.RU

традиционных и инновационных технологиях преподавания психологии, основных закономерностях развития методики преподавания психологии на Западе


традиционных и инновационных технологиях преподавания психологии, основных закономерностях развития методики преподавания психологии на Западе.
Владеть:

Приобрести практические умения и навыки:

^ Понимать роль применения активных методов обучения в становлении профессионально-важных качеств личности будущего психолога.

Понимать сущность произошедшей в современных условиях смены информационной и авторитарной парадигмы образования на личностно-ориентированную и демократическую.


^ 3.  Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

^ Очное отделение

Заочное отделение

ДО

ОЗО

Семестры

7

2

3

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

72

72




Аудиторные занятия

36

6

36

6




Лекции

18

4

18

4




Практические занятия

18

2

18

2




Самостоятельная работа:

-  решение психологических задач;

-  самостоятельное изучение тем;

-  конспектирование и реферирование литературы;

-  составление программы учебного курса.

36


6


12

8


10

64


12


30

12


10

36


6


12

8


10

64


12


30

12


10




Итоговый контроль

зачет

зачет




зачет


4.  Содержание дисциплины


4.1.  Разделы дисциплины и виды занятий

№ п\п

Раздел дисциплины

Всего

Лекции

ПР

(или СМ)

ДО

ОЗО

ДО

ОЗО

ДО

ОЗО

1.

Цели преподавания психологии и педагогики в средней и высшей школе

6

2

4

2

2




2.

Специфика содержания психологии и педагогики как гуманитарных дисциплин

8

4

2




3.

Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

18

2

8

2

12




4.

Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии и педагогики

4

2

2




2

2

Всего:

36

6

18

4

18

2


^ 4.2.  Содержание разделов дисциплины

4.2.1.  Лекционный курс

Семестр

№ ЛК

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

^ Кол-во часов

Седьмой семестр

Раздел I. Цели преподавания психологии и педагогики в средней и высшей школе

4

1.1.

^ Образовательные стандарты психолого-педагогического образования в высшей школе

Методика преподавания как частная дидактика. Образовательная программа и ее структура. Система требований к методическому обеспечению процесса обучения. Государственный образовательный стандарт и его структура. Диверсификация образовательных учреждений. Психология и педагогика как составная часть гуманитарной подготовки в вузах.

1

1.2.

^ Программа преподавания психологии в школе.

Гуманитаризация образования. Концепции обучения. Возрастной фактор. Объект, предмет учебной деятельности школьника при изучении психологии. Методология учебного курса. Главная цель курса. Основное содержание программы. Результаты обучения.

1

^ Седьмой семестр

1.3.

Опыт преподавания психологии и педагогики в зарубежной школе.

Практика преподавания психологии и педагогики в зарубежной школе. Направления работы школы на Западе и в Америке в области введения психолого-педагогических знаний в школьное образование.

Особенности реализации «Пасторальной программы» в английских школах. Методологическое основание «Пасторальной программы», ее характерные черты. Методическая база «Пасторальной программы».

Учебники по психологии и педагогике в зарубежной школе.

1

1.4.

^ Опыт преподавания психологии и педагогики в дореволюционной России.

Преподавание психологии и педагогики в высшей школе России.

Преподавание психологии в средней школе. Экспериментальный метод. Требования А.П. Нечаева к урокам психологии.

Учебная литература по психологии и педагогике.

1

^ Раздел II. Специфика содержания психологии и педагогики как гуманитарных дисциплин

4

2.1.

^ Гуманитарная парадигма и ее реализация в психологии и педагогике.

Подходы к построению научного знания. Гуманитарная познавательная парадигма в науке. Объяснительная психология. Описательная психология. Гуманизация образования.

Проблема гуманизации и гуманитаризации в зарубежной школе.

Перспективы гуманизации преподавания психологии и педагогики.

2

2.2.

^ Связь процесса обучения с практическими задачами.

Деятельность педагога-психолога как ориентир профессионального образования. Компетентность и ее виды.

Психология и педагогика как средство гуманизации общественной практики.

Психология и педагогика как фактор совершенствования профессиональной деятельности специалистов.

Изучение психологии и педагогики как фактора развития обучаемых. Таксономия учебных задач. Личностное развитие обучаемых. Профессионально-важные качества. Саморазвитие школьников.

2

^ Раздел III. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

8

3.1.

^ Теоретические основы методического обучения процесса обучения.

Содержание образования. Методическое обеспечение. Источник содержания образования. Форма организации педагогического процесса. Классификация методов обучения.

Методическая работа в вузе. Учебно-методическая и научно-методическая работа. Методическая работа на кафедре.

1

^ Седьмой семестр

3.2.

Методические средства преподавания психологии и педагогики.

Учебные тексты и наглядные материалы. Технизированные носители учебной информации. Компьютерные средства обучения.

1

3.3.

^ Методика проведения учебных занятий по психологии и педагогике в вузе.

Методика чтения лекции по психологии. Функции лекции. Виды лекций. Этапы подготовки к лекции.

Методика проведения семинарских занятий. Задачи семинарских занятий. Структура семинара. Дискуссия.

Методика проведения практических занятий и тренингов.

3

3.4.

^ Способы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней школе.

Методы обучения в преподавании психологии и педагогики. Метод интроспективного анализа. Метод чтения вслух.

2

3.5.

^ Качество образования и диагностика усвоения психолого-педагогических знаний.

Психологическая культура. Характеристики учебного процесса. Психологизация процесса обучения. Психологизация процесса воспитания.

Методы оценки дидактической эффективности преподавания психологии и педагогики в вузе.

Методики оценки развивающего эффекта изучения психологии и педагогики в школе.

1

^ Раздел IV. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии и педагогики

2

4.1.

^ Роль и функции преподавателя в учебном процессе.

Функции учителя. Центрация учителя на ученике. Организация учебного пространства. Особенности педагогического общения преподавателя.

2


^ 4.2.2.  Практические (семинарские) занятия



занятия

Наименование темы

практического занятия

^ Раздел, тема дисциплины

Кол-во часов

1.

Содержание образования (семинар с элементами практического занятия)

^ Раздел 1. Цели преподавания психологии и педагогики в средней и высшей школе

Тема: «Образовательные стандарты психолого-педагогического образования в высшей школе»

2

2.

^ Развитие психологического образования (семинар-дискуссия)

Раздел 2. Специфика содержания психологии и педагогики как гуманитарных дисциплин

Тема: «Гуманитарная парадигма и ее реализация в психологии и педагогике»

2

3.

^ Методы обучения психологии (семинар с элементами практики)

Раздел 3. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

Тема: «Методические средства преподавания психологии и педагогики»

2

4.

^ Активные методы обучения (семинар с проигрыванием ситуаций)

Раздел 3. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

Тема: «Методика проведения учебных занятий по психологии и педагогике в вузе»

2

5.

^ Лекционная форма обучения. Методика чтения лекции (семинар с проигрыванием ситуаций)

Раздел 3. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

Тема: «Методика проведения учебных занятий по психологии и педагогике в вузе»

2

6.

^ Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах (семинар с проигрыванием ситуаций)

Раздел 3. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

Тема: «Методика проведения учебных занятий по психологии и педагогике в вузе»

2

7.

^ Методика организации и управление учебной дискуссией (семинар с проигрыванием ситуаций)

Раздел 3. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

Тема: «Методика проведения учебных занятий по психологии и педагогике в вузе»

2

8.

^ Управление самостоятельной работой студентов. Контроль и коррекция учебной деятельности студентов (семинар с элементами практического занятия)

^ Раздел 3. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

Тема: «Качество образования и диагностика усвоения психолого-педагогических знаний»

2

9.

^ Педагогическое общение в структуре учебного процесса (семинар с элементами диагностики и практики)

Раздел 4. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии и педагогики

Тема: «Роль и функции преподавателя в учебном процессе»

2


^ 4.2.3.  Задания для самостоятельной работы

Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

^ Сроки

выполнения

Кол-во часов

Раздел I. Цели преподавания психологии и педагогики в средней и высшей школе

1.1. Образовательные стандарты психолого-педагогического образования в высшей школе

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение




6

1.2. Программа преподавания психологии в школе

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Изучение программ преподавания психологии в средних учебных заведениях




4

1.3. Опыт преподавания психологии и педагогики в зарубежной школе

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование




4

1.4. Опыт преподавания психологии и педагогики в дореволюционной России

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование




4

^ Раздел II. Специфика содержания психологии и педагогики как гуманитарных дисциплин

2.1. Гуманитарная парадигма и ее реализация в психологии и педагогике

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование




6

2.2. Связь процесса обучения с практическими задачами

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование




6

^ Раздел III. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

3.1. Теоретические основы методического обучения процесса обучения

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование




6

3.2. Методические средства преподавания психологии и педагогики

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование




6

3.3. Методика проведения учебных занятий по психологии и педагогике в вузе

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Разработка программы учебного курса




6

3.4. Способы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней школе

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Разработка программы учебного курса




6

3.5. Качество образования и диагностика усвоения психолого-педагогических знаний

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Разработка дидактического теста




4

^ Раздел IV. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии и педагогики

4.1. Роль и функции преподавателя в учебном процессе

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование

Диагностика преподавателей




6

^ Контрольные мероприятия

Тренинг умений (Приложение 4)

Проведение учебного занятия

Контрольная работа (Приложение 6)

Итоговый тест




2


^ 4.2.4.  Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен


5.  Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1.  Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М.: Владос, 2001.

  2. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. – М., 2003.

  3. Бусыгина А.Л. Профессор-профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. – Самара, 2003.

  4. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. - М.: Ось-89, 2004.

  5. Гликман И.З. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование): Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.

  6. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001.

  7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001.

  8. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика». – М.: Academia, 2002.

  9. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.

  10. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2005.

  11. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: УМК Психология, 2003.

  12. Методика преподавания психологии: программа курса и практические занятия для студентов факультета психологии: специальность 020400 "Психология" / Сост. Карапетян Л. В. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003.

  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Academia, 2002.

  14. Основы андрагогики: учеб. пособие по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 33400 «Педагогика» / Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Academia, 2003.

  15. sto-velikih-zagadok-xx-veka-stranica-38.html
    sto-velikih-zagadok-xx-veka-stranica-45.html
    sto-velikih-zapovednikov-i-parkov-stranica-10.html
    sto-velikih-zapovednikov-i-parkov-stranica-17.html
    sto-velikih-zapovednikov-i-parkov-stranica-24.html
    sto-velikih-zapovednikov-i-parkov.html
  16. testyi.bystrickaya.ru/anuar-zhanar-anuarovna-178-licej-matematika-pn-malm.html
  17. writing.bystrickaya.ru/deloproizvodstvo-i-pk-chast-2.html
  18. reading.bystrickaya.ru/matematicheskoe-i-programmnoe-obespechenie-processa-postroeniya-modelej-identifikacii.html
  19. reading.bystrickaya.ru/kropotkin-petr-stranica-17.html
  20. university.bystrickaya.ru/existential-analysis-in-action-phenomenological-encounter-and-psychotherapy-an-introduction-and-therapy-demonstration.html
  21. college.bystrickaya.ru/32-prepodavatel-organizator-osnov-bezopasnosti-zhiznedeyatelnosti-2-nastoyashee-polozhenie-reguliruet-poryadok.html
  22. exam.bystrickaya.ru/vneshneekonomicheskaya-deyatelnost-zabajkalskoj-zheleznoj-dorogi-chast-6.html
  23. student.bystrickaya.ru/-24-geograficheskie-informacionnie-sistematicheskij-kurs-11-klass-dlya-klassov-gumanitarnogo-profilya-dopusheno.html
  24. turn.bystrickaya.ru/po-klassu-realizuemih-tehnologicheskih-operacij-celi-funkcionirovaniya-informacionnoj-sistemi-organizacii.html
  25. uchitel.bystrickaya.ru/razdel-i-teoreticheskie-aspekti-urbanizacii-bassejna-srednej-sirdari.html
  26. prepodavatel.bystrickaya.ru/statisticheskie-dannie-publichnij-doklad.html
  27. esse.bystrickaya.ru/razrabotka-novoj-modeli-municipalnoj-metodicheskoj-sluzhbi-obuslovlena-gosudarstvennoj-politikoj-v-oblasti-obrazovaniya-gosudarstvennoj-programmoj-obrazovanie-i.html
  28. institut.bystrickaya.ru/tema-deontologiya-i-etika-vracha-stomatologa-uchebno-metodicheskoe-posobie-minsk-2004-udk-616-31-614-253-075-8.html
  29. shkola.bystrickaya.ru/nalogovoe-regulirovanie-predprinimatelstva-na-ukraine.html
  30. shpora.bystrickaya.ru/zaklyuchenie-otchet-po-proizvodstvennoj-praktike-na-predpriyatii-ooo-firma.html
  31. thescience.bystrickaya.ru/integrirovannoe-vneklassnoe-meropriyatie-2-chasa-9-11-klassi-po-fizike-matematike.html
  32. assessments.bystrickaya.ru/elektrofizicheskij-fakultet-rabochaya-programma-f-tpu-1-2101-disciplini-inostrannij-yazik-v-sfere-professionalnoj.html
  33. uchebnik.bystrickaya.ru/uroki-po-glave-tema-skazka-cepochka-russkaya-narodnaya-skazka-repka.html
  34. lecture.bystrickaya.ru/9-kachestvo-kadrovogo-obespecheniya-podgotovki-specialistov-otchet-o-rezultatah-samoobsledovaniya-deyatelnosti-filiala-v-2003-2007.html
  35. abstract.bystrickaya.ru/15-marketingovie-issledovaniya-firmi-planirovanie-prodvizheniya-8-byudzhet-prodvizheniya-9-pravovie-ogranicheniya-prodvizheniya.html
  36. exchangerate.bystrickaya.ru/evraziya-i-atlantida-1400-2000gg-n-i-vasileva-russkaya-hazariya.html
  37. thesis.bystrickaya.ru/professionalizaciya-municipalnogo-upravleniya-obrazovatelnie-programmi-posvyashennie-uchastiyu-mestnih-soobshestv-v-mestnom-samoupravlenii.html
  38. crib.bystrickaya.ru/iizadanie-1-metodicheskie-rekomendacii-po-organizacii-samostoyatelnoj-raboti-studentov-zaochnogo-otdeleniya.html
  39. ucheba.bystrickaya.ru/pravitelstvo-stavropolskogo-kraya-postanovlenie-ot-20-iyulya-2005-g-n-88-p-o-polozhenii-ob-osushestvlenii-mezhdunarodnih-svyazej-organami-ispolnitelnoj-vlasti-stavropolskogo-kraya.html
  40. teacher.bystrickaya.ru/glava-12-slastenin-v-a-i-dr-pedagogika-ucheb-posobie-dlya-stud-vissh-ped-ucheb-zavedenij-v-a-slastenin-i.html
  41. thescience.bystrickaya.ru/informatizaciya-otechestvennogo-obrazovaniya-itogi-i-perspektivi.html
  42. literature.bystrickaya.ru/dhirendra-brahmachari-joga-sukshma-vyayama-per-s-angl-pod-red-i-starih-k-sofiya-2000-stranica-8.html
  43. tetrad.bystrickaya.ru/videlenie-zhirnih-kislot-iz-rastitelnih-masel-chast-9.html
  44. reading.bystrickaya.ru/lekciya-18-serdechnaya-nedostatochnost-ostraya-serdechnaya-nedostatochnost-klassifikaciya-klinika.html
  45. education.bystrickaya.ru/2-sistema-upravleniya-obrazovatelnim-uchrezhdeniem-otchet-po-itogam-samoobsledovaniya-federalnogo-gosudarstvennogo.html
  46. spur.bystrickaya.ru/kursovaya-rabota-po-discipline-teoriya-antikrizisnogo-upravleniya.html
  47. universitet.bystrickaya.ru/tema-3-obekti-zhilishnih-prav-zhilishnij-fond-1-zhilishnoe-pravo-podotrasl-grazhdanskogo-prava.html
  48. kanikulyi.bystrickaya.ru/zadachi-poznavatelnaya-znakomstvo-s-osobennostyami-populyarnih-anglijskih-i-amerikanskih-prazdnikov-razvivayushaya.html
  49. otsenki.bystrickaya.ru/reforma-vlasti-centr-strategicheskih-razrabotok.html
  50. lektsiya.bystrickaya.ru/predvaritelnie-zamechaniya-uchebno-metodicheskij-kompleks-obsuzhden-na-zasedanii-kafedri-filosofiya-i-politologiya.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.