestnaya-deyatelnost-emitenta-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag-za-i-v-kvartal-2005-g.html
  • literature.bystrickaya.ru/deyatelnosti-uchitelya-stranica-14.html
  • abstract.bystrickaya.ru/3-vidacha-dublikatov-notarialno-udostoverennih-dokumentov-v-u-s-i-n-e-s-s-m-e-d-i-a.html
  • lecture.bystrickaya.ru/annotaciya-primernoj-programmi-uchebnoj-disciplini-informacionno-logicheskie-i-algoritmicheskie-osnovi-programmirovaniya.html
  • institut.bystrickaya.ru/tamozhennaya-stoimost-tovara-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/plan-raboti-matematicheskogo-kruzhka-pifagor.html
  • pisat.bystrickaya.ru/strahov-poslugi-chast-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/amerika-protiv-rossii-kniga-chast-19.html
  • znanie.bystrickaya.ru/azastan-respublikasi-blm-zhne-ilim-ministrlg-12-zhildi-blm-beru-bojinsha-eksperimentaldi-siniptara-psihologiyali.html
  • tests.bystrickaya.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-34.html
  • student.bystrickaya.ru/14-osnovnie-priznaki-arterialnogo-krovotecheniya-samohodnih-mashin.html
  • literatura.bystrickaya.ru/spisok-literaturi-dlya-samostoyatelnoj-raboti-studentov-5-kursa-10-semestra-na-2010-2011-uchebnij-god.html
  • nauka.bystrickaya.ru/voennie-popali-pod-chastotnuyu-razdachu-novosti-9.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.