.RU

Тема 7. Запись монолога - Учебно-методическое пособие Оршанка 2006 Министерство образования Республики Марий Эл...


^ Тема 7. Запись монолога. Корректировка письменной речи монолога

План:

1. Советы по подготовке речи.

2. Накопление материалов: 2 группы источников

3. Обработка материала. Запись. Корректировка письменной формы монолога.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. – С.229-258.

2. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр.учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.76-83.


1. Советы по подготовке речи1




2. Накопление материалов: 2 группы источников


Написание черновика выступления начните с разработки и уточнения плана.


3. Обработка материала. Запись.

Корректировка письменной формы монолога


Обработайте накопленный материал и запишите монолог на черновик. В конце занятия преподаватель корректирует монологи студентов, делает замечания по содержанию, дает советы.


??? Контрольные вопросы (вопросы для самоконтроля подготовки ораторской речи на этапе выбора темы и цели монолога):


1. Действительно ли интересует меня данная тема или может ли она стать интересной для меня?

2. Достаточно ли я знаю по данному вопросу?

^ 3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?


Тема 8. Изобразительно- выразительные средства языка


План:

1. Основные виды тропов.

2. Стилистические фигуры.


Литература:

1. Арефьева С.А. Рецензия как жанр школьного сочинения. – Йошкар-Ола: Лик-Пресс, 2002. – С.16-20

2. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр.учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.166-170.

3. Литература: Справ.материалы: Кн. для уч.-ся. – М.: Просвещение, 1988.

4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1978.


2. Основные виды тропов


Изобразительно-выразительные средства языка – языковые средства, служащие для создания художественных образов и усиления эмоционально-экспрессивного значения: тропы и стилистические фигуры.


Троп – поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении.

Например, мы говорим: золотое кольцо, золотой человек. В первом случае значение прямое, во втором – уже переносное: «очень хороший человек».

Большинство тропов содержит в себе оценочность. Через них мы оцениваем то, о чем мы говорим. Например, известный ученый А.Е.Ферсман в лекции, посвященной самоцветам России, характеризует малахит как «камень яркий, сочный, жизнерадостный и вместе с тем шелковисто-нежной зелени». Недаром этого ученого называли «поэтом камня», мы чувствуем через образность таких эпитетов влюбленность оратора в предмет речи1.

В своих речах ораторы используют различные тропы, однако при их подборе необходимо учитывать уровень подготовки аудитории.


^ ЭПИТЕТ – образное определение предмета или явления: волшебная ночь, танцующий почерк, волшебница-зима. В устном народном творчестве широко используются постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица…)

^ СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим для художественного описания первого: Девушка, черноволосая и нежная, как ночь (М.Г.); Умри, мой стих, умри, как рядовой, умри, как безымянные на штурмах мерли наши (Маяк.)

МЕТАФОРА (скрытое сравнение) – это переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому на основании сходства их признаков (формы, функций, качеств, действий): кольцо дыма (сходство по форме), золотые кудри (сходство по цвету); буря чувств, искра света. Уподобление живому существу называется олицетворением: Парк качался и стонал (Пауст.), Забормотал спросонок гром (Пауст.). Овеществление - уподобление предмету: Гвозди бы делать из этих людей. Крепче бы не было в мире гвоздей. (Н.Тихонов)

МЕТОНИМИЯ (переименование) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности: ^ Ликует буйный Рим (название места употребляется для обозначения людей, живущих там); Не то на серебре – на золоте едал (Гр.)(замена вещи материалом, из которой она сделана).

^ СИНЕКДОХА – разновидность метонимии, замена множественного числа единственным, употребление части вместо целого или наоборот: И слышно было до рассвета, как ликовал француз; Все флаги в гости к нам (замена всего явления его частью);

ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА – образные выражения, преувеличивающие (Шаровары длиною с Черное море) или преуменьшающие (мальчик с пальчик; Ваш шпиц не более наперстка) размеры, силу, красоту, значение описываемого.

^ ПЕРИФРАЗ – описательный оборот, употребляемый вместо какого-то слова ил словосочетания: так, Пушкин вместо слова осень пишет: Унылая пора, очей очарованье, а А.М.Горький называет г. Нью-Йорк городом Желтого Дьявола.


3. Стилистические фигуры


Фигура стилистическая – это необычный оборот речи, с помощью которого достигается ее особая, необходимая автору выразительность.


К фигурам речи относятся1:

АНАФОРА (единоначатие) – повторение первых слов предложения: ^ Я тот, кого никто не любит;//Я бич рабов моих земных, // Я царь познанья и свободы, // Я враг небес, я зло природы…(Лерм.).

ЭПИФОРА - повторение последних слов предложения: Но царь на все глядел глазами Годунова, Всему внимал ушами Годунова (П.).

ЭЛЛИПСИС – намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается: ^ Мы грады – в пепел, села – в прах (Жук.).

ГРАДАЦИЯ – расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего: Завыл, запел, взлетел под небо камень…(Н.Заболоцкий); Нежалею, не зову, не плачу… (Ес.)

АНТИТЕЗА- резкое противопоставление понятий, состояний, образов и т.д.: В ущелье сыро – горы зноем дышат в небо. (М.Г.).

^ ИНВЕРСИЯ – перестановка слов в предложении: «…где глаз людей обрывается куцый…» (Маяк.)

БЕССОЮЗИЕ придает речи быстроту, стремител, градацияьность: ^ Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет…(П.)..

МНОГОСОЮЗИЕ замедляет речь, делает ее плавной: И скучно, и грустно, и некому руку подать…(Л.).

^ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа: Иль нам с Европой спорить ново?(П.).

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЕ и ОБРАЩЕНИЕ служат выделению явлений, на которых автор хочет сосредоточить внимание читателя: ^ Погиб поэт! Невольник чести! (П.); Клен ты мой опавший, клен заледенелый…(Ес.)




ПРАКТИКУМ

Подумайте, можно ли обогатить ваш ораторский монолог художественными выразительными средствами? Если да, то где именно, какими тропами, с какой целью? Помните, что тропы придадут вашей речи красоту и выразительность, но не забывайте о том, что они должны быть доступны для понимания аудитории.


??? Контрольные вопросы

1. Для чего ораторы используют средства художественной выразительности?

2. Назовите основные виды тропов и стилистических фигур.


tabel-eksplikaciyaoborudovaniya-i-inventarya-dlya-gimnastiki-physical-training-and-sport-halls.html
tabel-soobshenij-o-dvizhenii-vozdushnih-sudov-v-rossijskoj-federacii-ts-ga-95-vozdushnij-kodeks-rossijskoj-federacii-vk-rf.html
tabelotchetnosti-po-kadram-ugolovno-ispolnitelnoj-sistemi-prikaz-minyusta-rf-ot-19-maya-2008-g-n-109-ob-utverzhdenii.html
tabii-monopoliyalardi-retteu-salasindai-memlekettk-krsetletn-izmetter-standarttarin-bektu-turali.html
tabii-sipattai-bilistar-pnnen-1-mezhelk-bailau-sratari.html
tabishev-timur-arsenovich-metodicheskaya-sistemamonitoringa-matematicheskoj-podgotovki-studentov-vuza.html
  • notebook.bystrickaya.ru/hovski-i-forlano-sofi-kinsella-shopogolik-na-manhettene.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-s-solovev-zhiznennaya-drama-platona-stranica-3.html
  • kanikulyi.bystrickaya.ru/vzaimodejstvie-gosdumi-s-federalnimi-organami-gosduma-rf-monitoring-smi-24-26.html
  • college.bystrickaya.ru/1-epyuri-vnutrennih-silovih-faktorov-stranica-5.html
  • learn.bystrickaya.ru/esli-bi-ya-bila-merom.html
  • learn.bystrickaya.ru/fotografiej-andrej-yudin-zanyalsya-v-dalekie-70-e-godi-samij-prostoj-po-tem-vremenam-fotoapparat-smena-2-bil-neizmennim-sputnikom-na-sportivnih-sorevnovaniyah-l.html
  • universitet.bystrickaya.ru/student-1-kursa-bgpu-im-m-akmulli-g-ufa-nauchnij-g-t-obidennova-d-r-ist-n-professor.html
  • control.bystrickaya.ru/enko-martinov-i-rashkov-bila-vklyuchena-v-sostav-anii-odnoj-iz-pervih-rabot-gruppi-dbilo-semejstvo-165-mm-polkovih-minometov-3861-stranica-2.html
  • composition.bystrickaya.ru/pereschet-razmernostej-pri-perevode-stranica-2.html
  • studies.bystrickaya.ru/ischeznuvshaya-uzkokolejka.html
  • knigi.bystrickaya.ru/siziti-kurs-cisco-kompyuterlk-zheller-negzder.html
  • doklad.bystrickaya.ru/utverzhdeni-na-zasedanii-kafedri-ekonomicheskoj-teorii-ekonomicheskogo-fakulteta-spbgu-31032010-g-protokol-9-i-na-zasedanii-uchenogo-soveta-ekonomicheskogo-fakulteta-spbgu-15042010-g-protokol-8.html
  • universitet.bystrickaya.ru/suggested-topics-for-discussion-praktikum-po-perevodu-s-anglijskogo.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/materiali-studencheskoj-nauchnoj-konferencii-23-aprelya-2008-g-g-ekaterinburg-rossiya-ekaterinburg-2008-stranica-2.html
  • notebook.bystrickaya.ru/gruppa-rickettsiaceae-nauchno-metodicheskij-centr-pishevih-infekcij-metodi-chastnoj-bakteriologii.html
  • bukva.bystrickaya.ru/ren-tv-24-informacionnaya-programma-20032007-limanova-tatyana-1930-grizlov-b-v-monitoring-smi-21-marta-2007-g.html
  • books.bystrickaya.ru/ekonomiko-geograficheskaya-harakteristika-nizhegorodskoj-oblasti.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/oipereskokova-ivsedinina-permskij-gosudarstvennij-universitet-aktualnie-problemi-mehaniki-matematiki.html
  • literature.bystrickaya.ru/besedi-na-apokalipsis-prochitanie-v-hrame-rozhdestva-ioanna-predtechi-v-sokolnikah-stranica-8.html
  • universitet.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-moskva-2002-vosnovu-razrabotki-programmi-polozheni-gosudarstvennie-obrazovatelnie-standarti-po-specialnostyam-021100-yurisprudenciya.html
  • grade.bystrickaya.ru/n-a-nesterovich-sekretariat-soveta-respubliki.html
  • report.bystrickaya.ru/kniga-odnogo-iz-vedushih-masterov-psihodrami-pitera-feliksa-kellermana-predstavlyaet-soboj-sistematicheskij-vzglyad-na-odin-iz-samih-vdohnovennih-i-zagadochnih-metodov-sovremennoj-psihoterapii-stranica-3.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/vedomost-rabochih-chertezhej-osnovnogo-komplekta-instrukciya-po-oformleniyu-proektnoj-dokumentacii.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/galicko-volinskoe-knyazhestvo.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zakonomernosti-obucheniya-v-vuze-ih-harakteristika-vzaimosvyaz-zakonomernostej-i-principov-obucheniya-v-visshej-shkole.html
  • doklad.bystrickaya.ru/vot-i-proshlo-chudesnoe-letnee-vremya-vremya-otdiha-solnechnogo-tepla-i-razvlechenij-v-ushah-uzh-prozvenel-pervij-zvonok-shkolniki-i-studenti-seli-za-parti-a-mozh.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prikaz-31-yanvarya-2012-g-18-o-v-moskva-ob-utverzhdenii-pravil-priema-na-20122013-uchebnij-god-stranica-2.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/reshenie-dlya-dimovih-gazov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/neobhodimaya-oborona-v-m-gubanov-l-a-mihajlov-v-p-solomin-chrezvichajnie-situacii-socialnogo-haraktera-i-zashita-ot-nih.html
  • control.bystrickaya.ru/elektronno-vichislitelnaya-mashina-evm-i-v-robert-chlen-korrespondent-rao-doktor-pedagogicheskih-nauk.html
  • studies.bystrickaya.ru/kratkij-kurs-ekologicheskoj-etiki-k-kievskij-ekologo-kulturnij-centr-2004-il-72-s-ohrana-dikoj-prirodi-vip-40-1sbn-stranica-3.html
  • bystrickaya.ru/voprosi-effektivnosti-gosudarstvennoj-politiki-regulirovaniya-urovnya-zhizni-naseleniya-na-materialah-kurskoj-oblasti.html
  • essay.bystrickaya.ru/ekologo-biologicheskij-fakultet-programma-5-9-j-nauchnoj-studencheskoj-konferencii-petrozavodsk-izdatelstvo-petrgu-2007.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/pust-luchshe-mer-prognetsya-pod-nas-vnimanie-vnimanie-vnimanie.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/8--santehnicheskoe-oborudovanie-tehnicheskoe-zadanie-na-kompleksnoe-ekspluatacionno-tehnicheskoe.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.