.RU

Учебная программа дисциплины (Sllabus) по почвоведению для специальности 050608 «Экология» форма обучения дневная


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

им С. АМАНЖОЛОВА


«Утверждено»

на заседании Методического

Совета факультета ЭиЕН

Председатель___________

Байжуманова Л.Т.

«____»______________ 2006 г.


УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ДИСЦИПЛИНЫ

(Sllabus)

по ПОЧВОВЕДЕНИЮ

для специальности 050608 «Экология»

форма обучения дневная


Учебная программа дисциплины (Sllabus)

Обсуждена и рекомендована на заседании

Кафедры Экологии

Протокол № __от «__»____________2006 г.

Зав.кафедрой _________________________


Усть-Каменогорск, 2006

1. Название дисциплины: __Почвоведение__

2. Ф.И.О. преподавателя: Шаймарданова Айслу Елгазиновна

^ 3. Контактная информация: 42-78-48 (рабочий), 42-35-57 (домашний); время

пребывания на кафедре согласно расписания.

Место проведения: Учебный корпус № 4

^ 4. Количество кредитов ____2____

5. Пререквизиты курса: Для посещения дисциплины «почвоведение», со школьной скамьи студент должен знать базовый минимум по дисциплинам «биология», «химия», «география», «зоология», «природоведение»

^ Постреквезиты курса: Знания по дисциплине «Почвоведение» в будущем будут применяться при изучении ряда дисциплин на специальности 050608 «Экология: «Общая экология», «Охрана окружающей среды», «Морфология растений», «Экология почв», «Учение о геосистемах», «Введение в специальность».

^ 6. Краткое описание курса «Почвоведение»

Актуальность:

Почвоведение на современном этапе играет особенно значительную роль как фундаментальная естественно-историческая наука, обеспечивающая нужды сельского, лесного, водного, коммунального хозяйства и других отраслей экономики.

Важнейшее место занимает почвоведение в решении вопросов устойчивости биосферы в эпоху прогрессивного роста антропогенной нагрузки на природные экосистемы, поскольку стабильное развитие биосферы планеты непосредственно связано с устойчивостью ее почвенного покрова.

^ Цель курса:

Задачи курса:

В результате изучения курса студенты должны знать:

- Значение почвы в жизни человека, ее роли в биосфере;

- значение почвы в сохранении биологического разнообразия;

- закономерности зонального распределения почв на земной поверхности и ее связи с природной зональностью;

- о почвообразовательном процессе, свойствах почвы и влиянии на них экологических факторов;

- о почвенном плодородии, его категориях, элементах, а также изменении при земледельческом использовании почв;

- о путях охраны и рационального использования почвенных ресурсов;

- о антропогенной нагрузки на почвенный покров.

Общие требования к изучению курса:

- Углубленное изучение теоретических основ дисциплины почвоведения;

- Охватить все виды лабораторно-практических занятий по почвоведению;

- Изучить почвенную карту для приобретения навыков в анализе почвенных условий района, области, Республики.

^ 7. Политика курса:

Ожидаемые результаты:

После окончания курса студенты должны овладеть знаниями, умениями и компетенциями, которые позволят им:

- иметь целостное представление о значение почвы в жизни человека, ее роли в биосфере; значение почвы в сохранении биологического разнообразия; закономерности зонального распределения почв на земной поверхности и ее связи с природной зональностью.

- уметь оценить воздействие природных, промышленных объектов и автоинфраструктуры на почвенный покров;

- знать о почвообразовательном процессе; свойствах почвы и влиянии на них экологических факторов; о почвенном плодородии, его категориях, элементах, а также изменении при земледельческом использовании почв;

- знать о путях охраны и рационального использования почвенных ресурсов.

- иметь представление о методах защиты почвенного покрова от природной и антропогенной нагрузки;

- использовать опорные знания, полученные при изучении дисциплины «Почвоведение» для решения конкретных задач прикладных аспектов и проблемных моментов в деле использования земельных ресурсов и охраны почв.

^ 8. Календарно-тематический план и график прохождения контроля



Темы

Формы про-

вед. зан.: лек., (прак., лаб.) СРСП, СРС

Литера-

тура №№

Формы контроля

Мак.

балл

Срок сдачи

1

Введение

Лекция

Лаборат.

СРСП,

СРС

1


1

1

1,2,3,4

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


2

Факторы почвообразования

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1


1

1

1,2,3,12

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


3

Выветривание и почвообразование

Лекция

Практ.

СРСП

СРС

1

1

1

1

1,2,3,4

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


4

Морфология почв

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1

1

1

1

1,2,3,4,57

Посещаемость

Выполн. лаб. заданий

Контрольная работа

0,12

0,6


3,33

По распис. занятий


На 4 нед.

5

Гранулометрический (механический) состав почв

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1

2


1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


6

Органические и органно-минеральные вещества в почвах

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1


1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


7

Химический состав почв и почвообразующих пород

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1


1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Выполн. лаб. заданий

Защита реферата

0,12

0,6


10

По распис. занятий


На 7 нед.

8

Организмы и биологические процессы почвы


Лекция

Практ.

СРСП

СРС

1

1

1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Проверка лаб. заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


9

Почвенные коллоиды, поглотительная способность

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1

1

1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Выполн. лаб. заданий

Контрольная работа

0,12

0,6


3,33

По распис. занятий


На 9 нед.

10

Почвенная влага, водные свойства и водный режим почв

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1

1

1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


11

Почвенный воздух и воздушный режим почв. Тепловые свойства и тепловой режим почв

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1

1

1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

Тестирование

0,12

0,6


8

По распис. занятий


На 11 нед.






Темы

Формы провед. зан.: лек., сем., (прак., лаб.) СРСП, СРС

Литера

тура №№

Формы контроля

Мак.балл

Срок сда

чи

12

Почвенный раствор и окислительно-восстановительные процессы в почвах

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1

1

1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


13

Структура почв как фактор их плодородия и устойчивости к процессам эрозии и дефляции

Лекция

Практ.

СРСП

СРС

1

1

1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


14

Физические свойства почв

Лекция

Практ.

СРСП

СРС

1

1

1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

Контрольная работа

0,12

0,6


3,33

По распис. занятий


На 4 нед.

15

Кислотность и щелочность почв

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1

1

1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


16

Окислительно-восстановительные процессы в почвах.

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1

1

1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Выполн. Лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


17

Радиоактивность почв

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1

1

1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

Защита реферата

0,12

0,6


10

По распис. занятий


На 7 нед.

18

Распространение типов почв

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1


1

1

1,2,3,4,5

Посещаемость

Проверка лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


19

Классификация почв и общие закономерности их географии

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1


1

1

1,2,3,5,8,9

Посещаемость

Выполн. Лабораторных заданий

Контрольная работа

0,12

0,6


3,33

По распис. занятий


На 9 нед.

20

Природная зональность почв

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1


1

1

1,2,3,5,8,9

Посещаемость

Выполн. Лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


21

Почвенные зоны СНГ и их формирование

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1


1

1

1,2,3,5,8,9

Посещаемость

Выполн. Лабораторных заданий

Тестирование

0,12

0,6


10

По распис. занятий


На 11 нед.

22

Почвы широтных зон равнинной территории Казахстана

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1


2

1

1,2,3,5,8,9

Посещаемость

Выполн. Лабораторных заданий

0,12

0,6


По распис. занятий


23

Почвы горных областей Казахстана

Лекция

Лаборат. СРСП

1


1

1,2,3,5,8,9

Посещаемость

Выполн. лабораторных

0,12

0,6


По распис. занятий




Темы

Формы про-вед. зан.: лек., сем., (прак., лаб.) СРСП, СРС

Литера-

тура №№

Формы контроля

Мак. балл

Срок сдачи







СРС

1




заданий

Контрольная работа

3,34

На 13 нед

24

Земельные ресурсы Казахстана

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС


1

1

1

1



1,2,3,5,8,9

Посещаемость

Выполн. лабораторных заданий

Коллоквиум

0,12

0,6


10

По распис. занятий


На 14 нед.

25

Засоление почвы и солоди, их генезис, основные свойства, мелиорация, использование

Лекция

Лаборат.

СРСП

СРС

1


1

1

1,2,3,5,8,9

Посещаемость

Выполн. семинарских заданий

Коллоквиум

Проверка лек. ,записей

0,12

0,6


10


4

По распис. занятий


На 14 нед.


На 15 нед.




Всего

90










60





9. Согласно учебного плана предусмотренной Государственным стандартом всего аудиторных часов – 90. Лекция – 30 часов, СРСП – 30 часов, самостоятельная работа студентов – 30 часов.

- За посещаемость курса почвоведение - 3 балла – посещение одного занятия 0,34 балла;

- Конспект лекций и лабораторных заданий – 4 балла – (запись одной лекции - 0,16).

- Контрольная работа – 10 баллов (За весь период изучения курса «Почвоведение» будет 3 к/р по пройденным темам, каждая из них будет оцениваться по 3.33 балла);

- Защита рефератов – 10 баллов (введение с указанием цели, задачи и актуальности – 3 балла, содержание – 5 баллов, ответ на заданные вопросы – 2 балла);

- Промежуточный рубежный контроль (тестирование) – 8 баллов

- Коллоквиум – 10 баллов (3 вопроса по пройденным темам лекций - один правильный ответ – 3,33 балла);

- Выполнение лабораторных заданий – 15 баллов - (0,6 балл).

- Курс «Почвоведение» завершается экзаменом – 40 баллов. Экзамены принимаются по билетам

(билет содержит 3 вопроса – один правильный ответ – 13,33 балла).

Штрафные и поощрительные баллы не предусматриваются.

^ 10. Список рекомендуемой литературы

Основная литература:

  1. Добровольский В.В. География почв с основами почвоведения. – 4-е изд. – М.: Владос, 1999.

  2. Добровольский В.В. Практикум по географии почв с основами почвоведения. – М.: Просвещение, 1982.

  3. Глазовская М.А., Геннадиев А.Н. География почв с основами почвоведения. Учебник М.: Высшая школа. 1981. 400с.

  4. Почвоведение: Учебник / Под ред. И.С.Кауричева. М.: ВО Агропромиздат, 1989. 720 с.

  5. Глазовская М.А. Общее почвоведение и география почв: Учебник М.: Высшая школа. 1981. 400 с.

  6. Роде А.А. Генезис почв и современные процессы почвообразования. М.: Наука,1984.256 с

Дополнительная литература:

7. Розанов Б.Г. Почвенный покров Земного шара. М., Изд. МГУ, 1975.

8. Соколов А.А. Общие особенности почвообразования и почв Восточного Казахстана. Алма-Ата, 1974.

9. Почвы областей Казахстана. 16 т. Алма-Ата, 1958-67.

10. Герасимов И.П., Абсолютный и относительный возраст почв // Почвоведение. 1969 №5

11. Герасимов И.П., Глазовская М.А. Основы почвоведения и географии почв. М., Изд. МГУ, 1980.

12. Геннадиев А.Н. Почвы и время: Модели развития. М., Изд. МГУ, 1990.

13. Глазовская М.А. Почвы мира. В 2-х томах, М., 1973.

14. Крупенников И.А. История почвоведения. М.: Наука. 1981. 328с.

15. Науменко А.А. Эколого-генетический анализ почвенной карты Казахстана // Вестник КазГУ. Сер. Географическая. 1996. №3. С. 159.- 166.

16. Добровольский Г.В., Никитин Е.Д. Функции почв в биосфере и экосистемах. М.: Наука, 1990. 260с.

17. Интернет-источники.

^ 11. Основные понятия и термины по конкретной дисциплине «Почвоведение»:

Абразия – истирание твердых частиц при переносе водными потоками, ветром или ледниками.

Агрегат – в почве – трехмерное естественное образование, представляющее собой плотное скопление элементарных частиц определенной формы.

Адсорбция – физическое поверхностное явление, заключающееся в закреплении некоторых веществ почвенными частицами. К явлениям адсорбции относят фиксацию обменных оснований на коллоидных частицах почвы (гумусе, глинистых минералах, полуторных окислах и т.д.), а также фиксацию инертного газа, например азота, при низкой температуре. С помощью адсорбции измеряют внешнюю удельную поверхность глинистых минералов.

Аккумуляция – концентрация материалов в некоторой точке или на некотором уровне внутри почвы.

^ Аэрация почвы – процесс замещения почвенного воздуха атмосферным. Его цель – восстановление содержания кислорода в почве, в которой из-за микробиологической и корневой активности в период роста культурных растений сильно возросло содержание СО2.

^ Генетические почвенные горизонты – это формирующиеся в процессе почвообразования однородные, обычно параллельные земной поверхности слои почвы, составляющие почвенный профиль и различающиеся между собой по морфологическим признакам, составу и свойствам.

Дефляция – вынос рыхлого и тонкого материала ветром, при котором более грубые материалы остаются на месте и образуют мостовые или реги.

Почва – продукт выветривания, переработки и организации верхних слоев земной коры под действием живых организмов, атмосферы и протекающих в них процессов энергообмена.

^ Плодородие почвы – Способность почвы к производству продукции в условиях присущего ей физических, водных, химических и биологических свойств.

Почвенный профиль – определенная вертикальная последовательность генетических горизонтов в пределах почвенного индивидуума, специфическая для каждого типа почвообразования.

^ Почвенная структура – это совокупность агрегатов различной величины, формы, порозности, механической прочности и водопрочности, характерных для каждой почвы и ее горизонтов.

^ Гумус – органическое вещество почвы, состоящее из отмерших остатков растений и животных.

Пестициды-ядохимикаты – химические препараты для защиты растений, сельскохозяйственной продукции, для уничтожения паразитов у животных, для борьбы с переносчиками опасных заболеваний (гербициды, инсектициды, фунгициды, дефолианты и др.).


^ 12. Перечень вопросов и тем по формам контроля

Список вопросов на экзамен:

  1. Предмет, задачи и методы почвоведения. Краткий обзор истории изучения почв.

  2. Роль времени о почвообразовании. Развитие процессов почвообразования и выветривания.

3. Факторы почвообразования – краеугольный камень почвоведения.

4. Систематика и классификация почв.

  1. География почв – наука о закономерностях пространственного распределения почв.

  2. Значение почв для человеческого общества.

7. Методы почвоведения (профильный, морфологический, картографический, стационарный, лабораторно-экспериментальный, вегетационный, почвенных моделей).

8. Плодородие почв. Почва как средство и продукт труда. Влияние человека на почвенный покров.

  1. Основы теории образования и географии почв.

  2. Докучаев – основоположник генетического почвоведения.

  3. Биологический круговорот веществ и почвообразование.

  4. Закономерности пространственного распределения почв.

  5. Гранулометрический (механический) состав почвообразующих пород и почв.

  6. Содержание и состав гумуса в почвах.

  7. Почвы речных долин.

16. Морфология почв (окраска, структура, сложение, почвообразование, включения).

17. Мерзлотные почвы на территории СНГ.

  1. Почвенный профиль. Номенклатура и символика генетических горизонтов.

  2. Болотный процесс почвообразования и болотные почвы.

20.Тонкодисперсная часть почвы. Состав, строение, свойства почвенных коллоидов.

21. Почвы субтропических лесов.

22. Сероземы сухих субтропиков.

  1. Поглотительная способность почв. Виды поглотительной способности (механическая, биологическая, физическая, химическая, физико-химическая).

  2. Почвенный раствор. Реакция почв и почвенных растворов.

  3. Почвы влажных тропических лесов.

  4. Водный режим и почвообразование. Формы воды в почвах.

  5. Тропические почвы сезонного грунтового увлажнения.

  6. Генетические особенности солонцов и солодей.

  7. Водоудерживающая способность почв (влагоемкость).

  8. Типы водного режима и баланс почвообразования.

  9. Бурый лесные почвы.

  10. Гидроморфные почвы степей.

  11. Эрозия почв. Типы эрозии.

  12. Значение рельефа и образование и география почв.

  13. Почвы лиственных лесов.

  14. Понятие о структуре почвенного покрова.

  15. Почвы смешанных лесов.

  16. Климат и почвообразование. Тепловые свойства почв.

  17. Солонцы и солончаки.

  18. Биологические факторы почвообразования.

  19. Почвы субтропического пояса.

  20. Деградация и загрязнение почв.

  21. Такыры и такыровидные почвы.

  22. Понятие рекультивация земель.

  23. Механическое разрушение почвенного покрова и почвоохранные мероприятия.

  24. Охрана почв от вторичного засоления

  25. Охрана гумусного состояния почв

  26. Охрана почв от индустриальных и бытовых выбросов в окружающую среду.

  27. Химизация сельского хозяйства и охрана почв.

  28. Почвенные ресурсы Казахстана, их использование.


Перечень проектов индивидуальных, групповых, курсовых:

1). Строение почвенного профиля генетических горизонтов.

2). Составление почвенной карты региона, области.


Темы рефератов

  1. Климат и почвообразование

  2. Роль почвы в биосфере

  3. Гранулометрический (механический) состав почвообразующих пород и почв

  4. Значение рельефа в образовании и географии почв

  5. Характеристика почвенного покрова материка Евразии. (Евроазиатскую часть тундрового сектора)

  6. Восточно-Азиатская лесная почвенная область

  7. Морфологические особенности почв

  8. Значение почвы для человеческого общества

  9. Влияние животных на распространение почв

  10. Поглотительная способность почв

  11. Роль климата в почвообразовании

  12. Охрана и рациональное использование почв

  13. Санитарная функция почвы

  14. Свойства почвы и их влияние на растения и растительность

  15. Экологические функции почвы в биосфере

  16. Почва и здравоохранение населения

  17. Гидроморфные почвы степей

  18. Почвы пустынь

  19. Ветровая эрозия почвы и борьба с нею

  20. Эрозия почв

  21. Рекультивация почв

  22. Почва и их использование

  23. Мелиорация почв и их охрана

  24. Структура почвенного покрова

  25. Почвы Восточного Казахстана

  26. Загрязнение почв тяжелыми металлами

  27. Влияние автоинфраструктуры

  28. Загрязнение почв пестицидами

  29. Химическое загрязнение почв

  30. Биологическое загрязнение почв

  31. Загрязнение почв промышленными отходами

Контрольные работы:

  1. Типы эрозии почв и причины их появления.

  2. Вода в почве

  3. Автобиография основоположника почвоведения В.В.Докучаева

  4. Главнейшие типы почв

  5. Дерновые почвы

  6. Подзолы и подзолистые почвы

  7. Биогеохимия почвенного покрова

  8. Элементы исторического почвоведения

  9. Эволюция почв и ее виды

  10. Горные почвы

  11. Сероземы

  12. Охрана и рациональное использование почв

  13. Время как фактор почвообразование

  14. Рельеф как фактор почвообразование

  15. Новообразования и включения в почве

  16. Поглотительная способность почв

  17. Организмы как фактор почвообразования

  18. Почвообразующие породы

  19. Нарушение почвенных экосистем

  20. Почвы горных областей Казахстана

test-6-uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-sd-f-17-mezhdunarodnij-marketing-kod-i-nazvanie-disciplini-po.html
test-7-kalendarno-tematicheskoe-planirovanie-urokov-russkogo-yazika-na-2008-2009-uch-god.html
test-73-protokol-tcpip-osnovnie-ponyatiya-www-bazovij-kurs-iz-opita-raboti-uchitelya-visshej-kategorii-grachevoj.html
test-8-test-1-vam-predstavleno-40-voprosov-po-istorii-rossii-gruppa.html
test-9-kodifikator-elementov-soderzhaniya-po-obshestvoznaniyu-dlya-sostavleniya-kontrolnih-izmeritelnih-materialov-kim.html
test-a-s-pushkin-chto-nazivaetsya-lirikoj.html
  • universitet.bystrickaya.ru/teatr-boevih-dejstvij-i-sostav-sil-na-nem-isaev-a-chobitok-v-irincheev-b-rubeckij-o-pernavskij-g-i-dr.html
  • turn.bystrickaya.ru/osnovnie-vektori-integracii-v-sovremennom-obshestve-nauka-obrazovanie-biznes.html
  • college.bystrickaya.ru/11-zhizn-i-filosofskaya-deyatelnostkanta-vozniknovenie-filosofii-na-fone-mifa.html
  • tests.bystrickaya.ru/kurs-1-gruppa-fakultet-inostrannih-yazikov-ochnaya-forma-obucheniya-specialnost-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-inostrannih-yazikov-i-kultur-specializaciya.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/v-pervoj-sekcii-konferencii-posvyashennoj-aktualnim-problemam-teorii-i-metodologii-ekonomicheskoj-nauki.html
  • learn.bystrickaya.ru/glava-3-poryadok-udovletvoreniya-trebovanij-kreditorov-i-likvidaciya-dolzhnika-oglavlenie-2-glava.html
  • institute.bystrickaya.ru/finansovoe-pravo-respubliki-belarus-kak-otrasl-prava.html
  • portfolio.bystrickaya.ru/osnovnoj-yazik-prodolzhayushij-potok.html
  • shpora.bystrickaya.ru/zanyatie-3-chuvstva-slozhnosti-identifikacii-chuvstv-virazhenie-chuvstv-otdelenie-chuvstv-ot-povedeniya-formirovanie-umeniya-osoznavat-chto-so-mnoj-proishodit-analizirovat-sobstvennoe-sostoyanie.html
  • knigi.bystrickaya.ru/saba-1-sabati-tairibi-zharatilistanu-tabiat-turali-ilimni-zhiintii.html
  • nauka.bystrickaya.ru/vnedrenie-informacionnih-i-telekommunikacionnih-tehnologij-v-obuchenie.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/obemnie-pokazateli-obemnie-pokazateli-osnovnie-godovoj-plan-raboti-detskogo-doma-4-1-analiz-raboti.html
  • lecture.bystrickaya.ru/arendnoe-predpriyatie.html
  • bystrickaya.ru/vnedelnom-chtenii-vaishlah-rasskazivaetsya-o-vozvrashenii-iakova-vmeste-s-ego-mnogochislennim-semejstvom-na-rodinu-v-zemlyu-kanaanskuyu-i-o-ego-vstreche-s-esavom.html
  • write.bystrickaya.ru/erve-deffore-v-bolshinstve-stran-lokalnie-igroki-zanimayut-lidiruyushie-pozicii-v-roznice.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prilozhenie-analiticheskij-doklad.html
  • spur.bystrickaya.ru/mazmndamani-baalaua-ojilatin-talaptar-tairipti-ashilui-tairip-bojinsha-oj-zhjes-stil-emlelk-ateler.html
  • notebook.bystrickaya.ru/instrukciya-po-perevozke-krupnogabaritnih-i-tyazhelovesnih-gruzov-avtomobilnim-transportom-po-dorogam-rossijskoj-federacii.html
  • report.bystrickaya.ru/instrukciya-po-organizacii-i-provedeniyu-trenazhernoj-podgotovki-personala-ovd-vremennaya.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/programma-antikrizisnih-mer-pravitelstva-rossijskoj-federacii-na-2009-god-vvedenie-stranica-5.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-v-maou-okunevskoj-sosh.html
  • diploma.bystrickaya.ru/vnutrennij-dolg-2.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-iv-nauchnaya-zadacha.html
  • kolledzh.bystrickaya.ru/a-v-karpov-otv-red-l-yu-subbotina-zam-otv-red-a-l-zhuravlev-m-m-kashapov-n-v-klyueva-yu-k-kornilov-v-a-mazilov-yu-p-povarenkov-v-d-shadrikov-stranica-22.html
  • institut.bystrickaya.ru/t-k-kolevid-metodicheskie-ukazaniya-rabochaya-programma.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/vidi-monarhij-v-sovremennom-mire.html
  • education.bystrickaya.ru/14-trebovaniya-k-funkciyam-vipolnyaemim-sistemoj-metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-diplomnogo-proekta-diplomnoj.html
  • university.bystrickaya.ru/glava-9-snova-volshebnik-alesha-i-glavnoe-na-ostrove-kapitanov-dolzhen-bit-mayak.html
  • ucheba.bystrickaya.ru/primernaya-tematika-kursovih-rabot-po-vozrastnoj-psihologii.html
  • crib.bystrickaya.ru/gosudarstvo-obshestvo-cerkov-v-epohu-patriarha-nikona.html
  • report.bystrickaya.ru/informacionno-analiticheskij-centr-febs.html
  • literature.bystrickaya.ru/beskrajni-prostori-neba-nad-mirom-mislyu-chelovecheskoj-ne-obyat-ih-no-rasskazivayut-chto-prestol-gospoden-vozdvignut-pryamo-nad-ispaniej-stranica-20.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/programma-po-kursu-informatika-osnovi-informatiki-dlya-specialnosti-ej-230201654700-informacionnie-sistemi-i-tehnologii-080801351400prikladnaya-informatika-po-oblastyam.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/uchebnik-prednaznachen-dlya-obucheniya-i-povisheniya-kvalifikacii-v-vuzah-nii-ministerstva-zdravoohraneniya-osushestvlyayushih-podgotovku-kadrov-dlya-medicinskoj-sluzhbi-grazhdanskoj-oboroni-stranica-6.html
  • assessments.bystrickaya.ru/drevnij-rim-a-n-romanov-predsedatel-nauchno-metodicheskogo-soveta-prof.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.