.RU

Тема 7. Запись монолога - Учебно-методическое пособие Оршанка 2006 Министерство образования Республики Марий Эл...


^ Тема 7. Запись монолога. Корректировка письменной речи монолога

План:

1. Советы по подготовке речи.

2. Накопление материалов: 2 группы источников

3. Обработка материала. Запись. Корректировка письменной формы монолога.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. – С.229-258.

2. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр.учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.76-83.


1. Советы по подготовке речи1




2. Накопление материалов: 2 группы источников


Написание черновика выступления начните с разработки и уточнения плана.


3. Обработка материала. Запись.

Корректировка письменной формы монолога


Обработайте накопленный материал и запишите монолог на черновик. В конце занятия преподаватель корректирует монологи студентов, делает замечания по содержанию, дает советы.


??? Контрольные вопросы (вопросы для самоконтроля подготовки ораторской речи на этапе выбора темы и цели монолога):


1. Действительно ли интересует меня данная тема или может ли она стать интересной для меня?

2. Достаточно ли я знаю по данному вопросу?

^ 3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?


Тема 8. Изобразительно- выразительные средства языка


План:

1. Основные виды тропов.

2. Стилистические фигуры.


Литература:

1. Арефьева С.А. Рецензия как жанр школьного сочинения. – Йошкар-Ола: Лик-Пресс, 2002. – С.16-20

2. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр.учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.166-170.

3. Литература: Справ.материалы: Кн. для уч.-ся. – М.: Просвещение, 1988.

4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1978.


2. Основные виды тропов


Изобразительно-выразительные средства языка – языковые средства, служащие для создания художественных образов и усиления эмоционально-экспрессивного значения: тропы и стилистические фигуры.


Троп – поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении.

Например, мы говорим: золотое кольцо, золотой человек. В первом случае значение прямое, во втором – уже переносное: «очень хороший человек».

Большинство тропов содержит в себе оценочность. Через них мы оцениваем то, о чем мы говорим. Например, известный ученый А.Е.Ферсман в лекции, посвященной самоцветам России, характеризует малахит как «камень яркий, сочный, жизнерадостный и вместе с тем шелковисто-нежной зелени». Недаром этого ученого называли «поэтом камня», мы чувствуем через образность таких эпитетов влюбленность оратора в предмет речи1.

В своих речах ораторы используют различные тропы, однако при их подборе необходимо учитывать уровень подготовки аудитории.


^ ЭПИТЕТ – образное определение предмета или явления: волшебная ночь, танцующий почерк, волшебница-зима. В устном народном творчестве широко используются постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица…)

^ СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим для художественного описания первого: Девушка, черноволосая и нежная, как ночь (М.Г.); Умри, мой стих, умри, как рядовой, умри, как безымянные на штурмах мерли наши (Маяк.)

МЕТАФОРА (скрытое сравнение) – это переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому на основании сходства их признаков (формы, функций, качеств, действий): кольцо дыма (сходство по форме), золотые кудри (сходство по цвету); буря чувств, искра света. Уподобление живому существу называется олицетворением: Парк качался и стонал (Пауст.), Забормотал спросонок гром (Пауст.). Овеществление - уподобление предмету: Гвозди бы делать из этих людей. Крепче бы не было в мире гвоздей. (Н.Тихонов)

МЕТОНИМИЯ (переименование) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности: ^ Ликует буйный Рим (название места употребляется для обозначения людей, живущих там); Не то на серебре – на золоте едал (Гр.)(замена вещи материалом, из которой она сделана).

^ СИНЕКДОХА – разновидность метонимии, замена множественного числа единственным, употребление части вместо целого или наоборот: И слышно было до рассвета, как ликовал француз; Все флаги в гости к нам (замена всего явления его частью);

ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА – образные выражения, преувеличивающие (Шаровары длиною с Черное море) или преуменьшающие (мальчик с пальчик; Ваш шпиц не более наперстка) размеры, силу, красоту, значение описываемого.

^ ПЕРИФРАЗ – описательный оборот, употребляемый вместо какого-то слова ил словосочетания: так, Пушкин вместо слова осень пишет: Унылая пора, очей очарованье, а А.М.Горький называет г. Нью-Йорк городом Желтого Дьявола.


3. Стилистические фигуры


Фигура стилистическая – это необычный оборот речи, с помощью которого достигается ее особая, необходимая автору выразительность.


К фигурам речи относятся1:

АНАФОРА (единоначатие) – повторение первых слов предложения: ^ Я тот, кого никто не любит;//Я бич рабов моих земных, // Я царь познанья и свободы, // Я враг небес, я зло природы…(Лерм.).

ЭПИФОРА - повторение последних слов предложения: Но царь на все глядел глазами Годунова, Всему внимал ушами Годунова (П.).

ЭЛЛИПСИС – намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается: ^ Мы грады – в пепел, села – в прах (Жук.).

ГРАДАЦИЯ – расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего: Завыл, запел, взлетел под небо камень…(Н.Заболоцкий); Нежалею, не зову, не плачу… (Ес.)

АНТИТЕЗА- резкое противопоставление понятий, состояний, образов и т.д.: В ущелье сыро – горы зноем дышат в небо. (М.Г.).

^ ИНВЕРСИЯ – перестановка слов в предложении: «…где глаз людей обрывается куцый…» (Маяк.)

БЕССОЮЗИЕ придает речи быстроту, стремител, градацияьность: ^ Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет…(П.)..

МНОГОСОЮЗИЕ замедляет речь, делает ее плавной: И скучно, и грустно, и некому руку подать…(Л.).

^ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа: Иль нам с Европой спорить ново?(П.).

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЕ и ОБРАЩЕНИЕ служат выделению явлений, на которых автор хочет сосредоточить внимание читателя: ^ Погиб поэт! Невольник чести! (П.); Клен ты мой опавший, клен заледенелый…(Ес.)




ПРАКТИКУМ

Подумайте, можно ли обогатить ваш ораторский монолог художественными выразительными средствами? Если да, то где именно, какими тропами, с какой целью? Помните, что тропы придадут вашей речи красоту и выразительность, но не забывайте о том, что они должны быть доступны для понимания аудитории.


??? Контрольные вопросы

1. Для чего ораторы используют средства художественной выразительности?

2. Назовите основные виды тропов и стилистических фигур.


tabel-eksplikaciyaoborudovaniya-i-inventarya-dlya-gimnastiki-physical-training-and-sport-halls.html
tabel-soobshenij-o-dvizhenii-vozdushnih-sudov-v-rossijskoj-federacii-ts-ga-95-vozdushnij-kodeks-rossijskoj-federacii-vk-rf.html
tabelotchetnosti-po-kadram-ugolovno-ispolnitelnoj-sistemi-prikaz-minyusta-rf-ot-19-maya-2008-g-n-109-ob-utverzhdenii.html
tabii-monopoliyalardi-retteu-salasindai-memlekettk-krsetletn-izmetter-standarttarin-bektu-turali.html
tabii-sipattai-bilistar-pnnen-1-mezhelk-bailau-sratari.html
tabishev-timur-arsenovich-metodicheskaya-sistemamonitoringa-matematicheskoj-podgotovki-studentov-vuza.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/sistema-primeneniya-udobrenij.html
  • shpora.bystrickaya.ru/yazik-i-star-i-vechno-nov-i-eto-tak-prekrasno-v-ogromnom-more-more-slov-kupatsya-ezhechasno.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-specialnost-170500-mashini-i-apparati-himicheskih-proizvodstv-napravlenie-655400-energo-i-resursosberegayushie-processi-v-himicheskoj-tehnologii-neftehimii-i-biotehnologii.html
  • reading.bystrickaya.ru/mehanizm-povisheniya-effektivnosti-innovacionnoj-deyatelnosti-predpriyatij-radioelektronnoj-promishlennosti.html
  • letter.bystrickaya.ru/muzejnie-kollekcii-latvijskogo-universiteta-aktivnie-uchastniki-obrazovatelnogo-processa.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primechanie-rabochaya-programma-zadaniya-na-kontrolnie-raboti-fakultet-ekonomiko-gumanitarnij.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vliyanie-ekologicheskih-i-agrotehnicheskih-uslovij-na-kachestvo-semyan.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/rasprostranennost-i-intensivnost-zabolevanij-parodonta-v-g-suncov-dokt-med-nauk-prof-zav-kafedroj-stomatologii.html
  • thescience.bystrickaya.ru/itogi-i-perspektivi-tezisi-mezhdunarodnogo-seminara-10-11-oktyabrya-2001-goda-stranica-6.html
  • universitet.bystrickaya.ru/tehnika-bezopasnosti-lissi-mussa-abzac-kirdik.html
  • notebook.bystrickaya.ru/issledovanie-auditorii-smi-chast-2.html
  • letter.bystrickaya.ru/o-sudbe-arhiva-arheologa-konstantina-mihajlovicha-polikarpovicha.html
  • znanie.bystrickaya.ru/avtoreferat-dissertacii-na-soiskanie-uchenoj-stepeni-kandidata-stranica-3.html
  • abstract.bystrickaya.ru/2011-2012-uchebnij-god.html
  • bukva.bystrickaya.ru/nikomu-neizvestnij-literator-nikolaj-fedorovich-rimskij-sidit-stranica-2.html
  • urok.bystrickaya.ru/pravaya-i-levaya-storoni-izobrazheniya-ya-a-vagramenko-redakcionnij-sovet.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prezident-i-pravitelstvo-informacionnij-byulleten-17-fevral-2011-g.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tablica-133-samoocenka-auto-i-geteroagressii-muzhchin-v-zavisimosti-ot-virazhennosti-maskulinnosti-i-femininnosti-balli.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/prilozhenie-5-forma-8-kafedra-botaniki-i-metodiki-prepodavaniya-biologii.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/prosto-mi-razuchilis-proshat-stranica-10.html
  • textbook.bystrickaya.ru/itogi-raboti-nalogovih-organov-tverskoj-oblasti-za-2008-god-i-osnovnie-zadachi-na-2009-god-vkrizisnij-god-nalogoviki-otrabotali-uspeshno.html
  • crib.bystrickaya.ru/kmeletke-tolmaandardi-iina-ol-satin-kmshlk-i-bzushilitar-bojinsha-sterd-araudai-sot-tzhribes-zhne-osi-sanattai-sterd-arau-keznde-tuindajtin-zekt-mseleler.html
  • paragraph.bystrickaya.ru/konkurse-yunie-zvezdi-sceni-2012-folklor-za-1150-let.html
  • holiday.bystrickaya.ru/obzor-kassacionnoj-praktiki-sudebnoj-kollegii-po-ugolovnim-stranica-4.html
  • education.bystrickaya.ru/3-poryadok-vosstanovleniya-v-universitet-polozhenie-o-kursovih-ekzamenah-i-zachyotah-10.html
  • shkola.bystrickaya.ru/mezhdunarodnij-valyutnij-fond-chast-2.html
  • control.bystrickaya.ru/doklad-o-rabote-vosmogo-soveshaniya-specialnoj-rabochej-gruppi-otkritogo-sostava-po-dostupu-k-geneticheskim-resursam-i-sovmestnomu-ispolzovaniyu-vigod-vvedenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/mir-detstva-so-vremyon-detskogo-alboma-p-i-chajkovskogo-1878-god-ochen-izmenilsya.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshenie-i-kommunikativnie-bareri.html
  • predmet.bystrickaya.ru/sovetsko-germanskoe-voennoe-i-voenno-tehnicheskoe-sotrudnichestvo-1920-1933-gg.html
  • bukva.bystrickaya.ru/okazanie-pervoj-medicinskoj-pomoshi-pri-avtomobilnih-katastrofah.html
  • essay.bystrickaya.ru/diagnostika-negativnih-mehanicheskih-napryazhenij-nmn-v-nervnoj-sisteme-chuvstvuya.html
  • school.bystrickaya.ru/informaciya-o-rabote-bibliotek-yuzhno-sahalinskoj-centralizovannoj-bibliotechnoj-sistemi-za-i-polugodie-2011-goda-stranica-4.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glava-5-kniga-pervaya-ujti-chtobi-vizhit.html
  • thescience.bystrickaya.ru/kalendarno-tematicheskij-plan-po-predmetu-tehnologiya-armaturnih-rabot-professiya-armaturshik-kamenshik.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.