.RU

Учебный элемент 2.5: Склонение имен существительных. Варианты падежных окончаний как результат исторического развития имен существительных


^ Учебный элемент 2.5: Склонение имен существительных. Варианты падежных окончаний как результат исторического развития имен существительных
 Цели учебного элемента 2.5:

После изучения данного учебного элемента Вы сможете:



Типы склонения имен существительных различаются в современном русском языке только в падежных формах единственного числа. Во множественном числе эти различия почти отсутствуют.

В современном русском языке выделяется три основных типа склонения имен существительных.

К первому склонению относятся имена существительные мужского рода (кроме небольшого количества существительных на -а, -я: дедушка, сынишка, дядя, Ваня, например: стул, конь, герой, гараж, делец, подмастерье, домишко и др., и имена существительные среднего рода, например: окно, горе, копье, сукно и др.

Ко второму склонению относятся все имена существительные женского, мужского и общего рода на -а, -я, например: вода, сакля, струя, юноша, Боря, сирота и др.

К третьему склонению относятся все имена существительные женского рода на мягкий согласный и на ж, ш, например: дань, мякоть, пустошь, рожь и др.

В первом и втором склонениях различается склонение на твердую основу и на мягкую основу, кроме того, в первом склонении различается склонение имен существительных мужского рода и имен существительных среднего рода.

Субстантивированные (лат. substantivum - существительное) прилагательные, т.е. прилагательные, полностью или частично перешедшие в разряд существительных, сохраняют склонение имен прилагательных, т.е. так называемое адъективное склонение (гончая, вестовой, портной, раненый и т.д.).

К числу разносклоняемых имен существительных относятся десять существительных на -мя: бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, семя, стремя, темя, которые склоняются по-особому.

Во всех падежах, кроме именительного и винительного падежа единственного числа, существительные на -мя имеют на конце основы -мен.

В родительном, дательном, предложном падежах единственного числа эти существительные оканчиваются на -и (как и существительные третьего склонения).

Существительные бремя, вымя, пламя, темя не имеют множественного числа. Остальные шесть слов склоняются во множественном числе по второму склонению, лишь слова семя, стремя в родительном падеже множественного числа имеют форму на -ян: семян, стремян.

Разносклоняемыми являются и существительные путь и дитя. Существительное путь имеет особые формы лишь в единственном числе (пути, пути, путь, путем, о пути), а во множественном числе оно склоняется по типу слова кость (т.е. по III склонению).

Существительное дитя имеет особые формы в единственном числе (дитяти, дитяти, дитя, дитятею, о дитяти) и в творительном падеже множественного числа (детьми).

К несклоняемым именам существительным относятся такие, которые не изменяются по падежам. Большую часть несклоняемых существительных составляют иноязычные заимствования.

В особую группу склонения объединяются существительные pluralia tantum, которые невозможно отнести ни к одному из перечисленных выше типов склонения в силу отсутствия у них форм единственного числа, это существительные типа очки, ножницы, брюки, сани и др.


 ЗаданияУЭ 2.5

1. Определите тип склонения следующих существительных: рыбак, заливное, опилки, коллега, воробьишка, гроза, оперение, дерзость, буря, метро, вермишель, граната, кудри, такси, подруга, туловище, багаж, дыня, управляющий, бремя, пельмени, фойе, племя, мозоль, мастерская.

2. Определите, к одному или к разным типам склонения относятся имена существительные: Лемешев, Козловский, Михайлов, Дарвин, Федин, Симонов, Гумилев, Розенталь, Лекант, Кронин, Алена Зандер, Илья Резник, Ирина Резник, Андрей Белый, Ира Гора, Наталья Ляшенко, Александр Ширвиндт.

3. Определите тип склонения и падежную форму имен существительных, а также возможность/невозможность вариантного окончания.

1. В цехе спорить нечего, надо сделать, что приказывают (А. Рыбаков). 2. Жены местных властей… привыкли на Кавказе встречать под нумерованной пуговицей пылкое сердце и под белой фуражкой образованный ум… Под виноградными аллеями… мелькали порой шляпки любительниц уединения вдвоем… (М. Лермонтов). 3. «Да, - промолвил он, откусывая крошечный кусочек сахару, - на меня да на мою старуху жаловаться, кажись, им нечего» (И. Тургенев). 4. После того как с морозу оглушили пару самоваров подряд, бродили по городу, не знали, куда девать свободное время (Д. Фурманов). 5. Говорит он скоро и вычурно: он из тех людей, которые на все случаи жизни имеют готовые пышные фразы, которых просто прекрасное не трогает… (М. Лермонтов). 6. Он нашел случай вступить в разговор с княгиней и сказать какой-то комплимент княжне; она, видно, не очень разборчива, ибо с тех пор отвечает на его поклон самой милой улыбкою (М. Лермонтов). 7. Так деревцо свои листы меняет с каждою весною (А. Пушкин). 8. Они попросили рису, вареного на молоке, и наелись им, насыпав кучу сахара (А. Пушкин). 9. Строительные работы под дождем и на ветре требуют от работника большого напряжения сил (А. Чехов). 10. Вот сидит Шир-Али, на коврах, выше всех, весь в шелке и золоте (М.Горький).

  1. Определите падеж имен существительных и укажите, чем объясняется употребление вариантных флексий: виду не подать, для виду, не до смеху, для порядку, без году неделя, ни слуху ни духу, искать броду, не прошло и часу, ждать с часу на час, иметь в виду, работать на дому, на берегу, на краю, в лесу, в саду.

  2. Найдите субстантивированные слова, укажите, какая часть речи перешла в разряд существительных, является ли переход полным или частичным. Определите тип склонения этих слов.

1. Наше грядущее точно отождествляется с нашими детьми, а оно, это грядущее, будет свободно от корысти и зависти (С. Дангулов). 2. Они вошли в изящно, заново, богато отделанную столовую (Л. Толстой). 3. Неприятное осталось позади, а сейчас начнется удивительное и веселое: рассохшийся дом запоет от первых же звуков рояля (К. Паустовский). 4. Молодой офицер с выражением недоумения и страдания в лице отошел от наказываемого… (Л. Толстой). 5. Через несколько минут Чудинов уже сидел в парикмахерской в кресле перед большим зеркалом, в котором через просторное окно за переплетом легких лесов отражались сугробы, ели на улице, редкие прохожие (Л. Кассиль).

  1. Произведите морфологический анализ всех имен существительных.

Тополя шумели по обочинам дороги. Листва лесов неслась душистыми грудами за окнами машины. Внезапно в этой зелени возникали сиреневые гранитные скалы, увитые плющом. Струились и позванивали, пересекая шоссе, прозрачные ручьи. Каждый раз перед таким ручьем машина замедляла ход, будто хотела напиться. Лепестки маков летели по ветру легкими стаями, как мотыльки. Отвесный каменный порог вставал в дрожащем горячем воздухе, и шофер всерьез рассказывал, что он видел на этой гладкой горной стене ввинченные в камни причальные кольца, так как здесь, говорят, было в незапамятные времена море (К. Паустовский).

^ Рефлексивная анкета:

  1. Что нового вы узнали о склонении имен существительных? Что не изучалось вами в школе?

  2. Были ли у вас затруднения при определении склонения имен существительных и почему?

  3. Склонение каких имен существительных вам труднее всего определить?

  4. Усвоили ли вы грамматические показатели склонения?
^ Порядок морфологического анализа имен существительных

  1. Словоформа в тексте.

  2. Часть речи, категориальное значение.

  3. Начальная форма, вопрос к начальной форме, вопрос к словоформе в тексте.

  4. Собственное или нарицательное, значение.

  5. Одушевленное или неодушевленное, показатель, значение.

  6. Лексико-грамматический разряд (конкретное, единичное, вещественное, собирательное, отвлеченное), показатели (морфологические, словообразовательные), значение.

  7. Род, показатель, значение.

  8. Тип склонения, показатель, тип склонения по школьной грамматике.

  9. Число, показатель, значение.

  10. Падеж, показатель, значение, варианты падежных окончаний (если есть), способ определения падежа.

  11. Парадигма (полная/неполная).

  12. Синтаксическая функция.


Образец морфологического анализа имени существительного:

Князь для белочки потом

Выстроил хрустальный дом,

Караул к нему приставил

И притом дьяка заставил

Строгий счет орехам весть (А.С. Пушкин).


  1. Словоформа в тексте – князь.

  2. Часть речи – имя существительное, категориальное значение предметности.

  3. Начальная форма – князь (им.п., ед.ч.); вопрос к начальной форме кто?; вопрос к словоформе в тексте – кто? Вопросы совпадают, т.к. отражают формы одного падежа.

  4. Имя нарицательное, обозначает предмет из класса однородных.

  5. Одушевленное, т.к. обозначает лицо, грамматический показатель – совпадение форм род.п. и вин.п. во мн.ч.: Р.п.- князей, В.п. – князей.

  6. Конкретное, обозначает конкретный предмет (лицо); показатель – сочетается с количественными числительными, имеет формы ед.ч. и мн.ч.

  7. Мужской род; показатель – флексия –я в Р.п.; обозначает лицо мужского пола.

  8. Первое склонение по вузовской грамматике (по школьной грамматике – II), показатель – муж.р. и нулевое окончание в им.п.. Вариантов падежных окончаний нет

  9. Ед.ч.; показатель – нулевая флексия; значение категории числа – обозначает единичный предмет (лицо).

  10. Им.п., показатель – нулевая флексия, значение падежа – субъектное.

  11. Парадигма склонения – полная, т.к. состоит из 12 членов.

  12. Синтаксические свойства – в предложении является подлежащим и координирует со сказуемым.




trinadcat-lekcij-v-nyurnberge-s-17-27-29-30-iyunya-1908-goda-bibliotechnij-104.html
trinadcataya-lekciya-chast-pervaya-oshibochnie-dejstviya-1916-1915-.html
trinadcataya-mezhdunarodnaya-konferenciya-molodih-uchenih-ekonomistov.html
trinadcataya-vserossijskaya-nauchno-prakticheskaya-konferenciya-vospitatelnaya-deyatelnost-v-sovremennom-universitete.html
trinadcatij-biblejskij-period-kniga.html
trinadcatij-provokator-rasskazi-kotorie-tak-lyubil-pereskazivat-mne-otec-s-vechnim-refrenom.html
  • college.bystrickaya.ru/3tipi-peremennih-i-strukturi-dannih-izmeriteli-regulyatori-malogabaritnie.html
  • znanie.bystrickaya.ru/administraciya-goroda-pokachi-izveshaet-o-provedenii-otkritogo-aukciona-na-pravo-zaklyucheniya-kontrakta-na-postavku-knig-dlya-obsheobrazovatelnih-uchrezhdenij-goroda.html
  • essay.bystrickaya.ru/doklad-glavi-rajona-ob-itogah-socialno-ekonomicheskogo-razvitiya-rajona-za-2009-god.html
  • spur.bystrickaya.ru/lekciya-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-obrazovatelnogo-uchrezhdeniya-kak-grazhdanskij-dogovor-s-obshestvom-o-novom-kachestve-obrazovaniya.html
  • desk.bystrickaya.ru/po-tu-storonu-realnosti-viktor-aronovich-mazin.html
  • obrazovanie.bystrickaya.ru/pravila-priema-v-uralskuyu-gosudarstvennuyu-selskohozyajstvennuyu-akademiyu-v-2011-godu-ekaterinburg-201.html
  • institut.bystrickaya.ru/srednesrochnij-finansovij-plan-ooo-avanta-soderzhanie-stranica-5.html
  • zadachi.bystrickaya.ru/teoriya-literaturi-poetika-stranica-8.html
  • write.bystrickaya.ru/glava-6-sila-prinyatiya-i-misterii-temnoj-luni.html
  • tetrad.bystrickaya.ru/ustav-municipalnogo-byudzhetnogo-obsheobrazovatelnogo-uchrezhdeniya-srednej-obsheobrazovatelnoj-shkoli-19-municipalnogo-obrazovaniya-ust-labinskij-rajon.html
  • ekzamen.bystrickaya.ru/skazki-dlya-vzroslih-chernovik-diploma-studentki-6-kursa-zaochnogo-otdeleniya.html
  • znanie.bystrickaya.ru/advokatov-ozolotyat-monitoring-smi-27-28.html
  • uchit.bystrickaya.ru/tehnologiya-tehnicheskij-trud-prikaz-30-12-2010-g-832-o-rezultatah-municipalnogo-etapa-vserossijskoj-olimpiadi.html
  • otsenki.bystrickaya.ru/remsi-kempbell-monstri-antologiya-stiven-dzhons.html
  • books.bystrickaya.ru/chast-11-svadebnij-naryad-kniga-podarok-dostojnij-korolevi-krasoti.html
  • znanie.bystrickaya.ru/54-vzaimosvyaz-obshih-i-specificheskih-znanij-i-umenij-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-srednih-pedagogicheskih-uchebnih-zavedenij.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-lingvisticheskij-analiz-teksta.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/tema-5-psihodiagnosticheskaya-beseda-kak-raznovidnost-metoda-oprosa-kurs-konspekt-lekcij-i-kontrolnie-zadaniya.html
  • vospitanie.bystrickaya.ru/zelenogradskoe-okruzhnoe-upravlenie-obrazovaniya-stranica-3.html
  • lektsiya.bystrickaya.ru/prodovolstvennaya-bezopasnost-v-gosudarstvah-chlenah-ches.html
  • klass.bystrickaya.ru/administracii-stranica-7.html
  • shpargalka.bystrickaya.ru/uchebnoe-posobie-ufa-2008-udk-616-97-616-507-bbk-55-8-ya-7.html
  • institut.bystrickaya.ru/tema-27-pravovoe-gosudarstvo-programma-vstupitelnih-ekzamenov-v-aspiranturu-gu-vshe-po-specialnosti-12-00-01-.html
  • literatura.bystrickaya.ru/scenarij-novogodnego-prazdnika-dlya-detej.html
  • bukva.bystrickaya.ru/prirodno-resursnij-potencial-latinskoj-ameriki.html
  • literatura.bystrickaya.ru/reshayushie-boi-tajna-na-dne-kolodca.html
  • school.bystrickaya.ru/birzha-i-birzhevaya-deyatelnost-v-rinochnoj-ekonomike-chast-6.html
  • esse.bystrickaya.ru/rabochaya-programma-po-discipline-ekonomika-organizacij-dlya-studentov-dnevnogo-obucheniya-po-specialnosti-buhgalterskij-uchet-analiz-i-audit.html
  • occupation.bystrickaya.ru/mishlenie-i-yazik.html
  • laboratornaya.bystrickaya.ru/razdel-chelovek-i-priroda-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-nachalnogo-obshego-obrazovaniya-moskva-2011.html
  • znanie.bystrickaya.ru/44-metodi-regulirovaniya-stepeni-riska-uchebnoe-posobie-dlya-studentov-specialnostej-menedzhment-organizacii.html
  • knowledge.bystrickaya.ru/na-shirokuyu-nogu-na-shirokuyu-nogu.html
  • writing.bystrickaya.ru/biznes-plan-agentstvo-po-organizacii-prazdnikov.html
  • zanyatie.bystrickaya.ru/uchebno-metodicheskij-kompleks-disciplini-bijsk-bpgu-imeni-v-m-shukshina.html
  • books.bystrickaya.ru/boyarincev-vladislav-andreevich.html
  • © bystrickaya.ru
    Мобильный рефератник - для мобильных людей.