.RU

Тема 9. Психология подозреваемого - Учебно-методический комплекс по дисциплине «Юридическая психология специальность...


Тема 9. Психология подозреваемого,

обвиняемого, потерпевшего и свидетелей


Психология потерпевшего как наука изучает:

  1. факторы формирования его личности;

  2. его поведение до совершения преступления, в момент совершения преступления и после совершения преступления;

  3. разрабатывает практические рекомендации, касающиеся допроса потерпевшего.

Причины и условия преступления и конкретные обстоятельства не могут быть полностью раскрыты без учета личности потерпевшего, поскольку очень часто противоправные действия обвиняемого провоцируются неправомерными и неосмотрительными, а иногда и легкомысленными действиями самого потерпевшего.

Большинство преступлений против личности совершается лицами, связанными с потерпевшим родственными, служебными и другими близкими отношениями. А совершение преступления в большинстве случаев является конечным этапом данного конфликта, возникшего в результате этих отношений.

Потерпевший является одной из главных фигур предварительного следствия и рассмотрения дела в суде, особенно при рассмотрении дел о преступлениях против личности. Психологическое исследование личности потерпевшего и его деятельности на стадии предварительного следствия и суда способствует решению целого ряда вопросов:

  1. более правильной квалификации преступления;

  2. глубокому исследованию причин и условий;

  3. более всестороннему расследованию уголовных дел;

  4. обнаружению новых доказательств и т.д.

Поведение потерпевшего может влиять на вину обвиняемого, а необходимая оборона может исключать ее. От личности потерпевшего и от его поведения зависит осуществление преступных намерений, его активная оборона от противоправных посягательств, и оборона общественных интересов и т.д.

Поведение потерпевшего в момент совершения преступления зависит от двух факторов:

  1. влияния внешней среды, в данном случае преступного нападения или иного воздействия;

  2. индивидуальных особенностей личности.

Показания потерпевшего – это важный процессуальный документ. Показания потерпевшего не всегда являются объективными. Он может стремиться отомстить преступнику за причиненные страдания, боль, оскорбления, а иногда желает получить максимальную материальную компенсацию от правонарушителя. Потерпевший может преследовать корыстные цели и преувеличивать размеры причиненного ему вреда. Под влиянием уговоров родственников и друзей преступника, из жалости к преступнику потерпевший может намереваться смягчить участь обвиняемого или пытаться скрыть собственное непристойное поведение.


^ Тема 10. Психология реконструкции события преступления,

осмотра места происшествий, обыска и опознания


Выделяют два направления реконструкции события преступления:

  1. реконструкция непосредственно события преступления и объективных условий, которые способствовали его совершению. Главная особенность заключается в получении исчерпывающей информации об объекте и объективной стороне состава преступления;

  2. исследование личности преступника с учетом возникновения и формирования преступной установки, преступного умысла и субъективного отношения преступника к совершенному деянию.

Процесс познания истины в процессе расследования противоправных деяний начинается следователем с выдвижения и построения гипотезы, называемой следственной версией, которая воссоздает примерную картину исследуемого явления.

^ Осмотр места происшествия – это процесс непосредственного исследования и обнаружения на месте происшествия материальных объектов, их признаков и взаимосвязей, которые представляют собой большое значение для расследования противоправного деяния.

На успешность проведения данного следственного действия влияют:

  1. психологическая готовность следователя к проведению осмотра места происшествия;

  2. характер отношений между участниками осмотра места происшествия;

  3. отдельные психические особенности преступников и их преступного поведения, которые проявляются в материальных следах преступления.

Следователь при подготовке к выезду на место происшествия должен психологически настроиться на предстоящую работу.


Обыск представляет собой принудительное следственное действие по обследованию объектов и отдельных индивидов с целью отыскания и изъятия скрытых предметов и документов, имеющих доказательственное значение для раскрытия преступления. Особенно важна роль психологических факторов при поиске умышленно сокрытых вещей или объектов. В этом случае каждая сторона стремится узнать стратегию поведения другой, избежать каких-либо демаскирующих проявлений и повлиять на ход деятельности другой стороны.

В случае намеренного сокрытия искомых объектов в психической деятельности обыскиваемого активизируются защитные механизмы. При этом он может проявить общительность или замкнутость, сдержанность или показную откровенность, высокомерность или агрессивность. Состояние повышенной психической напряженности вызывает тот факт, что обыскиваемое лицо пытается избежать возможности обнаружения изобличающих его предметов и документов, что может привести к сдвигам в его эмоционально-волевой регуляционной сфере. Особенно сильно обыскиваемый реагирует на то, что может привести к обнаружению скрываемых предметов.

Следователь должен не просто искать необходимые улики, а действовать, используя тактические и психологические приемы, и постоянно оказывать влияние на обыскиваемое лицо.

Опознание представляет собой процесс отнесения предъявленного объекта к ранее сформированному психическому образу в целях получения определенного результата. Имеющийся образ (документ, вещь) текущего восприятия сравнивается с образом, хранящимся в памяти. Перед началом опознания опознающий должен быть допрошен по существу об обстоятельствах, в которых он наблюдал данное лицо или предмет, и о признаках, по которым он может опознать данный объект. Затем опознающему могут задаваться уточняющие вопросы, а при подготовке к опознанию человека задаются вопросы по схеме словесного портрета.

Для опознания конкретного лица наиболее значимыми и преимущественно запоминающимися являются признаки физического облика человека: рост, цвет волос и глаз и т.д.


^ Тема 11. Психология допроса, очной ставки,

следственного эксперимента и проверки показаний на месте


Эффективность допроса зависит от коммуникативных качеств следователя, развитости его умений осуществлять психологическое воздействие на допрашиваемого и от правильного планирования процесса допроса в зависимости от индивидуальных качеств допрашиваемого. В числе тактических приемов, применяемых при допросе, можно выделить: 1) последовательность; 2) внезапность; 3) форсированный темп допроса; 4) замедленный темп допроса; 5) пресечение лжи; 6) опора на положительные качества личности допрашиваемого; 7) повторность допроса и т.д.

При допросе лиц, которые в момент расследуемых событий находились в напряженном состоянии, следует иметь в виду, что их восприятие событий отличалось некоторым искажением сущности происходящего. Также известно, что одни индивиды лучше запоминают вербальный, словесно-логический, а другие – наглядно-образный материал. Также следователь должен учитывать возрастные особенности психики человека.

^ Очная ставка – следственное действие по одновременному допросу ранее допрошенных двух лиц с целью устранения противоречий в показаниях.

С психологической точки зрения очная ставка – это специфическое психологическое общение, в котором одновременно общаются три индивида. Как правило, в начале очной ставки между ее участниками существуют конфликтные отношения, обусловленные противоречиями в их показаниях, а затем стороны корректируют свои показания, и в результате появляется истина.

Основной целью очной ставки является изобличение лица, оказывающего противодействие следствию. При этом используется эффект присутствия других лиц, дающих правдивые показания.

Проведение очной ставки с участием подозреваемого или обвиняемого, дающего ложные показания, в условиях тактического риска возможно:

  1. когда показания правдивого участника достаточно широки по своему содержанию и охватывают все события преступления или существенные его обстоятельства;

  2. когда в распоряжении следователя находятся материалы, подтверждающие основные положения показаний правдивого участника;

  3. кода у следователя есть уверенность, что правдивый участник займет при проведении очной ставки действенную позицию, направленную на разоблачение ложных показаний.

Успех очной ставки зависит от проведенной следователем предварительной психологической подготовки участников очной ставки. Особенно это касается участника, дающего правдивые показания. Необходимо вселить в него уверенность, спокойствие, уменьшить отрицательное воздействие со стороны другого участника.

^ Проверка показаний на месте. Присутствие на месте преступления воздействует на психику лица, дающего показания. Это вызывает определенные переживания, связанные с данным местом, и приводит к оживлению процессов памяти.

Участниками расследования, показания которых проверяются на месте совершения преступления, могут быть потерпевшие, свидетели, подозреваемые и обвиняемые, в психологическом плане их можно условно разделить на две группы:

  1. Лица, которые на следствии дали правдивые показания о месте и совершенных там событиях и искренне желают подтвердить свои показания на месте. Эти лица добросовестно сотрудничают со следователями, а ошибки при осуществлении проверки показаний на месте если ими и допускаются, то только в результате пробелов в памяти и переживаемых отрицательных психических состояний.

  2. Лица, давшие на следствии ложные показания и стремящиеся ввести следствие в заблуждение, воспрепятствовать установлению истины.

При допросе проверяемого лица необходимо выяснить, откуда, с какого места он попал к месту расследуемого события, и именно с того места начинать проверку показаний на месте. Обстановка оживляет топографическую память, а отдельные предметы помогают вспомнить маршрут и особенности места события. Следует помнить, что состояние напряжения ухудшает процессы памяти, а присутствие при этом следственном действии различных лиц не может не вызвать волнения у проверяемого лица.

Следственный эксперимент как следственное действие проводится с целью воспроизведения определенного действия или обстановки, при которых было совершено преступление. В содержание следственного эксперимента входит проведение опытов и организация наблюдения за имевшими место во время преступления реальными явлениями и процессами. При проведении следственного эксперимента следователь устанавливает:

1) возможно ли совершить определенные (в том числе видеть, опознавать вещи и предметы при их удаленности и слабой освещенности) действия при конкретных условиях;

2) возможно ли провести определенное действие за определенное время;

3) имелась ли возможность слышать и различать определенные слова и звуки;

4) наделено ли данное лицо проверяемыми способностями, навыками или умениями.


^ Тема 12. Методы психологического воздействия

в деятельности юриста


Поведение подследственных более чем в 70% случаев направлено на противодействие расследованию, при этом около 30% из числа занявших негативную позицию оказывали его до конца расследования. Противодействие со стороны подследственного может осуществляться в следующих формах:

- отказ от дачи показаний и участия в следственных действиях;

- немотивированное голословное отрицание вины;

- дача ложных показаний;

- сокрытие и фальсификация доказательств;

- создание ложных алиби;

- склонение других участников уголовного процесса к ложным показаниям и неповиновению;

- порча источника правдивой информации.

Даже при наличии прямых доказательств обвиняемый интерпретирует событие преступления в своих собственных интересах. Так, при совершении насильственных преступлений – это ссылки на возможность совершения их другими лицами, на неправильное поведение потерпевших, на оговоры их потерпевшими в силу неприязненных отношений. В случае задержания лиц с похищенными или запрещенными к обращению предметами (наркотики, оружие) объяснение тем, что они найдены, куплены у незнакомого, подобраны, подброшены и пр.

Таким образом, возникает объективная необходимость воздействия на личность обвиняемого.

^ Структура психологического воздействия. Психологическое воздействие это комплексная деятельность, включающая в себя три составляющие: психодиагностику, установление психологического контакта, методы воздействия.

Для успешного психологического воздействия необходимо знать психологию личности подследственного (тип личности), его характер, мировоззрение, жизненные планы, биографию, ближайшее окружение, уметь диагностировать психофизическое состояние. В качестве диагностических методов используются наблюдение, обобщение независимых характеристик, анализ результатов деятельности, естественный эксперимент, беседа-диалог.

Главная цель установления психологического контакта - получение информации или совершение каких-либо действий для успешного решения задач правоохранительной деятельности. Задачами установления психологического контакта являются: достижение доверия, нахождение общих точек зрения, тем, интересов, и на этой основе снижение сопротивления со стороны подследственного. Работник правоохранительных органов должен владеть приемами достижения расположения к себе окружающих.

Что касается собственно методов психологического воздействия, то законодательством регламентировано применение мер принуждения. В качестве средств принуждения, определенных законодательством, называются: задержание, избрание мер пресечения в отношении подследственных; привод; предупреждение об уголовной ответственности за дачу ложных показаний; принудительное освидетельствование; обыск и т.д. В качестве средств психологического принуждения запрещенных законом, определены: насилие, физическое воздействие, угроза, издевательство, шантаж, внушение показаний и т.п.

В то же время, как показывают исследования, неправомерное психологическое воздействие достаточно распространено. Около 80% осужденных отмечают, что к ним применялись неправомерные психологические воздействия. Использование неправомерных воздействий формирует отрицательное отношение граждан и подрывает авторитет органов внутренних дел, затрудняет расследование, приводит к проявлению некомпетентности, непрофессионализму сотрудников, профессиональной деформации их личности.

^ Классификация методов психологического воздействия в юридической практике.

Диагностика и изобличение ложности показаний – центральная проблема допроса и расследования в целом.

В целях детекции лжи в США широко используется полиграф (лайдектор). И хотя в действительности отдельные физиологические реакции (тремор рук, бегающий взгляд, пересыхание полости рта, сужение или расширение сосудов и др.) нельзя однозначно связывать с сознательной ложью, однако, сама угроза приборного обследования является во многих случаях стимулом к чистосердечному признанию.

Однако ложь распознаваема и этому есть свои причины. В сознании лгущего представлено две модели его поведения в момент совершения преступления: «реальная» и «псевдомодель». Создавая «псевдомодель» события лжец должен состыковать его элементы, выдумать причинно-следственные связи, привязать их к определенному месту и времени. Так, заявив о том, что ему ничего не известно о расследуемом событии, человек, как минимум, должен указать, где он находился во время совершения преступления. И здесь неизбежно последует новое утверждение, ложность которого, в конце концов, может быть обнаружена. Повторные детализирующие вопросы следствия могут привести к вариациям вымысла и также способствуют изобличению лжи.

Лжец вынужден постоянно себя контролировать, следить за тем, что он говорит. Стоит человеку расслабиться и потерять контроль, он может неожиданно для себя выдать истинную информацию. Следователю нужно быть очень внимательным к речи и поведению допрашиваемого.

Ложные показания нередко являются следствием сговора группы лиц о даче ложных показаний. В этом случае для их показаний характерны одни и те де стереотипные речевые формулировки.

Диагностируя ложность показаний, следователь может избрать одну из двух тактик:

- изобличать лжеца при его первых попытках ввести следствие в заблуждение;

- позволить лжецу дать ложные показания и затем изобличить его.

Выбор той или иной тактики обусловлен личностными особенностями допрашиваемого, а также состоянием расследования дела.


^ Тема 13. Психология судебной деятельности


Формирование судейского убеждения – это результат воздействия на сознание судей совокупности доказательств, установленной и проверенной в ходе судебного разбирательства.

В формировании убеждения выделяются следующие этапы:

1) предварительное изучение материалов уголовного дела с целью решения вопроса о предании обвиняемого суду;

2) планирование судебного разбирательства и выдвижение судебных версий;

3) проверка материалов предварительного следствия в судебном разбирательстве;

4) судебные прения и сопоставление своих оценок с оценками обвинения и защиты;

5) окончательное формирование убеждения судьи в совещательной комнате при выработке коллективного убеждения.

Процесс формирования убеждения является выражением личностной позиции судьи, его моральных и этических взглядов, профессионального правосознания, требований закона.


Тема 14. Психологические основы ресоциализации осужденных


Исправительно-трудовая психология исследует:

  1. психологические стороны перевоспитания лиц, совершивших преступления;

  2. возможности приобщения их к трудовой деятельности и адаптации к нормальному существованию в нормальной социальной среде;

  3. динамику личности осужденного;

  4. факторы, влияющие на его перевоспитание;

  5. структуру коллектива осужденных;

  6. разрабатывает практические рекомендации по перевоспитанию и ресоциализации осужденных.

Возможность исправления и перевоспитания осужденного основана на присущей человеческой психике способности претерпевать изменения под воздействием специально организованной внешней среды.

Не секрет, что среди осужденных встречаются лица с различными отклонениями от психической нормы: психопатией, легкой дебильностью, акцентуациями характера и др. Успешное воспитательное воздействие на этих лиц обеспечивается в результате комплекса педагогических, психологических и медицинских методов, что требует тесного взаимодействия психологов, психиатров и педагогов.

В последние десятилетия исследуется роль религиозных учреждений и исповеди в процессе ресоциализации личности.

Важным фактором, обуславливающим успешность деятельности воспитателя исправительного учреждения, является оптимистический прогноз, который выражается в следующих положениях:

  1. в каждом человеке можно обнаружить положительные черты, какие бы страшные преступления он ни совершил;

  2. опираясь на эти положительные черты можно осуществить реституцию – восстановление в личности положительных ее аспектов, утраченных ею вследствие длительной преступной деятельности и неблагоприятных внешних воздействий;

  3. перспективным для подлинной перестройки личности, ее ресоциализации является использование исповеди, покаяния, примирения с потерпевшим.

^ Психологическая характеристика адаптации освобожденного к условиям жизни на свободе. Завершающим и ответственным этапом ресоциализации бывшего осужденного является его приспособление к жизни на свободе, для которой могут быть свойственны:

- бытовая неустроенность;

- разрушение прежних социальных связей;

- отсутствие жилья;

- сложности в трудоустройстве и т.д.

Для преодоления названных трудностей и адаптации к жизни на свободе от освобожденного требуется терпение, выносливость, значительные душевные усилия. Не секрет, что нередко лица, вышедшие из исправительного учреждения, вновь совершают преступления. Причиной этому служат неустроенность и душевный дискомфорт.

Труднее всего адаптироваться лицам, совершившим насильственные преступления, а также грабителям, ворам.

Наиболее распространенной формой психологического воздействия является психотерапевтическая беседа с освобожденным.

В содержание беседы входят:

1) информация о порядке освобождения и соблюдении в дальнейшем правил административного надзора;

2) ознакомление с правилами прописки;

3) консультации по трудоустройству;

4) рекомендации по восстановлению контактов в семье;

5)советы, где и как продолжить учебу;

6) как вести себя при недоверии и настороженном отношении к освобожденному со стороны свободных граждан и т.д.

Психотерапевтическая беседа проводится индивидуально или в группах осужденных, хорошо знающих друг друга, близких по психологическому складу, так как именно в группах легче возникают отношения взаимной откровенности. С замкнутыми или легко ранимыми осужденными нужно проводить преимущественно индивидуальные беседы.

В процессе обеспечения психологической адаптации осужденного к жизни в новых условиях самое главное – активизировать положительные качества личности. Это достигается путем обращения к лучшим сторонам личности, напоминанием о былых заслугах, активизацией позитивных установок и морально-нравственных чувств, выражением уверенности в том, что осужденный оправдает доверие воспитателей и т.п. Напротив, излишнее напоминание об отрицательных качествах личности осужденного, как правило, вызывает у людей, решивших порвать с преступным прошлым, психологический барьер, а это делает личность невосприимчивой к психологическим воздействиям.


^ ПЛАНЫ СЕМИНАРСКИХ ЗАНЯТИЙ


Семинарское занятие №1

Тема: Психология личности, деятельности, общения

Вопросы для рассмотрения:


  1. Предмет психологии. Основные направления психологии. Структура психологии.

  2. Виды психических явлений и их характеристика.

  3. Личность, деятельность, общение. Структура личности.

  4. Индивидуально-психологические особенности личности: темперамент, характер и его свойства.

  5. Сознание и правосознание личности.

  6. Юридическая психология в системе научных отраслей знания.

  7. История развития юридической психологии.


Литература для самостоятельного изучения:


  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – С.52-141.

  2. Еникеев М.И. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2004. – С.10-21, 39-44.

  3. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и Закон, 1997. – С.6-29; 57-99.


Семинарское занятие №2

Социально-психологическая характеристика

профессиональной деятельности юриста

Вопросы для рассмотрения:


  1. Отличительные особенности юридической деятельности от других видов профессиональной деятельности.

  2. Структура профессиограммы работника юридического труда: социальная сторона, реконструктивная сторона, коммуникативная сторона, организационная деятельность следователя.

  3. Профессиограммы работников юридического труда: следователя, судьи, прокурора и его помощников, адвоката, эксперта-криминалиста, государственного арбитра, юрисконсульта, нотариуса, инспектора уголовного розыска, инспектора таможни, инспектора ОБЭП, участкового инспектора, инспектора ГАИ.


^ Практическая работа: Деловая игра: «Профессия юриста: за и против»; «Составление профессиограмм юридических профессий»


Литература для самостоятельного изучения:


  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – С.198-319.

  2. Еникеев М.И. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2004. – С.130-142.

  3. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и Закон, 1997. – С.129-154.



Семинарское занятие №3

Тема: Судебно-психологическая экспертиза в уголовном

и гражданском процессах

Вопросы для рассмотрения:


  1. Цели и задачи судебно-психологической экспертизы.

  2. Судебно-психологическая экспертиза эмоциональных состояний.

  3. Судебно-психологическая экспертиза потерпевших по делам о сексуальных преступлениях.

  4. Экспертиза социально-психологических особенностей членов преступной группы.

  5. Судебно-психологическая экспертиза способности несовершеннолетних правонарушителей осознавать значение совершаемых им действий.

  6. Судебно-психологическая экспертиза индивидуально-психологических особенностей субъектов уголовного процесса

  7. Посмертная судебно-психологическая экспертиза.

  8. Судебно-психологическая экспертиза по делам о происшествиях, связанных с управлением техникой.

  9. Экспертиза способности свидетелей и потерпевших давать показания.

  10. Судебно-психологическая экспертиза в гражданском процессе.


^ Практическое задание: 1) Изучив письменные показания обвиняемой (Приложение 2), составьте постановление о назначении в отношении нее судебно-психологической экспертизы; проанализировав поведение и эмоциональное состояние обвиняемой в момент совершения преступления, сделать предварительные выводы о наличии или отсутствии у обвиняемой в момент совершения преступления состояния сильного душевного волнения (аффекта) и обосновать их.

    1. Ознакомившись с протоколом допроса потерпевшей (Приложение 1), вынесите постановление о назначении судебно-психологической экспертизы. Ответьте на следующие вопросы: Могут ли действия обвиняемого квалифицироваться как изнасилование? Почему? Можно ли поведение потерпевшей назвать провокационным? Почему?


Литература для самостоятельного изучения:


  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – С. 532-557.

  2. Еникеев М.И. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2004. – С.277-297.

  3. Галюкова М.И. Умышленное причинения вреда здоровью человека в состоянии аффекта: психологический и уголовно-правовой аспект // Журнал прикладной психологии. 2002. № 2-3. С.100-107.

  4. Комментарий к Уголовному кодексу РФ / Под ред. В.И. Радченко, А.С. Михлина. – М., 2000.

  5. Алексеева Л.В. Взаимоотношение психологии и уголовного права в аспекте экспертологии // Психологический журнал. 2002. Т.23., №6., с.60-71.


Семинарское занятие №4

Тема: Психология преступного поведения

и личности преступника

Вопросы для рассмотрения:


1. Детерминация преступного поведения. Влияние биологических и социальных факторов на формирование личности преступника.

2. Психологические аспекты исследования личности обвиняемого в уголовном процессе.

3. Деформация ценностно-нормативной системы личности преступника. Психологическая характеристика мотива и целей преступления.

4. Типология личности преступника. Насильственный тип преступника. Корыстный тип личности преступника.

5. Психологические особенности преступников-профессионалов и рецидивистов. Психология преступного деяния.

6. Психология насильственной и неосторожной преступности.


Литература для самостоятельного изучения:


  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – С.328-364

  2. Еникеев М.И. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2004. – С.71-96.

  3. Реан А.А. Психология личности. Социализация, поведение, общение. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2004. – с.241-246.


Семинарское занятие №5

Тема: Психология несовершеннолетнего

Вопросы для рассмотрения:


1. Биологические и социальные факторы, влияющие на развитие личности несовершеннолетних, и их учет в воспитании несовершеннолетних, в профилактике, расследовании преступлений несовершеннолетних и определении мер наказания.

2. Возрастные психологические особенности несовершеннолетних (подростков), их значение в совершении преступлений, учет в воспитании несовершеннолетних, профилактике, расследовании преступлений и определении мер наказания.

3. Отличительные особенности преступлений, совершаемых несовершеннолетними, их учет в профилактике и расследовании преступлений, определении мер наказания и воспитания.

4. Особенности преступлений, совершаемых в отношении несовершеннолетних, трудности их расследования, меры борьбы и профилактики.

^ Практическая работа: Деловая игра «Подросток» (Разработка программы мероприятий по совместной работе правоохранительных органов, администрации города, учреждений образования и культуры с несовершеннолетними и другими категориями населения, направленных на профилактику и борьбу с преступлениями, совершаемыми несовершеннолетними).


Литература для самостоятельного изучения:


  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – С.414-444.

  2. Еникеев М.И. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2004. – С.102-106.

  3. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и Закон, 1997. – С.193-203.



Семинарское занятие №6

Тема: Психология групповых преступлений и

преступных организаций

Вопросы для рассмотрения:


1. Причины возникновения организованных групп. Виды организованных групп.

2. Состав организованных групп, особенности межличностных отношений и связей между членами группы.

3. Направления и содержание деятельности преступных групп.

4. Приемы, способы совершения преступлений организованными группами. Слабые места преступлений, совершаемых организованными группами.

5. Особенности деятельности правоохранительных органов в отношении организованной преступности. Трудности расследования преступлений, совершаемых организованными группами.

6. Меры борьбы с организованной преступностью и ее профилактика.

7. Психологические аспекты терроризма и массовых беспорядков.


^ Практическая работа: Деловая игра: «Психолого-юридический анализ деятельности организованных групп, занимающихся наркобизнесом, экономическими преступлениями, кражей и угоном автомобилей, порнобизнесом и др.»


Литература для самостоятельного изучения:


  1. Васильев В.Л. Юридическая психология. – СПб.: Питер Пресс, 1997. – С.373-390.

  2. Еникеев М.И. Юридическая психология. - СПб.: Питер, 2004. – С.106-120.

  3. Ениколопов С.Н. Терроризм и агрессивное поведение // Национальный психологический журнал. 2006. Ноябрь. - С.28-32.

  4. Чуфаровский Ю.В. Юридическая психология. – М.: Право и Закон, 1997. – С.163-168.



Семинарское занятие №7


tarifi-i-servis-transporta-zapadnih-stran-s-pozicij-passazhira-rasskazi-o-zheleznih-dorogah.html
tarifi-na-elektricheskuyu-energiyu-dlya-naseleniya-administraciya-goroda-cheboksari.html
tarifi-na-uslugi-po-transportirovke-gaza-po-gazoraspredelitelnim-setyam-budut-opredelyatsya-v-sootvetstvii-s-novimi-metodicheskimi-ukazaniyami.html
tarifi-ushli-na-kanikuli-stati.html
tarifikacionnij-spisok-rabotnikov-pravitelstvo-yamalo-neneckogo-avtonomnogo-okruga.html
tarifnaya-politika-v-oblasti-normalizacii-l-a-german-kachestvo-elektricheskoj-energii-i-ego-povishenie-v-ustrojstvah.html
  • upbringing.bystrickaya.ru/m-ravelya-na-urokah-muziki-v-obsheobrazovatelnoj-shkole-stranica-2.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/finansovaya-matematika-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/poyasnitelnaya-zapiska-k-godovomu-otchetu-za-2005-god-likero-vodochnij-zavod-habarovskij.html
  • uchebnik.bystrickaya.ru/v-stoimost-tura-vhodit-novij-god-rozhdestvo-zimnie-kanikuli-2010-2011.html
  • notebook.bystrickaya.ru/kak-stroit-zhizn-po-svoemu-zhelaniyu-stranica-3.html
  • esse.bystrickaya.ru/programmnoe-obespechenie-personalnogo-kompyutera-s-m-movshovich-kand-tehn-nauk-docent.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/rouz-sustrojstvo-pamyati-i-predmet-zadachi-i-metodi-psihofiziologii.html
  • shkola.bystrickaya.ru/nacionalnij-plan-dejstvij-po-predotvrasheniyu-vreda-svyazannogo-s-upotrebleniem-alkogolya-10-celi-i-strategii-10.html
  • prepodavatel.bystrickaya.ru/t-n-glushkova-a-v-sutula.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/novosti-perpetuum-music-warner-music-international.html
  • teacher.bystrickaya.ru/glavnoe-arhivnoe-upravlenie-pri-sovete-ministrov-sssr-stranica-21.html
  • klass.bystrickaya.ru/42-process-upravleniya-riskami-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnostej-menedzhment-organizacii-ibuhgalterskij.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-disciplini-ekonomicheskaya-teoriya-mikroekonomika-dlya-napravleniya-040100-62-sociologiya-podgotovki-bakalavra-avtor-programmi.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/propisnie-bukvi-chernaya-olga-nikolaevna.html
  • testyi.bystrickaya.ru/anomalnie-morozi-nizhe-minus-40-mogut-sprovocirovat-chs-v-gornom-altae-mchs-informacionnoe-agentstvo-ria-novosti-27012012.html
  • books.bystrickaya.ru/bibliograficheskij-ukazatel-vklyuchaet-nauchnie-i-nauchno-metodologicheskie-publikacii-sotrudnikov-rostovskogo-gosudarstvennogo-universiteta-putej-soobsheniya-v-oblasti-tribologii-s-1940-2004-g-g-stranica-18.html
  • turn.bystrickaya.ru/otchet-po-teme-stranica-4.html
  • lesson.bystrickaya.ru/organizacionno-pravovaya-rabota-s-kadrami-v-sisteme-mvd-chast-4.html
  • notebook.bystrickaya.ru/ispolnitelskaya-podgotovka-i-solfedzhio.html
  • student.bystrickaya.ru/-2-formirovanie-yuridicheskogo-prava-predislovie.html
  • studies.bystrickaya.ru/igrovie-momenti-i-opornie-konspekti-na-urokah-istorii-chast-6.html
  • lecture.bystrickaya.ru/a-p-chehov-tolstij-i-tonkij.html
  • notebook.bystrickaya.ru/holistichnost-teorii-interpretacii-ddevidsona-chast-4.html
  • nauka.bystrickaya.ru/v-g-kolichev-oforml-serii-s-vlasova-m-eksmo-2010-3502-s-master-kriminalnoj-intrigi-isbn-978-5-699-44-189-1-v-per-18000-stranica-22.html
  • letter.bystrickaya.ru/metodika-obucheniya-doshkolnikov-fizicheskim-uprazhneniyam.html
  • control.bystrickaya.ru/d209-uspet-do-polunochi-midnight-run-filma.html
  • doklad.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-gse-f-05-istoriya-politicheskih-i-pravovih-uchenij.html
  • knigi.bystrickaya.ru/scenarij-vipusknogo-bala-v-4-klasse-podgotovila-uchitel-nachalnih-klassov-kokanova-svetlana-ivanovna-vipusk-2012-2013-uchebnij-god-zvuchit-vals-vecher-vstrechi-shkolnih-druzej.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-dlya-pedagogicheskih-institutov.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-itogam-razvitiya-shkoli-v-2010-2011-uchebnom-godu.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-chetirnadcataya-a-a-lokteva-otvetstvennij-redaktor-k-m-n-d-v-koshechkin-bott-viktor.html
  • uchitel.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-naimenovanie-disciplini-aviacionnaya-meteorologiya-po-napravleniyu-podgotovki-021600-62.html
  • pisat.bystrickaya.ru/struktura-vneshneekonomicheskogo-dogovora-sushestvennie-usloviya-vneshnetorgovogo-kontrakta.html
  • bukva.bystrickaya.ru/proverka-neprotivorechivosti-ishodnih-opisanij-konechnih-avtomatov.html
  • shkola.bystrickaya.ru/soderzhanie-raboti-radiacionno-modificirovannie-materiali-i-zharostojkie-kompozicii-s-ispolzovaniem-tehnogennogo.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.