.RU

Типы коммуникативной информации для толкового словаря - часть 3

Обоими этими свойствами обладают существительные час, сутки, неделя, месяц, год, десятилетие, век, столетие, тысячелетие. В рассматриваемой грамматической форме и синтаксической функции они ни при каких обстоятельствах не могут быть темой высказывания. С другой стороны, их абсолютную рематичность нельзя вывести из их семантики, потому что другие существительные со значением отрезков времени могут иметь и тематическую функцию, ср.: минута (Минутами ему казалось), утро, вечер, ночь (Вечерами (ночами) он подолгу гулял).

В пользу лексикализованности рематической функции рассматриваемых существительных свидетельствует и тот факт, что ни этой синтаксической, ни этой коммуникативной функции нет у названий месяцев и дней недели, ср. невозможность * февралями (понедельниками) он сидел в библиотеке, работая над диссертацией. Последний запрет соблазнительно попытаться мотивировать тем, что формы типа * февралями (понедельниками) не могут обозначать непрерывного времени: между двумя ближайшими февралями (понедельниками) располагаются другие месяцы (дни недели). Несостоятельность такой мотивации следует из того, что названия сезонов, которые должны были бы подчиняться тому же запрету, на самом деле ему не подчиняются. Ср. приводимые М.В. Всеволодовой примеры: Кто способен целыми веснами бродить по проснувшимся перелескам... (Лит. газета); Целыми зимами кино не было (разговорная речь). Это лишний раз подчеркивает, что рематичность всех названных выше лексем должна фиксироваться в их словарных статьях.

Синтагматические коммуникативные функции лексем.

Коммуникативно значимая лексема может выделять внешнюю по отношению к себе часть высказывания, с которой она синтаксически связана, в качестве темы, ремы, данного или нового. Тема-рематические функции лексем описывались многократно. Функцию тематизации выполняют частицы а, же, -то, близкие к ним обороты что касается, что до и некоторые другие лексические единицы15 , ср.: Вот тебе и эндурцы... А мы-то всю жизнь считали их дураками (Ф. Искандер); Я же стал проводить вечера в обществе Елены, милой и простой девушки... (И. Бунин).

К рематизирующим единицам относятся частицы даже, зато, и, именно, как раз, лишь, не, только16 , наречные обороты по крайней (меньшей) мере, глагол оказываться, глагольные обороты и формулы следует сказать (заметить, подчеркнуть), представьте-себе, признаюсь, признайтесь, хочу похвастаться и т. п., ср.: И бедняк может быть счастлив; Только ослы кричали сами по себе, и голос их был одинок, как голос пророка (Ф. Искандер); Такова была жизнь чертежа, который мне рисовался, - в сознание и. на слова я это стараюсь перенести лишь сейчас (А. Блок); Оказывается, в нескольких километрах от моста вынесло труп лошади (Ф. Искандер).

Перейдем к более сложным синтагматическим коммуникативным функциям, а именно к маркировке данного и нового. Рассмотрим прежде всего частицы тоже и также, которым посвящена обширная литература17 . Концепция, которая послужит отправной точкой для наших последующих рассуждений, была сформулирована Е.В. Падучевой, хотя ее основные элементы содержались уже в первой работе А. Богуславского.

По мнению Е.В. Падучевой, ударная частица тоже и безударная также служат для установления ассоциативных связей между темой Т1 и ремой R1 содержащего их предложения, с одной стороны, и темой Т0 или ремой R0 предшествующего предложелия - с другой.

Ударное тоже употребляется в том случае, когда рема данного предложения входит в ассоциативную связь типа "сходство" с ремой или темой предшествующего предложения, а тема данного предложения - в ассоциативную связь типа "противопоставление" с темой или ремой предшествующего предложения, ср.: Гость (Т0 ) молчал (R0 ). Хозяин (Т1 ) тоже молчал (R1 ) (сходство между R1 и R0 , противопоставление Т1 и Т0 ); Поэт гордится (Т0 ) своим родом (R0 ); о своей африканской крови (Т1 ) он тоже упоминает с наслаждением (R1) (сходство между R1 и Т0 , противопоставление Т1 и R0 ).

Безударное также употребляется в том случае, когда рема данного предложения входит в ассоциативную связь типа "противопоставление" с ремой или темой предшествующего предложения, а тема данного предложения - в ассоциативную связь типа "сходство" с ремой или темой предшествующего предложения, ср.: Гость (Т0 ) молчал (R0 ). Молчал (Т1 ) также и жозяин (R1 противопоставление R1 и Т0 , сходство между Т1 и R0 ); Нужно (Т0 ) убрать квартиру (R0 ). Необходимо (Т1 ) также починить часы (R1 ) противопоставление R1 и R0 , сходство между Т1 и Т0 ).

Мысль о том, что ударное тоже и безударное также, несмотря на далеко идущее сходство значений, в чем-то противопоставлены друг другу и что их противопоставление связано с коммуникативной организацией текста, кажется нам глубокой и плодотворной. Однако конкретно различие между тоже и также мы бы описали иначе.

Прежде всего, отметим синонимию также и частицы также и. Последняя даже более обычна в рассматриваемом значении, чем изолированное также, ср.: Молчал также и хозяин vs. ? Молчал также хозяин. В свете этого следует пересмотреть последний воспроизведенный нами пример как содержащий другое значение также. Действительно, в нем нельзя заменить также на также и; ср. сомнительность ? Необходимо также и починить часы. Это также (оно, кстати, может быть ударным) квазисинонимично частицам еще и кроме того, ср.: Необходимо также (еще; кроме того) починить часы. Коль скоро также здесь другое, отпадает необходимость утверждать, что уборка квартиры и починка часов в рассматриваемом примере противопоставлены. Здесь естественнее усмотреть сходство, поскольку говорится, что и квартиру, и часы нужно привести в порядок.

Во-вторых, метаязыковые понятия "ассоциативная связь типа 'сходство'" и "ассоциативная связь типа 'противопоставление'" мы предлагаем перевести в чисто языковой план и интерпретировать как (субъективное) мнение говорящего о сходстве или противопоставленности объектов. Соответствующие смысловые компоненты должны быть включены непосредственно в толкования рассматриваемых частиц. Х тоже Р=Р также и X='(a) Существует Y, отличный от Х-а, такой, что R (Y); (б) Р (X); (в) Говорящий считает, что между R (Y) и Р (X) есть сходство'. Здесь (а) - пре-суппозиция, (б) - ассерция, (в) - модальная рамка. Содержание тоже и также и исчерпывается компонентами (а) и (в). При этом в пресуппозиции устанавливается противопоставленность Х-а каким-то другим объектам, а в модальной рамке - сходство приписываемых Х-у и этим объектам свойств.

Эти толкования обслуживают более широкий круг ситуаций, чем определения Е.В. Падучевой. Рассмотрим следующий приводимый В. Гирке пример: Вы промышляли (Т0 ) еще и иконами (R0 ). Они (Т1 ) тоже не обнаружены (R1 ). Рема второго предложения - обнаружены. Совершенно очевидно, что эта рема не входит в ассоциативную связь ни с Т0 , ни с R0 . Между тем, если подставить в этот текст вместо последнего предложения его толкование, получится вполне естественная интерпретация: '(а) Существует X, отличный от икон, такой, что Р (X); (б) Иконы не обнаружены; (в) Говорящий считает, что между необнаружением икон и Р (X) [необнаружением Х-а, его исчезновением, нелегальным сбытом или каким-то другим состоянием, которое можно уподобить необнаружению] есть сходство'.

В-третьих, дело, как нам кажется, не столько в теме и реме, сколько в данном и новом, потому что тоже и также (и) - анафорические частицы. Их семантическое сходство эксплицировано в приведенном выше толковании. Различие же между ними, как и предположила Е.В. Падучева, состоит в "коммуникативной обратности", но несколько иного рода: тоже маркирует предшествующую ему часть высказывания как новое, а последующую - как старое: Гость молчал. Хозяин (новое) тоже молчал (старое); также (и), наоборот, маркирует предшествующую ему часть высказывания как старое, а последующую - как новое: Гость молчал. Молчал (старое) также и хозяин (новое).

Интересна в этом отношении и частица и, проанализированная (с другой точки зрения) в упоминавшейся работе В. Гирке18 . Она тоже анафорична и, по-видимому, почти полностью синонимична частице также (и). Рассмотрим пример: Климат Читы оказал хорошее влияние и на Ивашева='(a) Существуют люди, отличные от Ивашева, на которых климат Читы оказал хорошее влияние; (б) Климат Читы оказал хорошее влияние на Ивашева'. Часть предложения слева от частицы и образует данное, а часть справа от нее - новое.

Рассмотрим еще фразему очень нужно, на которую в связи с вопросом об ироническом отрицании обратил внимание Д.Н. Шмелев19 , описавший ряд просодических и сочетаемостных свойств этой фраземы, отличающих ее от свободного словосочетания очень нужно. Ср.: Очень  нужно советоваться - Очень нужно  посоветоваться. Отметим одно интересное коммуникативное свойство этой фраземы. Она маркирует следующую за ней инфинитивную группу в качестве данного, т.е. уже имеющейся в сознании коммуникантов информации. Сама же она несет, по контрасту, новую информацию. Действительно, высказывание типа Очень нужно советоваться с ним уместно лишь в ситуации, когда собеседник говорящего (или какое-то третье лицо) подал мысль посоветоваться с ним, а сам говорящий, мимоходом сославшись на наличие такого мнения, в своем собственном высказывании выражает решительный отказ следовать ему.


trebovaniya-k-predmetu-municipalnogo-kontrakta-stranica-7.html
trebovaniya-k-predstavleniyu-materialov.html
trebovaniya-k-professionalnoj-kompetentnosti-prepodavatelya-vuza-v-ramkah-andragogicheskoj-modeli-obucheniya.html
trebovaniya-k-provedeniyu-nablyudenij-metodika-ekologicheskogo-vospitaniya-doshkolnikov-nikolaeva-s-n.html
trebovaniya-k-provedeniyu-shkolnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi-shkolnikov-po-istorii-v-2010-2011-uchebnom-godu.html
trebovaniya-k-publikuemim-statyam-v-zhurnale-sovremennie-issledovaniya-socialnih-problem.html
  • desk.bystrickaya.ru/osetinskij-yazik-glazami-russkih-i-inostrannih-puteshestvennikov.html
  • znanie.bystrickaya.ru/a-p-gorkin-i-dr-rostov-nd-feniks-2002-352s.html
  • holiday.bystrickaya.ru/nakonec-to-dom-postavili-na-kapremont-radio-rsn-novosti-16-07-2008-shestakova-anna-15-00-12.html
  • student.bystrickaya.ru/18-uchrediteli-uchastniki-emitenta-s-o-frank-predsedatel-soveta-direktorov.html
  • college.bystrickaya.ru/33-ocenka-blagotvoritelnoj-i-mecenatskoj-deyatelnosti-v-regione-skij-institut-kafedra-socialnoj-raboti-blagotvoritelnost.html
  • thesis.bystrickaya.ru/pravila-oformleniya-rabot-predstavlyaemih-na-respublikanskij-konkurs-nauchnih-rabot-studentov-vuzov-respubliki-belarus-minsk.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/urok-obobsheniya-i-sistematizacii-znanij.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/ocenka-innovacionnoj-privlekatelnosti-respubliki-bashkortostan.html
  • klass.bystrickaya.ru/anglijskij-yazik-ch4-728-200-voprosov-290-rublej-ishite-testi-ne-tolko-po-nazvaniyam-no-i-po-soderzhaniyu.html
  • testyi.bystrickaya.ru/53otnoshenie-k-biotehnologii-kniga-prednaznachena-dlya-filosofov-interesuyushihsya-socialnimi-aspektami-nauchno-tehnicheskogo.html
  • institute.bystrickaya.ru/glava-6-upravlenie-konfliktami-v-organizacii-uchebnoe-posobie-ohvativaet-vazhnejshie-razdeli-uchebnogo-kursa-rekomendovano.html
  • tests.bystrickaya.ru/koncepciya-razvitiya-studencheskogo-samoupravleniya-v-rossijskoj-federacii-koncepciya-modernizacii-rossijskogo-obrazovaniya-na-period-do-2010-goda.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/vsvoem-pervom-bolshom-romane-smert-delo-odinokoe-napisannom-cherez-20-let-posle-romana-chto-to-strashnoe-gryadet-master-sovremennoj-fantastiki-r-bredberi.html
  • exchangerate.bystrickaya.ru/3-osnovnie-napravleniya-i-cennostnie-osnovi-duhovno-nravstvennogo-razvitiya-i-vospitaniya-obuchayushihsya-na-stupeni-nachalnogo-obshego-obrazovaniya.html
  • control.bystrickaya.ru/ds02-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya-napravlenie-654300-proektirovanie.html
  • writing.bystrickaya.ru/informacionnie-tehnologii-i-nauchno-tehnicheskij-progress.html
  • college.bystrickaya.ru/20integraciya-informacionnih-tehnologij-uchebnoe-posobie-moskva-2008-udk-mashkin-m-n-informacionnie-tehnologii.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/452-konkurenti-emitenta-125124-rossiya-g-moskva-3-ya-ulica-yamskogo-polya-vlad-2-informaciya-soderzhashayasya.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/albert-demchenko-mi-uzhe-sejchas-nastupaem-na-pyatki-nemeckim-sopernikam-2-02-201-2-glavnie-novosti-sporta-5.html
  • institut.bystrickaya.ru/uchebnaya-programma-po-discipline-bazi-dannih-i-subd-dorohina-t-v-skuratovskaya-o-g.html
  • bukva.bystrickaya.ru/pravitelstvo-rossijskoj-federacii-visshij-organ-ispolnitelnoj-vlasti-chast-6.html
  • gramota.bystrickaya.ru/zdravoohranenie-respublikanskaya-programma-razvitiya-konkurencii-v-chuvashskoj-respublike-na-2010-2012-godi-pasport-programmi.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-6-mir-aleksa-koroleva-iv-naslednik-sudbi-aleksej-bessonov.html
  • teacher.bystrickaya.ru/favorskayatatyana-konkursa-poeticheskoe-bratstvo-2010-.html
  • literature.bystrickaya.ru/dzhejmshbrennan-okkultnij-rejh.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/poryadok-nalogooblozheniya-fizicheskih-lic-ezhekvartalnijotche-t-emitenta-emissionnih-cennih-bumag.html
  • turn.bystrickaya.ru/patologicheskaya-anatomiya-a-g-chuchalin-hronicheskie-obstruktivnie-bolezni-legkih.html
  • shkola.bystrickaya.ru/politicheskaya-elita-kazahstana.html
  • knigi.bystrickaya.ru/rukovodstvo-po-ekspluatacii-ooo-medzhik-lajn.html
  • essay.bystrickaya.ru/dopolnitelnaya-informaciya-dlya-uchitelej-k-uchebniku-dlya-9-klassa-enjoy-english-9-m-z-biboletovoj.html
  • crib.bystrickaya.ru/informacionnij-byulleten-40-24-aprelya-2012-goda.html
  • spur.bystrickaya.ru/lev-nikolaevich-tolstoj-stranica-14.html
  • esse.bystrickaya.ru/programma-rasschitana-na-vospitannikov-10-16-let.html
  • assessments.bystrickaya.ru/doklad-mdou-detskij-sad-22-alenkij-cvetochek.html
  • uchit.bystrickaya.ru/statya-110-nalogovie-dohodi.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.