Тема 7. Запись монолога - Учебно-методическое пособие Оршанка 2006 Министерство образования Республики Марий Эл...
.RU

Тема 7. Запись монолога - Учебно-методическое пособие Оршанка 2006 Министерство образования Республики Марий Эл...


^ Тема 7. Запись монолога. Корректировка письменной речи монолога

План:

1. Советы по подготовке речи.

2. Накопление материалов: 2 группы источников

3. Обработка материала. Запись. Корректировка письменной формы монолога.

Литература:

1. Введенская Л.А., Павлова Л.Г., Кашаева Е.Ю. Русский язык и культура речи. – Ростов-на- Дону: Феникс, 2005. – С.229-258.

2. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр.учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.76-83.


1. Советы по подготовке речи1




2. Накопление материалов: 2 группы источников


Написание черновика выступления начните с разработки и уточнения плана.


3. Обработка материала. Запись.

Корректировка письменной формы монолога


Обработайте накопленный материал и запишите монолог на черновик. В конце занятия преподаватель корректирует монологи студентов, делает замечания по содержанию, дает советы.


??? Контрольные вопросы (вопросы для самоконтроля подготовки ораторской речи на этапе выбора темы и цели монолога):


1. Действительно ли интересует меня данная тема или может ли она стать интересной для меня?

2. Достаточно ли я знаю по данному вопросу?

^ 3. Смогу ли я уложиться в отведенное время?

4. Если я хочу убедить, убежден ли искренне я сам?

5. Будут ли соответствовать мои тема и цель уровню знаний, интересам и установкам слушателя?


Тема 8. Изобразительно- выразительные средства языка


План:

1. Основные виды тропов.

2. Стилистические фигуры.


Литература:

1. Арефьева С.А. Рецензия как жанр школьного сочинения. – Йошкар-Ола: Лик-Пресс, 2002. – С.16-20

2. Кохтев Н.Н. Риторика. Учебное пособие для уч.-ся 8-9 классов общеобр.учрежд. –М.: Просвещение, 1996. – С.166-170.

3. Литература: Справ.материалы: Кн. для уч.-ся. – М.: Просвещение, 1988.

4. Тимофеев Л.И., Тураев С.В. Краткий словарь литературоведческих терминов. – М., 1978.


2. Основные виды тропов


Изобразительно-выразительные средства языка – языковые средства, служащие для создания художественных образов и усиления эмоционально-экспрессивного значения: тропы и стилистические фигуры.


Троп – поэтический оборот, употребление слов, фраз и выражений в переносном, образном смысле. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нам близкими в каком-то отношении.

Например, мы говорим: золотое кольцо, золотой человек. В первом случае значение прямое, во втором – уже переносное: «очень хороший человек».

Большинство тропов содержит в себе оценочность. Через них мы оцениваем то, о чем мы говорим. Например, известный ученый А.Е.Ферсман в лекции, посвященной самоцветам России, характеризует малахит как «камень яркий, сочный, жизнерадостный и вместе с тем шелковисто-нежной зелени». Недаром этого ученого называли «поэтом камня», мы чувствуем через образность таких эпитетов влюбленность оратора в предмет речи1.

В своих речах ораторы используют различные тропы, однако при их подборе необходимо учитывать уровень подготовки аудитории.


^ ЭПИТЕТ – образное определение предмета или явления: волшебная ночь, танцующий почерк, волшебница-зима. В устном народном творчестве широко используются постоянные эпитеты (добрый молодец, красна девица…)

^ СРАВНЕНИЕ – сопоставление одного предмета с другим для художественного описания первого: Девушка, черноволосая и нежная, как ночь (М.Г.); Умри, мой стих, умри, как рядовой, умри, как безымянные на штурмах мерли наши (Маяк.)

МЕТАФОРА (скрытое сравнение) – это переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому на основании сходства их признаков (формы, функций, качеств, действий): кольцо дыма (сходство по форме), золотые кудри (сходство по цвету); буря чувств, искра света. Уподобление живому существу называется олицетворением: Парк качался и стонал (Пауст.), Забормотал спросонок гром (Пауст.). Овеществление - уподобление предмету: Гвозди бы делать из этих людей. Крепче бы не было в мире гвоздей. (Н.Тихонов)

МЕТОНИМИЯ (переименование) – перенос названия с одного предмета на другой на основании их смежности: ^ Ликует буйный Рим (название места употребляется для обозначения людей, живущих там); Не то на серебре – на золоте едал (Гр.)(замена вещи материалом, из которой она сделана).

^ СИНЕКДОХА – разновидность метонимии, замена множественного числа единственным, употребление части вместо целого или наоборот: И слышно было до рассвета, как ликовал француз; Все флаги в гости к нам (замена всего явления его частью);

ГИПЕРБОЛА и ЛИТОТА – образные выражения, преувеличивающие (Шаровары длиною с Черное море) или преуменьшающие (мальчик с пальчик; Ваш шпиц не более наперстка) размеры, силу, красоту, значение описываемого.

^ ПЕРИФРАЗ – описательный оборот, употребляемый вместо какого-то слова ил словосочетания: так, Пушкин вместо слова осень пишет: Унылая пора, очей очарованье, а А.М.Горький называет г. Нью-Йорк городом Желтого Дьявола.


3. Стилистические фигуры


Фигура стилистическая – это необычный оборот речи, с помощью которого достигается ее особая, необходимая автору выразительность.


К фигурам речи относятся1:

АНАФОРА (единоначатие) – повторение первых слов предложения: ^ Я тот, кого никто не любит;//Я бич рабов моих земных, // Я царь познанья и свободы, // Я враг небес, я зло природы…(Лерм.).

ЭПИФОРА - повторение последних слов предложения: Но царь на все глядел глазами Годунова, Всему внимал ушами Годунова (П.).

ЭЛЛИПСИС – намеренный пропуск какого-либо члена предложения, который подразумевается: ^ Мы грады – в пепел, села – в прах (Жук.).

ГРАДАЦИЯ – расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего: Завыл, запел, взлетел под небо камень…(Н.Заболоцкий); Нежалею, не зову, не плачу… (Ес.)

АНТИТЕЗА- резкое противопоставление понятий, состояний, образов и т.д.: В ущелье сыро – горы зноем дышат в небо. (М.Г.).

^ ИНВЕРСИЯ – перестановка слов в предложении: «…где глаз людей обрывается куцый…» (Маяк.)

БЕССОЮЗИЕ придает речи быстроту, стремител, градацияьность: ^ Швед, русский – колет, рубит, режет. Бой барабанный, клики, скрежет…(П.)..

МНОГОСОЮЗИЕ замедляет речь, делает ее плавной: И скучно, и грустно, и некому руку подать…(Л.).

^ РИТОРИЧЕСКИЙ ВОПРОС – вопрос, не требующий ответа: Иль нам с Европой спорить ново?(П.).

РИТОРИЧЕСКИЕ ВОСКЛИЦАНИЕ и ОБРАЩЕНИЕ служат выделению явлений, на которых автор хочет сосредоточить внимание читателя: ^ Погиб поэт! Невольник чести! (П.); Клен ты мой опавший, клен заледенелый…(Ес.)




ПРАКТИКУМ

Подумайте, можно ли обогатить ваш ораторский монолог художественными выразительными средствами? Если да, то где именно, какими тропами, с какой целью? Помните, что тропы придадут вашей речи красоту и выразительность, но не забывайте о том, что они должны быть доступны для понимания аудитории.


??? Контрольные вопросы

1. Для чего ораторы используют средства художественной выразительности?

2. Назовите основные виды тропов и стилистических фигур.


tabel-eksplikaciyaoborudovaniya-i-inventarya-dlya-gimnastiki-physical-training-and-sport-halls.html
tabel-soobshenij-o-dvizhenii-vozdushnih-sudov-v-rossijskoj-federacii-ts-ga-95-vozdushnij-kodeks-rossijskoj-federacii-vk-rf.html
tabelotchetnosti-po-kadram-ugolovno-ispolnitelnoj-sistemi-prikaz-minyusta-rf-ot-19-maya-2008-g-n-109-ob-utverzhdenii.html
tabii-monopoliyalardi-retteu-salasindai-memlekettk-krsetletn-izmetter-standarttarin-bektu-turali.html
tabii-sipattai-bilistar-pnnen-1-mezhelk-bailau-sratari.html
tabishev-timur-arsenovich-metodicheskaya-sistemamonitoringa-matematicheskoj-podgotovki-studentov-vuza.html
  • predmet.bystrickaya.ru/referat-poyasnitelnaya-zapiska-soderzhit-115-listov-5-diagramm-10-tablic-stranica-7.html
  • writing.bystrickaya.ru/glava-shestdesyat-vosmaya-pyatdesyat-sedmaya.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/v-ulyanovskoj-oblasti-pod-tyazhestyu-snega-obrushilas-krisha-zhilogo-doma-postradavshih-net-informacionnoe-agentstvo-interfaks-07022011.html
  • composition.bystrickaya.ru/odobrenie-tipa-transportnogo-sredstva-tehnicheskij-reglament-o-bezopasnosti-kolesnih-transportnih-sredstv.html
  • assessments.bystrickaya.ru/ekonomicheskij-i-socialnij-sovet-nachalnaya-neotredaktirovannaya-versiya.html
  • composition.bystrickaya.ru/perechen-obyazatelnih-prilozhenij-k-osnovnim-polozheniyam-prikaz-ot-15-12-94-goda-n-265-ob-utverzhdenii-instrukcii.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/programma-vstupitelnogo-ekzamena-po-discipline-teoreticheskie-osnovi-metodiki-obucheniya-inostrannomu-yaziku.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/koncepciya-psihicheskih-processov-i-m-sechenova-32-struktura-ponyatiya-refleks-33.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-semdesyat-shestaya-pyatdesyat-sedmaya.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/rabochaya-programmam-administraciya-municipalnogo-obrazovaniya.html
  • grade.bystrickaya.ru/ministranti-vnov-v-karagandinskoj-seminarii-novosti-8.html
  • credit.bystrickaya.ru/polozhenie-poryadok-provedeniya-edinogo-gosudarstvennogo-ekzamena.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/problemi-migracij-narodov-severo-zapadnogo-i-centralnogo-kavkaza-v-konce-xviii-veka-v-nachale-hh-veka.html
  • gramota.bystrickaya.ru/www-powerlifting-kurgan-narod-ru-stranica-18.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/publichnij-doklad-stranica-6.html
  • education.bystrickaya.ru/-glava-zato-vruchit-imennie-stipendii-talantlivoj-molodyozhi-informacionnij-byulleten-mestnogo-samoupravleniya-izdaetsya.html
  • control.bystrickaya.ru/disnej-i-drugie-kak-disnej-stal-hudozhnikom.html
  • uchenik.bystrickaya.ru/31-metodicheskie-rekomendacii-k-zakrepleniyu-lekcionnogo-materiala-rabochaya-programma-uchebnaya-disciplina-ohrana.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-v-verhnem-uglu-kotoroj-bili-slova-vozdushnij-korabl-a-vnizu--kil-dzhon-a-nlo-operaciya-troyanskij-kon.html
  • studies.bystrickaya.ru/doklad-o-rezultatah-i-osnovnih-napravleniyah-deyatelnosti.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/4-sidyashij-i-stoyashij-uchebnoe-posobie-izdatelstvo-instituta-psihoterapii-moskva.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-vipolneniya-diplomnih-rabot-dlya-studentov-dnevnoj-i-zaochnoj-form-obucheniya-yuridicheskogo-fakulteta.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/reshenie-zasedaniya-kafedri-protokol-ot-2013-uchebno-metodicheskij-kompleks-modulya-filosofiya-duhovnogo-v-sovremennom-mire.html
  • assessments.bystrickaya.ru/deneg-mnogo-a-rezultat-nano-v-krasnoyarskom-krae-uglublennie-medosmotri-projdut-bolee-93-tisyach-rabotnikov-vrednih-predpriyatij.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/prilozhenie-n-1-oblast-primeneniya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/presledovanie-zhizn-zamechatelnih-lyudej-denis-davidov.html
  • holiday.bystrickaya.ru/ob-utverzhdenii-polozheniya-o-formah-i-poryadke-provedeniya-gosudarstvennoj-itogovoj-attestacii-obuchayushihsya-osvoivshih-osnovnie-obsheobrazovatelnie-programmi-srednego-polnogo-obshego-obrazovaniya-stranica-35.html
  • textbook.bystrickaya.ru/gosudarstvo-i-pravo-yuridicheskie-nauki-byulleten-novih-postuplenij-2008-god.html
  • kontrolnaya.bystrickaya.ru/razdel-1-sostav-i-obem-arhivnih-dokumentov-informacionno-metodicheskij.html
  • tests.bystrickaya.ru/lichnostnie-rezultati-na-raznih-etapah-obucheniya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-mou-shkoli-13.html
  • thescience.bystrickaya.ru/gosudarstvennij-doklad-o-polozhenii-detej-v-udmurtskoj-respublike-v-2009-godu-struktura-gosudarstvennogo-doklada-stranica-14.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-dlya-studentov-selskohozyajstvennih-visshih-uchebnih-zavedenij-po-specialnosti-agrohimiya-i-pochvovedenie.html
  • grade.bystrickaya.ru/obshie-novosti-rinka-myasa-rinok-myasa-rf-poluchatel.html
  • institut.bystrickaya.ru/statisticheskie-metodi-v-izuchenii-sebestoimosti-produkcii-studentka-ii-kursa.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/sozdanie-zdorovesberegayushej-obrazovatelnoj-sredi-kak-faktor-povisheniya-kachestva-obrazovaniya-stranica-5.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.