.RU

традиционных и инновационных технологиях преподавания психологии, основных закономерностях развития методики преподавания психологии на Западе


традиционных и инновационных технологиях преподавания психологии, основных закономерностях развития методики преподавания психологии на Западе.
Владеть:

Приобрести практические умения и навыки:

^ Понимать роль применения активных методов обучения в становлении профессионально-важных качеств личности будущего психолога.

Понимать сущность произошедшей в современных условиях смены информационной и авторитарной парадигмы образования на личностно-ориентированную и демократическую.


^ 3.  Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Всего часов

^ Очное отделение

Заочное отделение

ДО

ОЗО

Семестры

7

2

3

Общая трудоемкость дисциплины

72

72

72

72




Аудиторные занятия

36

6

36

6




Лекции

18

4

18

4




Практические занятия

18

2

18

2




Самостоятельная работа:

-  решение психологических задач;

-  самостоятельное изучение тем;

-  конспектирование и реферирование литературы;

-  составление программы учебного курса.

36


6


12

8


10

64


12


30

12


10

36


6


12

8


10

64


12


30

12


10




Итоговый контроль

зачет

зачет




зачет


4.  Содержание дисциплины


4.1.  Разделы дисциплины и виды занятий

№ п\п

Раздел дисциплины

Всего

Лекции

ПР

(или СМ)

ДО

ОЗО

ДО

ОЗО

ДО

ОЗО

1.

Цели преподавания психологии и педагогики в средней и высшей школе

6

2

4

2

2




2.

Специфика содержания психологии и педагогики как гуманитарных дисциплин

8

4

2




3.

Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

18

2

8

2

12




4.

Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии и педагогики

4

2

2




2

2

Всего:

36

6

18

4

18

2


^ 4.2.  Содержание разделов дисциплины

4.2.1.  Лекционный курс

Семестр

№ ЛК

Раздел, тема учебного курса, содержание лекции

^ Кол-во часов

Седьмой семестр

Раздел I. Цели преподавания психологии и педагогики в средней и высшей школе

4

1.1.

^ Образовательные стандарты психолого-педагогического образования в высшей школе

Методика преподавания как частная дидактика. Образовательная программа и ее структура. Система требований к методическому обеспечению процесса обучения. Государственный образовательный стандарт и его структура. Диверсификация образовательных учреждений. Психология и педагогика как составная часть гуманитарной подготовки в вузах.

1

1.2.

^ Программа преподавания психологии в школе.

Гуманитаризация образования. Концепции обучения. Возрастной фактор. Объект, предмет учебной деятельности школьника при изучении психологии. Методология учебного курса. Главная цель курса. Основное содержание программы. Результаты обучения.

1

^ Седьмой семестр

1.3.

Опыт преподавания психологии и педагогики в зарубежной школе.

Практика преподавания психологии и педагогики в зарубежной школе. Направления работы школы на Западе и в Америке в области введения психолого-педагогических знаний в школьное образование.

Особенности реализации «Пасторальной программы» в английских школах. Методологическое основание «Пасторальной программы», ее характерные черты. Методическая база «Пасторальной программы».

Учебники по психологии и педагогике в зарубежной школе.

1

1.4.

^ Опыт преподавания психологии и педагогики в дореволюционной России.

Преподавание психологии и педагогики в высшей школе России.

Преподавание психологии в средней школе. Экспериментальный метод. Требования А.П. Нечаева к урокам психологии.

Учебная литература по психологии и педагогике.

1

^ Раздел II. Специфика содержания психологии и педагогики как гуманитарных дисциплин

4

2.1.

^ Гуманитарная парадигма и ее реализация в психологии и педагогике.

Подходы к построению научного знания. Гуманитарная познавательная парадигма в науке. Объяснительная психология. Описательная психология. Гуманизация образования.

Проблема гуманизации и гуманитаризации в зарубежной школе.

Перспективы гуманизации преподавания психологии и педагогики.

2

2.2.

^ Связь процесса обучения с практическими задачами.

Деятельность педагога-психолога как ориентир профессионального образования. Компетентность и ее виды.

Психология и педагогика как средство гуманизации общественной практики.

Психология и педагогика как фактор совершенствования профессиональной деятельности специалистов.

Изучение психологии и педагогики как фактора развития обучаемых. Таксономия учебных задач. Личностное развитие обучаемых. Профессионально-важные качества. Саморазвитие школьников.

2

^ Раздел III. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

8

3.1.

^ Теоретические основы методического обучения процесса обучения.

Содержание образования. Методическое обеспечение. Источник содержания образования. Форма организации педагогического процесса. Классификация методов обучения.

Методическая работа в вузе. Учебно-методическая и научно-методическая работа. Методическая работа на кафедре.

1

^ Седьмой семестр

3.2.

Методические средства преподавания психологии и педагогики.

Учебные тексты и наглядные материалы. Технизированные носители учебной информации. Компьютерные средства обучения.

1

3.3.

^ Методика проведения учебных занятий по психологии и педагогике в вузе.

Методика чтения лекции по психологии. Функции лекции. Виды лекций. Этапы подготовки к лекции.

Методика проведения семинарских занятий. Задачи семинарских занятий. Структура семинара. Дискуссия.

Методика проведения практических занятий и тренингов.

3

3.4.

^ Способы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней школе.

Методы обучения в преподавании психологии и педагогики. Метод интроспективного анализа. Метод чтения вслух.

2

3.5.

^ Качество образования и диагностика усвоения психолого-педагогических знаний.

Психологическая культура. Характеристики учебного процесса. Психологизация процесса обучения. Психологизация процесса воспитания.

Методы оценки дидактической эффективности преподавания психологии и педагогики в вузе.

Методики оценки развивающего эффекта изучения психологии и педагогики в школе.

1

^ Раздел IV. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии и педагогики

2

4.1.

^ Роль и функции преподавателя в учебном процессе.

Функции учителя. Центрация учителя на ученике. Организация учебного пространства. Особенности педагогического общения преподавателя.

2


^ 4.2.2.  Практические (семинарские) занятия



занятия

Наименование темы

практического занятия

^ Раздел, тема дисциплины

Кол-во часов

1.

Содержание образования (семинар с элементами практического занятия)

^ Раздел 1. Цели преподавания психологии и педагогики в средней и высшей школе

Тема: «Образовательные стандарты психолого-педагогического образования в высшей школе»

2

2.

^ Развитие психологического образования (семинар-дискуссия)

Раздел 2. Специфика содержания психологии и педагогики как гуманитарных дисциплин

Тема: «Гуманитарная парадигма и ее реализация в психологии и педагогике»

2

3.

^ Методы обучения психологии (семинар с элементами практики)

Раздел 3. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

Тема: «Методические средства преподавания психологии и педагогики»

2

4.

^ Активные методы обучения (семинар с проигрыванием ситуаций)

Раздел 3. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

Тема: «Методика проведения учебных занятий по психологии и педагогике в вузе»

2

5.

^ Лекционная форма обучения. Методика чтения лекции (семинар с проигрыванием ситуаций)

Раздел 3. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

Тема: «Методика проведения учебных занятий по психологии и педагогике в вузе»

2

6.

^ Практические, семинарские и лабораторные занятия в учебных группах (семинар с проигрыванием ситуаций)

Раздел 3. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

Тема: «Методика проведения учебных занятий по психологии и педагогике в вузе»

2

7.

^ Методика организации и управление учебной дискуссией (семинар с проигрыванием ситуаций)

Раздел 3. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

Тема: «Методика проведения учебных занятий по психологии и педагогике в вузе»

2

8.

^ Управление самостоятельной работой студентов. Контроль и коррекция учебной деятельности студентов (семинар с элементами практического занятия)

^ Раздел 3. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

Тема: «Качество образования и диагностика усвоения психолого-педагогических знаний»

2

9.

^ Педагогическое общение в структуре учебного процесса (семинар с элементами диагностики и практики)

Раздел 4. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии и педагогики

Тема: «Роль и функции преподавателя в учебном процессе»

2


^ 4.2.3.  Задания для самостоятельной работы

Разделы и темы рабочей программы для самостоятельного изучения

Перечень домашних заданий и других вопросов для самостоятельного изучения

^ Сроки

выполнения

Кол-во часов

Раздел I. Цели преподавания психологии и педагогики в средней и высшей школе

1.1. Образовательные стандарты психолого-педагогического образования в высшей школе

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение




6

1.2. Программа преподавания психологии в школе

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Изучение программ преподавания психологии в средних учебных заведениях




4

1.3. Опыт преподавания психологии и педагогики в зарубежной школе

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование




4

1.4. Опыт преподавания психологии и педагогики в дореволюционной России

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование




4

^ Раздел II. Специфика содержания психологии и педагогики как гуманитарных дисциплин

2.1. Гуманитарная парадигма и ее реализация в психологии и педагогике

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование




6

2.2. Связь процесса обучения с практическими задачами

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование




6

^ Раздел III. Методическое обеспечение преподавания психологии и педагогики как учебной дисциплины

3.1. Теоретические основы методического обучения процесса обучения

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование




6

3.2. Методические средства преподавания психологии и педагогики

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование




6

3.3. Методика проведения учебных занятий по психологии и педагогике в вузе

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Разработка программы учебного курса




6

3.4. Способы организации продуктивных взаимодействий и целостных учебно-воспитательных ситуаций в средней школе

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Разработка программы учебного курса




6

3.5. Качество образования и диагностика усвоения психолого-педагогических знаний

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Разработка дидактического теста




4

^ Раздел IV. Культура самоорганизации деятельности преподавателя психологии и педагогики

4.1. Роль и функции преподавателя в учебном процессе

Анализ литературных источников (Приложение 2)

Решение психологических задач

Глоссарное обучение

Реферирование

Диагностика преподавателей




6

^ Контрольные мероприятия

Тренинг умений (Приложение 4)

Проведение учебного занятия

Контрольная работа (Приложение 6)

Итоговый тест




2


^ 4.2.4.  Лабораторный практикум

Лабораторный практикум не предусмотрен


5.  Учебно-методическое обеспечение дисциплины

5.1.  Рекомендуемая литература

а) основная литература:

  1. Бадмаев Б.Ц. Методика преподавания психологии. - М.: Владос, 2001.

  2. Батышев А.С. Практическая педагогика для начинающего преподавателя. – М., 2003.

  3. Бусыгина А.Л. Профессор-профессия: теория проектирования содержания образования преподавателя вуза. – Самара, 2003.

  4. Герасимова В.С. Методика преподавания психологии: Курс лекций. - М.: Ось-89, 2004.

  5. Гликман И.З. Управление самостоятельной работой студентов (системное стимулирование): Учебное пособие. – М.: Логос, 2002.

  6. Гузеев В.В. Методы и организационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001.

  7. Загвязинский В.И. Теория обучения: Современная интерпретация. – М., 2001.

  8. Змеев С.И. Технология обучения взрослых: учеб. пособие по специальностям «Педагогика и психология», «Педагогика». – М.: Academia, 2002.

  9. Исаева Т.Е. Педагогическая культура преподавателя как условие и показатель качества образовательного процесса в высшей школе. – Ростов-н/Д.: Феникс, 2003.

  10. Карандашев В.Н. Методика преподавания психологии. Учебное пособие. - СПб: Питер, 2005.

  11. Ляудис В.Я. Методика преподавания психологии. Учебное пособие для ВУЗов. - М.: УМК Психология, 2003.

  12. Методика преподавания психологии: программа курса и практические занятия для студентов факультета психологии: специальность 020400 "Психология" / Сост. Карапетян Л. В. - Екатеринбург: Изд-во Урал. ун-та, 2003.

  13. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для пед. вузов и системы повышения квалификации пед. кадров / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Academia, 2002.

  14. Основы андрагогики: учеб. пособие по специальностям 031000 «Педагогика и психология», 33400 «Педагогика» / Под ред. И.А. Колесниковой. – М.: Academia, 2003.

  15. sto-velikih-zagadok-xx-veka-stranica-38.html
    sto-velikih-zagadok-xx-veka-stranica-45.html
    sto-velikih-zapovednikov-i-parkov-stranica-10.html
    sto-velikih-zapovednikov-i-parkov-stranica-17.html
    sto-velikih-zapovednikov-i-parkov-stranica-24.html
    sto-velikih-zapovednikov-i-parkov.html
  16. znaniya.bystrickaya.ru/rassmotrenie-i-ocenka-predlozhenij-vibor-pobeditelya-zaprosa-predlozhenij.html
  17. shkola.bystrickaya.ru/modernizaciya-telefonnoj-seti-v-selskoj-mestnosti-respubliki-kazahstan.html
  18. laboratornaya.bystrickaya.ru/rabochaya-uchebnaya-programma-uchebnaya-disciplina-gosudarstvennaya-politika-i-upravlenie-obrazovatelnaya-programma.html
  19. shkola.bystrickaya.ru/uchet-valyutnih-cennostej-i-operacij.html
  20. tasks.bystrickaya.ru/1-poyasnitelnaya-zapiska-uchebno-metodicheskij-kompleks-po-discipline-opd-f-017-teoreticheskaya-fizika.html
  21. learn.bystrickaya.ru/glava-4-medved-dva-korablya-nad-zalivom-medlenno-opuskalsya-vecher-tiho-s-morya-na-bereg-napolzal-tuman-vbuhte.html
  22. ekzamen.bystrickaya.ru/spisok-rekomenduemoj-literaturi-dlya-proshedshih-katehizaciyu.html
  23. institut.bystrickaya.ru/tehnologiya.html
  24. textbook.bystrickaya.ru/hh-vek-hronika-neobyasnimogo-god-za-godom-stranica-22.html
  25. ekzamen.bystrickaya.ru/rossijskoj-federacii-departament-obshego-i-professionalnogo-obrazovaniya-bryanskoj-oblasti.html
  26. institute.bystrickaya.ru/glava-11-koncepciya-psihicheskih-processov-i-m-sechenova-32-struktura-ponyatiya-refleks-33.html
  27. textbook.bystrickaya.ru/kaledarno-tematicheskoe-planirovanie-way-ahead-6-7-klass-tematicheskoe-planirovanie-way-ahead-4-5-klass.html
  28. ucheba.bystrickaya.ru/programma-patrioticheskogo-vospitaniya-uchashihsya-mou-sosh-21-na-2011-2015-gg-razrabotchiki-programmi.html
  29. school.bystrickaya.ru/dinamicheskie-strukturi-dannih-reshenie-zadach-stek-ochered-dek.html
  30. znanie.bystrickaya.ru/6socialno-politicheskie-mehanizmi-ustojchivogo-razvitiya-g-g-parfenova-osnovi-ideologii-belorusskogo-gosudarstva.html
  31. thescience.bystrickaya.ru/institut-tehnologii-metallov-nan-belarusi.html
  32. shkola.bystrickaya.ru/modelirovanie-prognozirovaniya-potrebnostej-kak-sredstva-povisheniya-effektivnosti-raboti-transportnih-setej.html
  33. tasks.bystrickaya.ru/157-zakonnost-i-pravoporyadok-socialnaya-stabilnost-strategicheskij-plan-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya.html
  34. letter.bystrickaya.ru/nauchnaya-laboratoriya-geoekologicheskih-issledovanij-otchyot-po-nauchno-issledovatelskoj-rabote-za-2009-god.html
  35. credit.bystrickaya.ru/plan-konspekt-zanyatij-delo-20-2.html
  36. upbringing.bystrickaya.ru/makarcheva-eb-soslovnie-problemi-duhovenstva-i-cerkovnoe-obrazovanie-v-konce-xviii-pervoj-polovine-hih-po-materialam-tobolskoj-eparhii-eb-makarcheva-dis-kin-070002-novosibirsk-2001.html
  37. uchenik.bystrickaya.ru/biznes-analitika-smi-vtorogo-eshelona-analiz-upominaemosti-v-smi-romir-i-konkurentov-obzor-smi-za-17-maya-2010-god.html
  38. portfolio.bystrickaya.ru/pn-sabatarinda-akt-ni-oldanudi-timdlg-tidaushilar.html
  39. lesson.bystrickaya.ru/tema-7-mnozhestvennost-prestuplenij-metodicheskie-ukazaniya-k-resheniyu-zadach.html
  40. exchangerate.bystrickaya.ru/bileti-po-vvedeniyu-v-professiyu-za-vesennij-semestr-2001-goda.html
  41. write.bystrickaya.ru/glava-ii-stazhirovka-kursanti.html
  42. grade.bystrickaya.ru/muzejnaya-i-vistavochnaya-rabota.html
  43. composition.bystrickaya.ru/plan-izdanij-uchebnoj-uchebno-metodicheskoj-i-nauchnoj-literaturi-na-pervoe-polugodie-2009-g-utverzhden-na-zasedanii-uchenogo-soveta-spgutd-stranica-5.html
  44. learn.bystrickaya.ru/glava-chetvertaya-tri-figuri-processa-krugooborota-kniga-p-process-obrasheniya-kapitala-izdan.html
  45. doklad.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-rekomendovano-uchebno-metodicheskim-sovetom-ugaes-ufa-2006-stranica-3.html
  46. shkola.bystrickaya.ru/pravda-stranica-9.html
  47. gramota.bystrickaya.ru/vvedenie-1-ekologicheskie-ogranicheniya-ispolzovannie-pri-vipolnenii-ovos-8.html
  48. predmet.bystrickaya.ru/rossonskij-rajon-nazvanie-raboti.html
  49. esse.bystrickaya.ru/programma-uchebnoj-disciplini-3-perechen-prakticheskih-rabot-i-laboratornih-rabot-4-zadaniya-dlya-kontrolnoj-raboti.html
  50. znanie.bystrickaya.ru/83zadanie-na-rassmatrivaemom-periode-s10ch00m-do-13ch00m-diplomnij-proekt.html
© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.