.RU

ТВОРЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ - Учебно-методическое пособие мурманск 2008 удк 371. 26 (075. 8) Ббк 74. 202. 8я73


^ ОЦЕНИВАНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ
ТВОРЧЕСКИХ РЕЗУЛЬТАТОВ УЧАЩИХСЯ













Несмотря на декларируемые цели, в течение десятилетий в отечественном образовании реализовывался традиционный подход к оценке личностных достижений учащихся. Суть его состоит в понимании качества образования и образовательной деятельности в понятиях возрастания объема знаний, умений и навыков учащихся, которые измеряются баллами. Следовательно, основой деятельности является учебная деятельность обучаемых, а диагностика достижений представляет собой фиксацию уровня обученности учащихся.

Этот подход является органической частью классической системы образования, основные принципы которой были сформулированы Я.А. Коменским и И.Г. Песталоцци в XVII – XIX вв., применительно к индустриальному обществу с просвещенческой моделью культуры. Естественно, что в такой модели сущность качества образования не выявлялась как собственно проблема достижений учащихся, а трактовалась как результативность, эффективность процесса обучения, связанная, прежде всего с деятельностью учителя.

В условиях антропоцентрической модели образования, в условиях перехода к новой модели образования, сегодня изменяется и подход к личностным достижениям. Новые ориентиры обусловлены пониманием необходимости ориентироваться не только на потребности государства, общества, но и на возможности и потребности самой личности, что обуславливает ее более гибкое, самостоятельное, развитие в обществе.

Современный подход к проблеме личностных достижений учащихся в образовательном процессе исходит из признания необходимости учета динамики личностного развития учащихся. Показателями достижений учащихся в данном случае являются личностные приобретения у школьников, их индивидуальное продвижение в образовательном процессе, формирование личностных образований.

Технологическое обеспечение нового подхода находится в стадии разработки; имеется ряд нерешенных вопросов методологического характера1, затрудняющие реализацию новых ориентиров в оценке достижений учащихся.

Чаще всего в документах и исследованиях используется дефиниция «образовательные достижения», в которой подчеркивается, что предметом внимания являются такие достижения учащихся, которые возникают именно в процессе образовательной деятельности. В этом смысле все, что изменяется в личностных свойствах и качествах учащегося является образовательным достижением. Однако следует подчеркнуть, что в документах нередко сущность последних ограничивается «учебными достижениями», то есть, традиционными объемами знаний, умений и навыков. Данный подход следует дополнять теми личностно важными изменениями, которые могут быть стимулированы образовательным процессом. Ученые расходятся во мнениях о сущности и структуре личностных достижений.

«Достижение» в толковых словарях трактуется как успех2, положительный результат работы. В педагогическом контексте достижение понимается как решенная проблема, т.е. значительно более широкое и эмоционально окрашенное понятие, нежели результат.


Личностные достижения учащихся представлены разными авторами как:

Таким образом, личностные достижения рассматриваются как положительные изменения в качествах и свойствах личности, которые позитивно оцениваются самой личностью и соответствуют требованиям внешней среды (учебным целям, задачам социализации, пр.). Личностные достижения тесным образом связаны с самооценкой и уровнем притязаний личности. В рамках школьного процесса возможна фиксация достижений, связанных с образовательной деятельностью учащихся.

Для контроля развития личности необходимо знать структуру личностных достижений.

О.Е. Лебедев считает, что достижения учащихся складываются из четырех основных компонентов:

1)  уровня академической успеваемости с учетом государственного стандарта образования и профиля конкретного образовательного учреждения;

2)  фонда коммуникативных умений;

3)  творческой познавательной активности ребенка;

4)  личных социальных достижений внутри школы и вне ее.

Е.В. Бондаревская, занимающаяся проблемой личностно-ориентированного образования, выделяет следующие компоненты достижений учащихся:

  1. ценностный, мировоззренческий компонент, т.е. систему ценностей или жизненных смыслов;

  2. культурологический компонент, т.е. освоение культуры;

  3. компонент социализации, накопления общественного опыта, опыта гражданского поведения личности;

  4. личностный компонент, связанный с развитием способностей личности к самопознанию, самореализации, самоконтролю, самоорганизации;

  5. природосообразный компонент, связанный со здоровьем, физическим развитием.

М.С. Каган, исследуя структуру личности с позиций деятельностного подхода, выделяет пять потенциалов личности: гносеологический (познавательный), аксиологический, творческий, коммуникативный и художественный. Как подчеркивает автор, «личность определяется... тем, что и как она знает, что и как она ценит, что и как она созидает; с кем и как она общается; каковы ее художественные потребности и как она их удовлетворяет»1.

В.Г. Рындак и М.Б. Утепов, рассматривая структуру личностных достижений старшего школьника, включают в нее совокупность компонентов: академического (знания, умения, навыки), социально-коммуникативного (личностные проявления в коллективе) и творческого (выражение индивидуальности, личностное самовыражение).

Учеными Санкт-Петербургской научной школы предлагается рассматривать личностные достижения прежде всего как образовательные, что предполагает включение четырех компонентов:

  1. Академическая успеваемость, учитывающая освоение государственного стандарта и другого содержания образования, соответствующего виду образовательной программы. Например, если ученик обучается по гимназической образовательной программе, то он должен освоить не только содержание стандарта, но и расширенное или углубленное содержание, соответствующее уровню гимназической образовательной программы.

  2. Фонд умений, который обеспечивает ученику ориентацию в социуме. В первую очередь это коммуникативные умения.

  3. Познавательная творческая активность школьника на протяжении всего курса обучения, зафиксированная в виде какого-либо документа.

  4. Личные социальные достижения внутри и вне школы, подвергающиеся фиксации2.

Таким образом, структура личностных достижений является проблемой обсуждаемой и находится на стадии разработки. В любом случае, авторы исходят из посылки, что имеется инвариативная структура личности, которая может быть измерена, возможно, сформирована (воспитана, развита) с заданными свойствами. С данной позиции интересна концепция жизнеспособной личности, предложенная авторским коллективом ООИПКРО г. Оренбурга:

«…Жизнеспособная личность - это личность, которая обладает следующей системой качеств:

- владение минимально необходимым или максимально возможным (в зависимости от образовательных возможностей) объемом знаний, обеспечивающим адаптацию к среде и успешную реализацию личностных целей; 

- сформированные интеллектуальные навыки, позволяющие учащемуся самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора; готовность осваивать и использовать наиболее эффективные интеллектуальные стратегии; 

- владение основными способами деятельности, необходимыми для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнения гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;

- социально необходимый для обозримого будущего уровень общей, в том числе информационной, технологической и валеологической культуры; 

- интеллектуальную, эмоциональную, нравственную причастность к лучшим проявлениям человеческой, общероссийской и национальной культуры;

- личностные качества, позволяющие продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества, государства; 

- жизненные ресурсы (физические, психофизиологические, духовные, интеллектуальные и т.д.), обеспечивающие жизнеспособность человека через готовность к саморазвитию, умению действовать вопреки неблагоприятным обстоятельствам, изменять их, используя социально приемлемые способы поведения.

Данная идея жизнеспособности общества и личности и исходящая из нее модель личностных качеств человека будет определять и основные черты современного типа образования, и основополагающие цели образовательного процесса, а именно:

  1. формирование проектно-ориентированного мышления, позволяющего личности эффективно использовать знания для решения своих жизненных проблем; 

  2. формирование способности и готовности к позитивной коммуникации на межличностном, межкультурном, межгосударственном уровне;

  3. формирование социальной ответственности перед собой, ближайшим окружением, обществом, государством, человечеством, природой»1.

Указанное исследование представляет собой попытку переориентации педагогического сообщества на новое понимание результата образовательной деятельности, соответствующее требованиям современного общества.

Становление личностных достижений возможно только в процессе личностно значимой деятельности с опорой на индивидуальные образовательные потребности учащегося. Задача учителя состоит в создании условий, которые обеспечивают востребованность личностных проявлений воспитанника. В мировой практике используются несколько целенаправленных методик.

Каждая из описанных в этом разделе методик позволяет зафиксировать творческие успехи ученика, а также создать условия для их возникновения и развития.

Ф
Портфолио

как форма оценивания

и учета достижений учащихся

ормирование учебного «портфеля» - набора документов - является одной из современных методик оценивания и учета образовательных достижений учащихся.

Портфолио выступает не просто альтернативным способом оценивания или собранием работ, идея портфолио связана с новыми целями образования – с новой культурой учения. Использование этой формы в инновационных образовательных учреждениях позволило накопить значительный опыт. Знакомство с ним показывает особенности использования портфолио в учебно-воспитательном процессе, поскольку портфолио может использоваться как инструмент организации образования, помогает документировать в заданной форме образовательную деятельность учащихся, стимулирует их самоопределение, самооценку и рефлексию. Обычно портфолио формируется как собрание работ учащегося и позволяет фиксировать его личностный рост и развитие академической успешности в продуктивной форме.

Однако накопленный опыт показывает разнообразие моделей портфолио и методик работы с ним. Нет необходимости описывать один из подходов, поэтому предлагаем список источников1 психолого-педагогического сопровождения использования портфолио как формы оценивания и учета достижений учащихся (см. табл. 1).


^ Таблица 1.

Психолого-педагогическое сопровождение портфолио


Статья

Аннотация

Новикова Т.Г. и др.
Портфолио в профильном обучении: анализ зарубежного опыта // Профильная школа. - 2005. -№3. - С.45-56

- портфолио как инструмент эффективного мониторинга образовательных достижений
- типы портфолио
- модели портфолио и их оценивание
- портфолио учащихся профильной школы
- факторы, определяющие популярность и успешность портфолио.

Новикова Т.Г.
Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов // Школьные технологии. – 2004. - №2. – С.144-147

- история вопроса
- типы и виды портфолио

Папка индивидуальных учебных достижений «портфолио» // Управление школой. – 2004. - №31. – С.26-28

- «портфолио документов»
- «портфолио работ»
- «портфолио отзывов»

Новикова Т.Г. и др.
Портфолио как форма оценивания индивидуальных достижений учащихся // Профильная школа. – 2004. - №2. – С.48-56

- структура портфолио
- приложения (таблицы, бланки заполнения и т.д.)

Модель «портфолио» выпускника основной школы МОС Крапивинского района Кемеровской области // Управление школой. – 2004. - №31.– С.29-31

- памятка пишущему комментарий к портфолио
- памятка пишущему рецензию на портфолио
- варианты оформления

Прутченков А.С., Новикова Т.Г.
Типичные ошибки и затруднения при формировании портфолио в практике Российской школы // Методист. - 2004. - №6. - С.33-37

- сгруппировано 15 типов ошибок
- к каждой группе даны рекомендации к их разрешению

Черемных М.П.
Деловая игра «Портфолио, или Дневник личных достижений» // Практика административной работы в школе. - 2005. - №5. - С.25 -27

- цель игры
- задачи игры
- сюжет игры
- участники игры
- основные понятия, используемые в игре
- сценарий игры
- система оценивания
- рефлексия.

Коновалова Е.А.
Функциональные обязанности участников образовательного процесса при внедрении в практику портфолио как метода оценивания // Практика административной работы в школе. -2005. - №5. - С. 20-22

Подробно расписаны обязанности всех структур управления ОУ

Кириллова А.И.
Упражнения для школьников при подготовке материалов портфолио // Практика административной работы в школе. - 2005. - №5. - С.22 - 24

- упражнение «призы одноклассникам»
- упражнение «автобиография»
- приложения.

«Портфель ученика» // Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2001. – С.123-132

Как создать «портфель», например по математике.

Шалыгина И.В.
«Портфолио» - педагогическая технология школьной оценки… // Естествознание в школе. – 2004. - №2. – С.51-54

«Портфель ученика» как новый способ оценки индивидуальной учебной деятельности. Компоновка «портфеля» и основные приёмы работы с ним.

Портфолио педагога // Справочник руководителя ОУ. – 2004. - №6. – С. 43-49

- методический паспорт педагога
- диагностическая карта затруднений
- «тетрадь успеха»
- индивидуальный проект исследования
- программа повышения квалификации

Новикова Т.Г.
Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов // Исследовательская работа в школе. – 2004. - №2. – С.168-170

Статья предлагает читателям различные варианты форм и структуры портфолио учащихся в 9 классах

Новые подходы к оценке учебных достижений школьников в условиях профильного обучения и предпрофильной подготовки // С.Ф. Хлебунова, Н.Д. Тараненко Управление современной школой. Профильное обучение: новые подходы. - Ростов-н/Д: Учитель, 2004. - С.46-52

- портфолио и построение образовательного рейтинга выпускника
- примерная схема исчисления образовательного рейтинга ученика
- примечания
- рекомендации по составлению портфеля
- участники формирования портфеля
- муниципальный экзамен

Бенькович Т.М.
Модель образовательного рейтинга в портфолио учебных достижений //Профильная школа. - 2005. - №2. - С.48-50

- рейтинг - листы
- мониторинг эффективности

Положение о портфолио - портфеле образовательных достижений учащихся МОУ лицея № 120 // Вестник образования. Профильное обучение. Часть 2. - 2005. - №1. - С. 14-26

-документальное оформление использования портфолио в ОУ


Широких Е.Д.
Портфолио учащихся г.Якутска // Вестник образования. Профильное обучение. Часть 2.- 2005. - №1.-С. 83-87

Представлен опыт работы


В целом, метод портфолио обладает широкими возможностями по выявлению пробелов, трудностей, достижений, индивидуальных особенностей познавательной и творческой деятельности учащихся, стимулирует развитие критического мышления. Как модель развития аутентичного оценивания в большой степени способствует формированию культуры мышления, логики, умений анализировать, обобщать, систематизировать и классифицировать.


В
Сундук регалий

как форма оценивания

и учета достижений учащихся


качестве еще одной методики учета и оценки личностных достижений и образовательных результатов учащихся используется методика «Сундук регалий». «Сундук» является коллекцией работ, которую составляют сами учащиеся, помещая туда все свои достижения, отмеченные какими - либо документами или иным способом за предшествующие годы обучения.

«Сундук регалий» может включать:

Данный список может быть дополнен по усмотрению участников образовательного процесса.


С
Шотландский

аттестат

как форма оценивания

и учета достижений учащихся

ледующая методика – шотландский аттестат - отражает опыт педагогической диагностики, используемой в Великобритании. Основная ценность данной методики заключается в том, что целью всех записей в аттестате является выявление полной картины личностных качеств, интересов, навыков и академических достижений, причем записи в аттестате, как правило, являются результатом обсуждения успехов учащихся с тьютором.

Шотландский аттестат представляет собой папку, заполнение которой производится в течение всего процесса обучения. Перед началом обучения ученик получает данную папку - аттестат незаполненным.

В аттестате намечен путь развития ученика в процессе обучения, т.е. уточняются:

Аттестат заполняется в процессе обучения. В нем фиксируются учебные достижения (заполняются и учеником, и учителем), отметки и оценки, посещаемость уроков, трудовые поручения, полученные сертификаты и т.д. Аттестат заполняется как итоговый документ, и как промежуточный. Девиз данной методики – «Каждодневный прогресс ученика должен быть зафиксирован».

Методика «Шотландский аттестат» может быть успешно адаптирована к российским условиям. Так, образовательное учреждение «Международный лицей» разработало подобный вариант аттестата образовательных достижений для лицеистов, обучающихся в течение четырех лет, то есть с 8 по 11 классы.

В аттестат заносится следующая информация:

Примерами творческих работ, выполненных при изучении обязательных учебных предметов, могут служить: техническое творчество, углубленное изучение программных и непрограммных учебных материалов, работы по искусству, педагогическая деятельность, изобретательство, исследования.

Подобный аттестат образовательных достижений позволяет учесть традиции отечественной школы, его внедрение не требует дополнительной разъяснительной работы с педагогическим коллективом и родителями, кроме этого, заполнять аттестат каждый ученик может самостоятельно.


В
Творческая книжка школьника

как форма оценивания

и учета достижений учащихся

творческой книжке регистрируются все самостоятельные работы, выполненные учеником сверх учебной программы и соответствующие определенной норме. После выполнения работы в книжке делается запись. Например, 10 фотографий, 5-8 рисунков, письменная работа (конспект, реферат) объемом не менее 15 страниц и т. д. Это норма по объему работы, но не по времени ее выполнения, дело ученика - работать несколько дней или несколько месяцев. Норма - не догма, а ориентир для учителя. Одно из условий успешной работы в масштабе школы - единство требований. Такое единство и создает нормы. Однако учитель имеет право записать работу и меньшего объема, исходя из интересов ученика.

Записи выглядят примерно так:

1. Техническое творчество (машины, приборы, приспособления, модели, макеты). Указывается конкретная работа и дается ее краткое описание: количество деталей, размер.

2. Углубленное изучение программных и непрограммных учебных предметов. Указывается название изученной работы, количество страниц реферата, рисунков, фотографий и т. п.

З. Работы по искусству. Фиксируются сданные работы (рисунки, скульптуры, изделия декоративно-прикладного искусства и т. п.).

4. Педагогическая деятельность. Отражается работа в младшем классе, ведение кружка, уроков в начальных классах.

5. Изобретательство. Описываются изобретения, оформленные в виде простейшей схемы.

6. Исследовательская и опытническая работа. Фиксируется только та, в которой есть хоть и простейший, но самостоятельный вывод.

7. Участие в олимпиадах, соревнованиях, конкурсах. Запись делается, если занято одно из трех призовых мест (на соревнованиях не ниже районного уровня), а также если присвоен спортивный разряд.

8. Факультативы. Запись делается при условии, что ученик занимался не менее полугода.

Как видим, в самостоятельной работе сверх учебной программы для ученика нет никаких ограничений: делай что хочешь, когда, где хочешь и как угодно долго или быстро.

Приведем примеры конкретных записей в творческих книжках:

• ^ Английский язык. Районная олимпиада, 1-е место. 6-й класс.

• Модели. Сделал кордовую модель самолета (выполнял работу в городском дворце творчества юных). 6-й класс,

• ^ Педагогика. Провела 4 урока во 2-м классе. 5-й класс.

• Кино. Слайд-фильм по собственному сценарию «Самооткрывающаяся дверь». 2 мин, черно-белый, 16 мм (сделал в школе). 7-й класс.

• ^ Фото. Сделал 14 фотографий на тему «Пейзаж» 9х12 см. 5-й класс.

• Макеты. Сделал макет старинного амбара (из бревнышек), в котором 65 деталей. Размер 15х10х17 см. 8-й класс.

• ^ Слесарное дело. Сделал 15 деталей из металла для макета паркового аттракциона (групповая работа). 7-й класс.

• Литература. Переложила на стихи русскую народную сказку «Каша из топора»; 30 строк. 7-й класс.


Как видим, диапазон интересов ребят очень широк. В школе только за несколько лет были выполнены работы почти по 40 направлениям.

По окончании школы на основании записей в творческой книжке составляется характеристика качеств личности, проявившихся в самостоятельной и творческой деятельности сверх учебной программы.

Сначала выделяются склонности ученика, для чего выписываются разделы науки, техники, искусства, по которым он работал, и подсчитывается количество записей по каждому из них (см. табл. 2).


^ Таблица 2.

Вкладыш к творческой книжке

Выполнены работы по следующим разделам:



Раздел науки, техники, искусства

Кол-во записей



Раздел науки, техники, искусства

Кол-во записей

1

2

3

4

5

Ботаника

Зоология

Французский язык

Математика

Фото

12

9

5

3

3

6

7

8

9

10

Рисование

Литература

Английский язык

Лепка

Театр

2

2

1

1

1




Всего:














Из таблицы 2 видно, что ученик проявил склонность к биологии, в частности к ботанике. Но это склонность к виду деятельности вообще, что еще не дает возможность судить о том, какую профессию, специальность выпускник может освоить с наибольшим успехом. Ведь ботаник - это и цветовод, и агроном, и учитель биологии, и деятель науки.

А как быть в том случае, если ученик хоть и выполнил много работ, но явной склонности к чему-либо не проявил?

Для того чтобы составить более полную картину качеств личности, И.П. Волков предлагает анализировать каждую работу, начиная с шестого-седьмого класса по схеме (см. табл.3).


^ Таблица 3.

Схема качественного анализа работ учащихся


Вид работы

Практическая

(работа инструментами или на станках)

Теоретическая

(рефераты, сочинения,

конспекты)

Умственная активность

Активен (сам выбирает тему)

Пассивен (работает в основном по чьей-то рекомендации)

Устойчивость в работе

Устойчив (работает ровно,

систематически)

Неустойчив (работает неровно, но доводит до конца)

Характер выполненных работ

Творческие (работы оригинальные)

Полутворческие

(работы с частичным изменением против

образца,

рационализаторские)

Нетворческие

(копии чужих

работ)

Сложность работ

Сложные (выше требований школьных программ для данного возраста)

Средние (соответствующие требованиям школьных программ)

Простые (ниже

требований

школьных

программ)

Различия по объему затраченного труда

Большие затраты (выше норм записи в творческую

Книжку)

Средние

(соответствующие нормам)

Малые

(ниже нормы)

Качество выполнения

Высокое (соответствует отметке «5»)

Среднее (соответствует отметке «4»)

Низкое (соответствует отметке «3»)


Все данные этого анализа сводятся в «Характеристику деятельности школьника», которая прилагается к творческой книжке. Сумма данных по каждому ее пункту характеризует качества личности, касающиеся деятельности (см. табл. 4).


^ Таблица 4.

Характеристика деятельности школьника (Валерий К.)


Вид деятельности

Класс

Всего

7

8

9

10

Четверть, полугодие

3

4

1

2

3

4

1

2

1

2




Практический




2

1




6

5

5

16

12

8

55

Теоретический





































Активен


Сам выбирает, просит тему, сам ее разрабатывает




2

1




6

5

5

16

12

8

55

Пассивен


Работает по предложению учителя





































Устойчив

Работает ровно, систематически




2







6

5




16

12

8

49

Неустойчив


Работает неровно, но доводит до конца







1










1










2




Творчество

Творческие







1




3

3

3

3

2

1

16

Полутворческие




1







1




2

4

4

6

18

Нетворческие




1







2

2




9

6

1

21

Сложность

Сложные




2







2







8

3

2

17

Средние







1




4

4

4

5

6

3

27

Простые
















1

1

3

3

3

11

Объем труда

Большой




2







1

2




5

1

4

15

Средний







1




4

2

4

7

8

3

29

Малый













1

1

1

4

3

1

11

Качество

Высокое













3

5

5

15

10

8

46

Среднее




2

1




3







1

2




9

Низкое



































На основе таблиц 3 и 4 составляется общая характеристика качеств личности, проявившихся в самостоятельной сверхпрограммной деятельности.


Т
Тетрадь-паспорт школьника

как форма оценивания

и учета достижений учащихся

етрадь-паспорт представляет сборник таблиц с разделами «Хочу», «Могу», «Есть» и т.д., в которых ученик, начиная с 6-го класса, пытается проанализировать свои желания, возможности, реальные знания и умения по каждому предмету. В этих тетрадях в разделах «Надо» и «Есть» делают свои записи- характеристики учителя. Важнейшим аналитическим материалом становятся ответы учащихся в разделах «Хочу», «Могу», «Не могу», «Должно быть».


^ Таблица 5.

Пример индивидуально тетради-паспорта


Предмет

Русский язык

Литература

«Хочу»

Научиться грамотно писать

Узнать о построении стихотворений и литературных произведений, научиться вникать в суть произведения

«Могу»

Грамотно и ясно писать сочинения, выполнять творческие работы, фонетический разбор, пользоваться словарем

Сочинять стихи. Делать творческие работы, вникать в суть произведения, переживая за его героев

«Есть»

Хотя знаю теорию, скована у доски, иногда испытываю боязнь

Определенное спокойствие и настроенность на рабочий лад

«Не могу»

Диктанты пишу грамотно, но за разборы всегда получаю «4»

--

«Должно быть»

Урок должен проходить в виде игры, чтоб было интересно. Мне нужно больше картинок, репродукций

Вместо того, чтобы всем классом писать отзывы и сочинения, пусть каждый выразит чувства к прочитанному произведению как хочет: кто-то напишет сочинение, кто-то нарисует, сочинит стихи, и будет ярмарка чувств.


Анализ подобных материалов позволяет учителям увидеть сферу интересов учеников, их возможность оценить свои умения и навыки, убеждает в необходимости определенного учета и анализа достижений каждого ученика, особенно в тех классах, где необходимо отслеживание изменений, происходящих с детьми. В результате такого учета индивидуальности каждого ребенка стало возможно:

Еще одна методика оценивания достижений ученика переведена с английского И.А. Александровой, называется «Профиль умений». Подробнее можно ознакомиться в источниках1.

Все рассмотренные модели позволяют включать оценочную деятельность в содержание обучения, помогают ученикам оценивать и регулировать познавательную деятельность, способствуют изменению стиля педагогической деятельности учителя, создают условия сотрудничества учащихся с одноклассниками и преподавателями, формируют у них адекватную самооценку.


 Основная литература:

  1. Гутник И.Ю. Педагогическая диагностика образованности школьников/ Гутник, И.Ю.- Санкт-Петербург, изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2000.- 157 с.

  2. Зотова Н.К., Мухамеджанова Н.М., Смирнова Н.В., Саитбаева Э.Р. Проблема личностных достижений учащихся. Доступ: http://bank.orenipk.ru/Text/t0_312.htm (12.12.07)

  3. Компетентностный подход в образовании: Коллективная монография / Под ред. проф. В.А. Козырева и проф. Н.Ф. Радионовой. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2004. – 392 с.

  4. Модернизация общего образования: Оценка образовательных результатов: Книга для учителя / Под ред. проф. В.В. Лаптева, проф. А.П. Тряпицыной. – СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2002. – 112с.

  5. Педагогика в вузе как учебный предмет: Сб. научных трудов. – СПб.: Изд-во РГПУ им. А.И. Герцена, 2001. – 192 с.



 Дополнительная литература:

  1. Гладкая И.В., Ильина С.П., Ривкина С.В. Основы профильного обучения и предпрофильной подготовки: Учебно-методич. пособие для учителей / Под ред. А.П. Тряпицыной. – СПб.: КАРО, 2005. – 128 с.

  2. Новикова Т.Г. Портфолио как одна из форм оценивания индивидуальных достижений гимназистов/ Новикова, Т.Г. // Школьные технологии. – 2004. - № 2. – С. 144-146

  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина и др. – М.: Изд. Центр «Академия», 2001. – 272 с.

  4. Кленова Н. Альтернативные способы аттестации школьников / Кленова, Н.//Народное образование. – 2004. - № 6. – С. 209-219

  5. Рындак В.Г., Утепов М.Б. К вопросу о проектировании индивидуального образовательного маршрута как средстве становления личностных достижений старшего школьника / Рындак, В.Г., Утепов, М.Б.// Вестник ОГУ. – 2003. - № 7. – С. 39-44

  6. Прутченков А., Новикова Т., Пинская М. Портфолио: типичные ошибки и затруднения //Народное образование. – 2005. - № 2. – С.71-72



С^ АМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

© bystrickaya.ru
Мобильный рефератник - для мобильных людей.